Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:01, реферат
Инкассаторскую службу ЦБ унаследовал от Госбанка СССР, куда она была передана в 1939 году из НКВД. В 1989 году ЦБ образовал Российское объединение инкассации, имеющее сегодня статус единого юридического лица. По оценке страховой компании Lloyds, "Росинкас" - самая крупная инкассаторская служба в мире. В 77 его филиалах работают 15 тысяч сотрудников. По данным самого "Росинкаса", его автопарк насчитывает 6000 единиц "бронетехники". Правда, по оценке конкурентов, лишь каждый десятый росинкасовский автомобиль является действительно бронированным.
Введение.
Инкассация: что к чему?
Становление и развитие коммерческой инкассации
Обеспечение сохранности денежных средств при перевозке
Обеспечение сохранности денежных средств при их доставке силами организации
Обеспечение сохранности денежных средств при их доставке привлеченными частными охранными предприятиями
Обеспечение сохранности денежных средств при их доставке подразделениями вневедомственной охраны
Обеспечение сохранности денежных средств при их доставке подразделениями инкассации
Заключение
Список используемых источников
Акционерное общество "Росинкасс" (но с долей государства, в лице Центрального банка РФ) - за контроль над всеми инкассаторскими подразделениями, ужесточение требований к ним и устранение конкурентов.
Средние и малые коммерческие банки - за развитие инкассаторских услуг, создание в нем всем равных правовых условий, сохранение собственных служб инкассации и безопасности. И хотя собственная служба инкассации - дорогое удовольствие, она позволяет соблюдать независимость от крупных банков, бороться за клиента, за счет уменьшения тарифов по инкассации, индивидуального и в удобное время обслуживания каждого клиента.
По данным специализированного телефонно-адресного справочника "Безопасность Россия" (1996 г.) на 1 января 1998 г. свыше 160 малых и средних банков в Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения собственной безопасности и инкассации. 60% малых и средних банков Московского региона также самостоятельно решают вопросы собственной безопасности, оказания инкассаторских услуг своим клиентам.
Небанковские инкассаторские службы, частные охранные предприятия, которые занимались инкассацией или отдельными ее видами, - также за развитие организованного и цивилизованного рынка инкассаторских услуг, создание равных условий и возможностей в законодательном плане. Более 150 частных охранных предприятий оказывают услуги по инкассации, свыше 100 осуществляют перевозки ценностей и денежных средств в регионах Российской Федерации. 166 частных охранных предприятий Москвы оказывают услуги по инкассации, более 31 осуществляют услуги по перевозке ценностей и денежных средств. Сейчас они находятся в более трудном положении, так как помимо лицензии МВД России на право пользоваться оружием и спецсредствами, они должны получить лицензию ЦБ РФ на право инкассации, т.е. стать небанковской кредитной организацией, что в общем-то на сегодняшний день проблематично, так как, став небанковской кредитной организацией, они теряют право на пользование оружием и спецсредствами.
Реалии сегодняшнего дня показывают, что рынок инкассаторских услуг существует. Он показывает, что система государственной инкассации необходима. Ее прерогатива - большие объемы денежных средств, федеральные перевозки, все что требует тесного взаимодействия с правоохранительными органами, спецслужбами. Возможны точки соприкосновения государственной (полугосударственной) инкассации с частными инкассаторскими службами и организациями.
Но в не меньшей мере необходима и коммерческая (частная} инкассация, так как монопольная инкассация ставит клиентов в зависимое положение и лишает его права выбирать. Сегодня на рынке банковских услуг большое множество самостоятельно хозяйствующих субъектов, самая разнообразная сеть клиентов. Нельзя все это многообразие потребностей удовлетворить единой монопольной системой инкассации. Должен быть рынок инкассаторских услуг, на котором клиент сможет осуществлять реальный выбор той структуры, которая его устраивает.
Крупные
коммерческие банки имеют свои инкассаторские
службы и службы безопасности. Они
способны осуществлять большие капиталовложения
на развитие инкассаторской службы, ее
техническое оснащение, подготовку
кадров, обеспечение безопасности.
Крупные банки работают на массового клиента
и поэтому могут оказывать инкассаторские
услуги даже тогда, когда некоторые из
них убыточны. В дальнейшем возможен и
ассоциативный путь развития.
Обеспечение
сохранности денежных
средств при перевозке
В соответствии с пунктом 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержденного решением Совета Директоров Центробанка России 22 сентября 1993 г. № 40. Порядок ведения кассовых операций) на руководителей предприятий возложены обязанности по обеспечению сохранности денежных средств в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.
В тех же случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.
Обеспечить сохранность денежных средств при их перевозках руководители организаций вправе собственными силами (с привлечением специализированного охранного подразделения или иных лиц), или же прибегнув к услугам сторонних организаций (частных охранных предприятий, подразделений вневедомственной охраны, служб инкассации).
Сохранность денежных средств должна быть обеспечена как при их получении в банковских и иных кредитных учреждениях, так и при их сдаче в указанные учреждения.
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 6 Порядка ведения кассовых операций, организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
При этом наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
Необходимость сдачи сверхлимитной денежной наличности, а также поступающих в кассу организации сумм выручки от реализации продукции (работ, услуг) также закреплена в Положении Центробанка России от 5 января 1998 г. № 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации".
В пункте 2.2 указанного Положения закреплена норма о том, что все наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
И только если по согласованию с обслуживающим учреждением банка организация получила разрешение на расходование поступающей в кассу денежной выручки, она может использоваться на цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России. В любом случае организации не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты (пункт 2.7 Положения о правилах наличного денежного обращения).
Как определено в Положении о правилах наличного денежного обращения, денежная наличность может сдаваться предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Госкомсвязи России (в настоящее время согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Россвязи) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги также могут сдаваться предприятиями на договорных началах через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Прием
денежной наличности учреждениями банков
от обслуживаемых организаций
В частности, согласно пункту 2.1.1 указанного Положения прием денежной наличности от организаций производится по объявлениям на взнос наличными (форма 0402001), представляющим собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции. При этом организация должна вносить денежную наличность только на свой банковский счет, открытый в соответствующей кредитной организации.
От организаций может приниматься денежная наличность, упакованная в инкассаторские сумки, специальные мешки, кейсы, другие средства для упаковки денег, обеспечивающие их сохранность при доставке и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целости (далее по тексту сумки). В кредитной организации ведется список организаций, сдающих денежную наличность в сумках, с указанием в нем наименования организаций, количества и номеров закрепленных за каждой организацией сумок.
Организации, сдающие денежную наличность в сумках, представляют в кассовое подразделение кредитной организации образцы оттисков пломбиров, которыми будут опломбировываться сумки. Оттиск пломбы должен содержать номер и сокращенное наименование организации или ее фирменный знак. Кассир организации формирует подлежащие сдаче сумки с денежной наличностью с использованием препроводительной ведомости.
Прием денежной наличности от организаций, сумок с денежной наличностью и другими ценностями от организаций и инкассаторов после окончания операционного дня кредитной организации производится вечерними кассами. О времени работы этих касс вывешивается объявление. На принятых кассиром приходных кассовых документах проставляется печать с надписью "Вечерняя касса".
В соответствии с пунктом 2.4 Положения о правилах наличного денежного обращения порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.
При
этом могут устанавливаться
Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России (Россвязи).
Выдачи денежной наличности организациям на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии в соответствии с пунктом 2.9 Положения о правилах наличного денежного обращения производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков.
При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учреждения банков учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований организации в наличных деньгах.
Выдачи наличных денег организациям по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться учреждениями банков в целях рассредоточения нагрузки на кассовых работников начиная с четверга. Выдачи наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные дни, производятся не ранее чем за три дня до их наступления, а по организациям, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, накануне выходных дней этих организаций.
В случаях, когда выдачи наличных денег на заработную плату производятся не через кассу учреждения банка, поручения организаций на перечисления или перевод указанных сумм принимаются с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили в соответствующие учреждения банков или предприятия Россвязи в установленные для этих организаций сроки выплаты заработной платы.
Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, производятся независимо от установленных организации сроков выплаты заработной платы.
При получении наличных денежных средств на оплату труда работников организации должны учитывать положения действующего законодательства о необходимости перечисления в указанные сроки сумм исчисленных к уплате по принадлежности налога на доходы физических лиц (пункт 6 статьи 226 НК РФ), а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункт 4 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в редакции изменений и дополнений).