Лекции по "Стандартизации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:42, курс лекций

Краткое описание

Лекция «Основы технического регулирования»
Лекция «Предмет, цель и задачи стандартизации»
Лекция «Международная стандартизация»
Лекция «Обязательное подтверждение соответствия»
Лекция «Основы метрологии»

Файлы: 1 файл

Kratkoe_izlozhenie_standartizatsia.docx

— 309.02 Кб (Скачать)

Краткое изложение программного курса

 

Лекция  «Основы технического регулирования»

В современных  условиях развития экономики во всех странах мира остро встали проблемы гарантирования качества материальных товаров и услуг, предлагаемых потребителям. Особое значение приобретают и тесно  связанные с этим вопросы безопасности продукции и услуг, производственных процессов, а также процессов  реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации продуктов труда.

В Российской Федерации для обеспечения решения  данных проблем в декабре 2002 г. принят закон «О техническом регулировании». В соответствии с ним техническое регулирование —  это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Следует отметить, что действие данного закона не распространяется на требования к  функционированию единой сети связи  Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной  сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности  единой сети связи Российской Федерации  и использованием радиочастотного  спектра. Данные требования соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи. Под действие рассматриваемого закона не подпадают также государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Кроме того, в соответствии с законом «О техническом  регулировании» в случае отсутствия требований технических регламентов в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой (в соответствии с законодательством Российской Федерации) информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом.

Правительству Российской Федерации разрешено  устанавливать порядок разработки, принятия и применения документов о  стандартизации в отношении данной продукции (работ, услуг) и оценки ее соответствия, в том числе государственный  контроль соблюдения обязательных требований к ней. При этом обязательные требования к указанной продукции (работам, услугам) не должны противоречить требованиям  утвержденных технических регламентов.

Рис.1.  Области технического регулирования

 

В законе четко устанавливаются области  технического регулирования (рис. 1). Это обязательные требования и требования к объектам технического регулирования, принимаемые на добровольной основе, а также оценка соответствия данных объектов.

В системе  технического регулирования Российской Федерации применяются следующие документы (рис. 2):

• технические  регламенты, требования которых являются обязательными для исполнения на территории и всеми организациями  Российской Федерации;

• стандарты, устанавливающие требования, принимаемые  организациями на добровольной основе;

• сертификаты  для оценки и подтверждения соответствия продукции или иных объектов, процессов  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов или рекомендуемым нормам стандартов:

Рис. 2. Документы, применяемые в системе технического регулирования

Техническое регулирование в нашей стране с 2003 г. строится на новых принципах. Основными принципами технического регулирования (рис.3) являются следующие:

• применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или  оказанию услуг;

• соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а  также уровню научно-технического развития;

• независимость  органов по аккредитации, органов  по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

• единая система  и правила аккредитации;

• единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

• единство применения требований технических  регламентов независимо от видов  или особенностей сделок;

• недопустимость ограничения конкуренции при  осуществлении аккредитации и сертификации;

В Российской Федерации могут применяться  общие технические регламенты и специальные технические регламенты.

Требования  общего технического регламента обязательны  для применения и соблюдения в  отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Такие регламенты принимаются для решения следующих  проблем:

• безопасной эксплуатации и утилизации машин  и оборудования;

• безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования  прилегающих к ним территорий;

• пожарной безопасности;

• биологической  безопасности;

• электромагнитной совместимости;

• экологической  безопасности;

• ядерной  и радиационной безопасности.

Требованиями  специального технического регламента учитываются технологические и  иные особенности отдельных видов  продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Специальные технические регламенты устанавливают  требования только к тем отдельным  видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых  цели не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов, а степень риска причинения вреда  выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

При этом обязательные требования к отдельным  видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации могут определяться совокупностью требований общих  технических регламентов и специальных  технических регламентов.

Рассмотрим  порядок разработки и принятия технических  регламентов и национальных стандартов, установленный законом о техническом регулировании. На рис. 4 приведен порядок разработки и принятия технических регламентов в Российской Федерации. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Данное уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования.

В уведомлении  должны приводиться:

• краткое  изложение цели технического регламента;

• обоснование  необходимости его разработки;

• указаны  те разрабатываемые требования, которые  отличаются от положений соответствующих  международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента;

• информация о способе ознакомления с проектом технического регламента;

• наименование или фамилия, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента;

• почтовый адрес и при наличии адрес  электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

С момента  опубликования уведомления о  разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным липам дня ознакомления. Разработчик  обязан по требованию заинтересованного  лица предоставить ему копию проекта  технического регламента. При этом плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать  затраты на ее изготовление.

Далее разработчик  дорабатывает проект техническою регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и  составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким и пожен нем  содержания данных замечаний и результатов  их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти и экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам.

Срок  публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования  уведомления о разработке проекта  технического регламента до дня опубликования  уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем  два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании  федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и  в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Рис. 4 Порядок разработки и принятия технических регламентов

 

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать:

• информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента;

• перечень полученных в письменной форме замечаний  заинтересованных лиц, наименование или  фамилию, имя, отчество разработчика проекта  технического регламента;

• почтовый адрес и при наличии адрес  электронной почты, по которым с  разработчиком может быть осуществлена связь.

Со дня  опубликования уведомления о  завершении публичного обсуждения проекта  технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений.

Следует учитывать, что внесение субъектом  права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом  регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих  обязательных документов:

• обоснование  необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые  отличаются от положений соответствующих  международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;

• финансово-экономическое  обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;

• документы, подтверждающие опубликование уведомления  о разработке проекта технического регламента;

• документы, подтверждающие опубликование уведомления  о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;

• перечень полученных в письменной форме замечаний  заинтересованных лиц.

Внесенный в  Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложением указанных документов направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закон о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию. Далее проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Информация о работе Лекции по "Стандартизации"