Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 05:59, курсовая работа
Актуальность темы. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами и психотропными веществами стоит очень остро и его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом. С данной проблемой должно бороться не только общество, а каждый человек должен осознавать для себя большой вред наркомании и стараться бороться с нею. Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность.
Введение
1. Теоретические основы и проблемы профилактики наркомании среди подростков
1.1. Наркомания как социальная проблема
1.2 Направления социальной работы по профилактике наркомании среди подростков
2. Практика профилактики наркомании в подростковой среде
2.1. Обобщение опыта социальной работы по профилактике наркомании среди подростков в регионах РФ
2.2 Организация профилактической работы с подростками в школе…………………………………………………………………….
Заключение
Список использованных источников
Диаграмма 2. Наличие у подростков знакомых людей, употребляющих наркотики.
Средний возраст начала приобщения к наркотическим веществам снизился до 14-14,5 лет. Наше исследование показывает, что 30% опрошенных попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики, из них 60% мальчиков и 40% девочек.
Диаграмма 3. Случаи употребления наркотиков подростками
В качестве причин, которые способствовали употреблению наркотиков, школьники указывают любопытство и веяние моды. 24% респондентов впервые попробовали наркотики на дискотеках, именно в клубах бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу.
98% детей на вопрос о том, куда бы они обратились при возникновении проблем с наркотиками, выбрали три варианта: друзьям, родителям, врачам. Подростку нужен кто-то, к кому можно прийти за пониманием, одобрением и советом.
Проанализировав результаты проведенного нами исследования можно сказать, что несмотря на проводимую в школе профилактическую работу, 30% опрошенных нами учеников хотя бы раз пробовали наркотики в виду различных причин. Мы предлагаем помимо осуществляемых мер ввести следующие:
1) предоставить взрослым возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме профилактики ПАВ;
2) убедить родителей
в необходимости активного
3) применять приём, когда к проведению тематических мероприятий привлекаются сами несовершеннолетние, т.е. ученик обучает ученика, что решает сразу несколько задач: - охват работой достаточно большой аудитории несовершеннолетних; - формирование устойчивых антинаркотических установок как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются; - развитие чувства самоуважения и ответственности; - формирование навыков, важных для взрослой жизни;
4) постоянно развивать
систему дополнительного
5) регулярно на базе школы для учащихся, родителей и педагогов проводить просмотр видеофильмов и антирекламных роликов по данной проблеме;
6) каждую четверть библиотекарем школы проводить обзор новых журналов, книг, специальной литературы, посвящённых профилактике наркомании.
На наш взгляд эти весьма простые рекомендации не только усовершенствуют профилактическую работу с подростками в школе, но и принесут весьма положительные результаты.
Заключение
Вопросы борьбы с наркоманией выходят сегодня на первый план. Проблема наркомании в России давно приняла характер эпидемии и государство начало серьезную борьбу с наркоманией. Огромных усилий и колоссальных финансовых затрат требует профилактика наркомании. Ни одна семья уже не уверена в том, что их ребенок не попробовал хоть раз наркотик. Теперь наркотики можно купить везде, даже в школах. Способы вовлечения стали более агрессивны. Первая доза предлагается, как правило, бесплатно, а потом, когда возникнет зависимость, нужны уже будут деньги. Поэтому наркоманы идут добывать деньги на следующие дозы любыми способами: воровством, распространением наркотиков, проституцией. Сегодня борьба с наркоманией - это крайне важная задача.
Проанализировав научную литературу, мы изучили понятие, причины, факторы и тенденции роста подростковой наркомании. Такие авторы как Аменд А. Ф., Дюндик Н. Н., Курек Н. С, Лапко А. Н.,Медведева Е. В., Чернышова В. Н. выделяют социальные и индивидуально-психологические факторы, влияющие на формирование наркотической зависимости. Основными причинами, приводящими к употреблению наркотиков, становятся любопытство и скука, компания сверстников и уход от реальности и проблем.
Мы изучили направления социальной работы по профилактике наркомании в подростковой среде. Основными являются: педагогическая, социальная, медицинская, правовая профилактика, антинаркотическая пропаганда, формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни, а также первичная, вторичная и третичная профилактика.
Способы борьбы с наркоманией различны. Среди основных - социальный, медицинский и информационный. Социальный способ борьбы с наркоманией нацелен на устранение социально-экономических, бытовых, социально-психологических причин и условий отклоняющегося поведения. Медицинский способ борьбы с наркоманией помогает пациенту медикаментозно и психологически избавиться от зависимости. Наркологи ищут новые эффективные, методики лечения наркомании. Чтобы лечение было более эффективным, его нужно проводить стационарно. Наркомания требует длительного лечения. Борьба с наркоманией на личностном уровне - сложный и длительный процесс, требующий колоссальных усилий со стороны человека, но и со стороны его близких.
Обобщив опыт социальной работы по профилактике наркомании среди подростков в регионах РФ мы пришли к выводам, что региональные общественные организации и Центры занимаются исследовательской деятельностью по разработке территориальных моделей профилактики наркозависимости среди молодежи, осуществляют экстренную психологическую помощь молодым людям, медико-социальную реабилитацию, формируют волонтерские движения. В настоящее время практически во всех регионах РФ осуществляются комплексные программы, объединяющие усилия государственных и общественных организаций при планировании и проведении в жизнь мероприятий, касающихся молодежи.
Мы разработали и провели анкету, результаты которой показали, что 30% опрошенных хотя бы раз в жизни пробовали наркотик. Это говорит о том, что настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет. Таким образом, наркомания – тяжелое заболевание, которое ведет к нравственной и социальной деградации личности, толкает потерявших контроль над своим поведением подростков к правонарушениям. Наркомания является социальной, а отнюдь не только медицинской проблемой, и, соответственно, направления борьбы с ней должны носить социальный характер. Необходимо первостепенное внимание уделять профилактике. Огромную роль в профилактике наркомании среди молодежи играют родители и педагоги. Их основная задача – показать, что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательна только тогда, когда главная цель каждого – ориентир на здоровый образ жизни.
Список использованных источников
1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления / под. ред. Эрика Ф. Вагнера и Холли Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой. – М.: Академия, 2006. – 415с.
2. Аксенова, А. С. Профилактика зависимостей в условиях однократной встречи со слушателями / А. С. Аксенова // Психотерапия. – 2007. - № 2. – С. 6-7.
3. Аменд, А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / А. Ф. Аменд, М. В. Жукова, Е. В Фролова // Педагогика. – 2004. - №4.-С.19-29.
4. Андреева, М. Н. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей/ М.Н. Андреева, Н. Я Голубкова., Л. Г. Новикова // СОЦИС. – 1989. - № 4.
5. Анохина, И. П. Центральные механизмы предрасположенности к зависимости от психоактивных веществ/ И.П.Анохина, Н. Л Векшина, А. Г Веретинская. // Журнал неврологии и психиатрии. – 1997. - № 12.
6. Баландин, А. Самые опасные наркотики/ А.Баландин, Л. Баландина, В Джанибеков. // Топ-20 согласно версии журнала «The Lancet» — Изд. «Гроссмедиа», 2008
7. Боев, Б. Наркомания в России: анализ и прогноз демографических последствий / Б. Боев // Вестник высшей школы. - 2002. - №3.
8. Википедия свободная энциклопедия
[Электронный ресурс]: Наркология.- http://ru.wikipedia.org/wiki/
9. Википедия свободная энциклопедия
[Электронный ресурс]: Наркомания.- http://ru.wikipedia.org/wiki/
10. Врублевский, А. Г. Наркомании и токсикомании: общие представления /А.Г. Врублевский//Лекции по наркологии под ред. Н. Н. Иванца, М., 2000.
11. Двойменный, И. А. Незаконный оборот наркотиков/ И. А. Двойменный// СОЦИС. – 1999.-№ 5
12. Димов, В. М. Паутов В. Н. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности / В.М. Димов, В.Н. Паутов// Социально-гуманитарные знания. – 2000. - №1. - С. 166-179
13. Дюндик, Н. Н. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях / Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко // Журнал практического психолога. – 1999. - №2. - С.46-53.
14. Журавлева, Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л.А. Журавлева//Социологические исследования. - 2000. - №7.
15. Иванец, Н. Н. Клинические особенности постабстинентных нарушений при героиновой наркомании и некоторые подходы к их лечению/Н.Н. Иванец, М. А. Винникова // Журнал неврологии и психиатрии. – 1999. - № 9.
16. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ. - 2007. — 416 с.
17. Козлов, А. А. Психологические особенности больных наркоманиями/ А.А. Козлов, Т. С. Бузина // Журнал неврологи и психиатрии. -1999. - №10.
18. Козлов, А. А. «Наркоманическая» личность/ А.А. Козлов, М. Л. Рохлина // Журнал неврологии и психиатрии. – 2000. - № 7. - С. 23-27.
19. Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в РФ [Электронный ресурс]: http://www.narkotiki.ru/ ecolumn_6383.html
20. Кристалл, Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении / Г. Кристалл //Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга, М., 2000.
21. Курек, Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. – СПб.: Алетейя, 2001.- 220с.
22. Лапко, А.Н. Наркомания как социальное явление / А.Н. Лапко // Закон и право. - 2001. - №9. - С. 15 - 18.
23. Люрссен, Э. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа / Э. Люрссен // Энциклопедия глубинной психологии. Т.2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Пер. с нем. / Общ. ред. А. М. Боковикова. — М., «Когито-Центр», МГМ, 2001.
24. Медведева, Е. В. Факторы риска, влияющие на формирование наркотической зависимости / Е. В. Медведева // Наука-вуз-школа: сб. науч. Трудов молодых исследователей. – Магнитогорск, 2004.-Вып. 9. – С.134-136.
25. Мирошниченко, Л. Д. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде / Л. Д. Мирошниченко, Пелипас В. Е., Рыбакова Л. Н. // Педагогика. - 2000. №3.
26. Мосенкова, О. Г. Химическая зависимость / О. Г. Мосенкова // Современные проблемы науки и образования : тез. докл. XLIII внутривуз. науч. конф. Преподавателей МаГУ.- Магнитогорск, 2005. – С. 76-77.
27. Наркомания и общество
[Электронный ресурс]: http://www.inter-tel.ru/
28. Наркотики как бренд [Электронный ресурс]: http://www.narkotiki.ru / research_6600.html
29. Общественность в профилактике
наркомании [Электронный ресурс]: http://www.bechterev.ru/
30. Панина, Г. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход / Г. Панина, К. Пилякин, В. Штукатурова // Воспитание школьников. – 2001. - №9.- С.54-60.
31. Плющ, И. В. Объекты профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде / И. В. Плющ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008.- №4.- С. 41-52.
32. Профилактика наркомании
в подростковой среде [Электронный ресурс]: http://www.narcom.ru/ideas/
33. Пузыревская, Н. П. За школу без наркотиков / Н. П. Пузыревская // Воспитание школьников. -2001. - №7. - С. 54-58.
34. Пятунин, В. А. Аддиктивное поведение и зависимость от психоактивных веществ / В. А. Пятунин // Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Ч.III.Аддиктивное поведение. – Магнитогорск, 2000.-Гл.I.-с. 6-39.
35. Рубан, Л. С. Девиация как проблема безопасности / Л. С. Рубан // СОЦИС. -1999. - № 5.
36. Соловов, А. В. Варианты психопатологии у подростков при начальных формах химической зависимости / А. В. Соловов // Школа здоровья.- 2000. -№1.- С. 79-82.
37. Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах».
38. Фролова, Г. Профилактика наркозависимости: беду можно предотвратить / Г. Фролова // Народное образование. – 2000. - №7. - С.114-122.
39. Фурсова, Ю. А. Профилактика наркомании – дело общее / Ю. А. Фурсоа // NOTA Bene. – 2002. - №4. – С. 11-14.
40. Чернышова, В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс / В. Н. Чернышова // Социология образования. - 2007. - №6.- С.4-11.
41. Школа без наркотиков / Под ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.