Лекции по "Стандартизации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:42, курс лекций

Краткое описание

Лекция «Основы технического регулирования»
Лекция «Предмет, цель и задачи стандартизации»
Лекция «Международная стандартизация»
Лекция «Обязательное подтверждение соответствия»
Лекция «Основы метрологии»

Файлы: 1 файл

Kratkoe_izlozhenie_standartizatsia.docx

— 309.02 Кб (Скачать)

Поправки  к принятому в первом чтении проекту  федерального закона о техническом  регламенте после окончания срока  их подачи публикуются в информационной системе общего пользования в  электронно-цифровой форме не позднее  чем за месяц до рассмотрения Государственной  Думой проекта федерального закона о техническом регламенте во втором чтении.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать в своем печатном издании проект федерального закона о техническом  регламенте в течение десяти дней с момента оплаты его опубликования. Далее проект федерального закона о  техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной  Думой в Правительство Российской Федерации не позднее чем за месяц до рассмотрения указанного проекта Государственной Думой во втором чтении. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Экспертиза  проектов технических регламентов  осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов  исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Следует учитывать, что заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.

Заключения  экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному  опубликованию в печатном издании  федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и  в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

В том  случае, если будет установлено, что  утвержденный технический регламент  не соответствует интересам национальной экономики, развитию материально-технической  базы и уровню научно-технического развития, а также международным  нормам и правилам, Правительство Российской Федерации обязано начать процедуру, аналогичную рассмотренной для внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений возможен особый упрощенный порядок разработки и принятия технических  регламентов. Он предусматривает издание  Президентом Российской Федерации  технического регламента без его  публичного обсуждения.

Аналогичный порядок применяется и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом  регламенте.

Правительство Российской Федерации также в  указанных случаях до вступления в силу федерального закона о техническом  регламенте вправе издать постановление  о соответствующем техническом  регламенте.

При этом проект постановления Правительства  Российской Федерации о техническом  регламенте, подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации, не позднее чем за месяц  до его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию. Проект постановления Правительства  Российской Федерации о техническом  регламенте рассматривается на заседании  Правительства Российской Федерации  с учетом заключения соответствующей  экспертной комиссии по техническому регулированию.

Но и  в этим случае должна обеспечиваться необходимая гласность — проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном - издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию  и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц  до его рассмотрения на заседании  Правительства Российской Федерации.

Технический регламент может быть принят международным  договором (в том числе договором  с государствами — участниками  Содружества Независимых Государств), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации. В этом случае проект технического регламента также  разрабатывается в упрощенном порядке.

 

 

 

Лекция «Предмет, цель и задачи стандартизации»

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Основные  цели стандартизации, представлены на рис.

 

Рис. 2.1 Основные цели стандартизации

Важнейшими  результатами деятельности по стандартизации являются обеспечение безопасности продукции и процессов, повышение  степени соответствия продукции, процессов  и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и  содействие научно-техническому сотрудничеству.

Стандартизация  осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • добровольного применения стандартов;
  • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • максимально возможного применения международных стандартов;
  • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
  • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

 

Лекция «Международная стандартизация»

Международная стандартизация — это совокупность организаций по стандартизации и продуктов их деятельности: стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции.

Существует ряд основных международных (ИСО, МЭК, МСЭ, ЕОК) и региональных (СЕН, СЕНЭЛЕК, ЕТСИ) организациях по стандартизации (см. Прил. 1).

Международная организация  по стандартизации ИСО (ISO) создана в 1946 году.Имеет неправительственный характер. При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный. Вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Главная цель ИСО - содействие стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности путем разработки международных стандартов. Членами ИСО являются не правительства, а национальные организации по стандартизации. Главными структурными подразделениями ИСО являются технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы, выполняющие основной вид деятельности - разработку международных стандартов.

Международная электротехническая комиссия МЭК (IEC) создана в 1906 году. Цель деятельности - содействие международному сотрудничеству по вопросам стандартизации в области электротехники, радиоэлектротехники и связи. В отличие от ИСО, МЭК состоит из национальных комитетов, которые представляют интересы всех отраслей промышленности. В качестве таких национальных комитетов выступают национальные организации по стандартизации.

Между ИСО  и МЭК заключено соглашение по разграничению сфер деятельности. Бюджет ИСО и МЭК складывается из взносов  стран и от продажи международных  стандартов.

Лекция «Обязательное подтверждение  соответствия»

         Сертификация является формой подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ или иных объектов техническим регламентам, стандартам и условиям договоров.

Под сертификацией соответствия понимают действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированные продукция, процесс, система или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. При положительных итогах сертификации на объект сертификации выдается сертификат соответствия.

Сертификат  соответствия — это документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Основная  первоначальная причина появления  сертификации — повышение конкурентоспособности  товаров фирм с относительно невысоким  имиджем с точки зрения качества на рынке сбыта.

В соответствии с законом о техническом регулировании в Российской Федерации возможны два вида подтверждения соответствия: добровольное подтверждение соответствия и обязательное подтверждение соответствия (рис. 1).

Рис. 1. Формы подтверждения соответствия в Российской Федерации

При этом если добровольное подтверждение соответствия осуществляется только в форме добровольной сертификации, то обязательное подтверждение  соответствия осуществляется в двух формах: принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия) и обязательной сертификации.

В соответствии с законов о техническом регулировании  подтверждение соответствия осуществляется в целях:

• удостоверения  соответствия продукции, процессов  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации работ, услуг или иных объектов техническим  регламентам, стандартам, условиям договоров;

• содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

• повышения  конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном  рынках;

• создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для  осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и  международной торговли. Закон устанавливает  и следующие принципы подтверждения - соответствия:

• доступности  информации о порядке осуществления  подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

• недопустимости применения обязательного подтверждения  соответствия к объектам, в отношении  которых не установлены требования технических регламентов;

• установления перечня форм и схем обязательного  подтверждения соответствия в отношении  определенных видов продукции в  соответствующем техническом регламенте;

• уменьшения сроков осуществления обязательного  подтверждения соответствия и затрат заявителя;

• недопустимости принуждения к осуществлению  добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

• зашиты имущественных интересов заявителей, соблюдение  коммерческой тайны  в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения  соответствия;

• недопустимости подмены обязательного подтверждения  соответствия добровольной сертификацией.

На рис. 2 приведены задачи добровольной и обязательной сертификации. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют орган по сертификации и участников данной системы добровольной сертификации. Данной системой может предусматриваться применение знака соответствия. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

 

Законом о техническом регулировании  предусматривается обязательное подтверждение  соответствия только в случаях, установленных  определенным техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения  соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы  обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим  регламентом с учетом степени  риска не достижения целей технических  регламентов. При этом декларация о  соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения  соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.

Информация о работе Лекции по "Стандартизации"