Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:22, курсовая работа
Развитие авиакосмической техники, приборостроения, автомобильной промышленности и других отраслей машиностроения требует использования в конструкциях качественно новых легких и высокопрочных материалов, отличающихся высокими эксплуатационными свойствами. К таким материалам относятся литейные алюминиевые сплавы.
Отливки из алюминиевых сплавов широко используются в конструкциях различных типов: литых, клепаных, сварных, комбинированных и т.д. Производство отливок из алюминиевых сплавов во всем мире характеризуется постоянным и прогрессирующим ростом. Это обусловлено тем, что литье готовых деталей обладает принципиальными преимуществами не только из-за более низкой трудоемкости и стоимости процесса, но и благодаря возможности изготовления деталей, которые нельзя получить другими способами.
Введение………………………………………………………………………………...3
Физико-механические свойства алюминия……………………………………….5
1.2 Применение алюминиевых сплавов в конструкциях летательных аппаратов ...6
1.3 Применение алюминиевых сплавов в двигателях..................................................8
1.4. Общая характеристика Аl-Li сплавов…………………………………………….9
1.5. Особенности технологии получения отливок из Аl-Li сплавов с высоким содержанием лития……………………………………………………………………11
1.6. Конструктивно-технологическое совершенствование летательного аппарата при внедрении перспективных алюминиевых сплавов……………………………15
Заключение…………………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………………22
Первый промышленный алюминиево-литиевый сплав (его марка 1420) был создан на основе системы алюминий - магний с добавлением 2% лития. Его использовали в КБ А. С. Яковлева при строительстве самолетов вертикального взлета для палубной авиации - именно для таких конструкций экономия веса имеет особое значение. Более того, оказалось, что детали из этого сплава обладают повышенной коррозионной стойкостью, хотя алюминиево-магниевые сплавы и сами по себе мало подвержены коррозии. Сплав 1420 можно сваривать. Это его свойство использовали при создании самолета МиГ-29М. Планер самолёта состоит на 26% из КМ, включая углепластиковые поверхности хвостового оперения, закрылки, носки и наплывы крыла. Остальная конструкция в основном выполнена из алюминиево-литиевого сплава.
Выигрыш в весе при строительстве первых опытных образцов самолета за счет пониженной плотности сплава и исключения большого количества болтовых и клепочных соединений достигал 24%.
В настоящее время модификацией этого сплава - сплавом 1424 - весьма заинтересовались специалисты консорциума Airbus Industrie. Из сплава откатали широкие листы длиной 8 м, из которых изготовили полноразмерные элементы конструкции фюзеляжа. Ребра жесткости из того же материала приварили лазерной сваркой, а элементы соединили между собой сваркой трением, после чего отправили на ресурсные испытания. Несмотря на то что некоторым деталям намеренно нанесли повреждения (для оценки работоспособности в экстремальной ситуации), после 70 тысяч циклов нагрузки конструкция полностью сохранила эксплуатационные свойства. Еще один сплав с литием, созданный в ВИАМе, - 1441. Его главная особенность в том, что из него можно делать листы рулонной прокатки толщиной 0,3 мм с сохранением высоких прочностных качеств. Конструкторское бюро имени Бериева использовало сплав для изготовления обшивки своего гидросамолета Бе-103. Эту небольшую машину, толщина обшивки которой 0,5-0,7 мм, выпускает завод в Комсомольске-на-Амуре. Ее вес на 10% меньше, чем аналогичных моделей из традиционных материалов. Сплавы системы Al-Cu-Li перспективны для работы при отрицательных температурах. По результатам исследований свойств сплава 01460 в сравнении со сплавом 1201 на образцах при отрицательных температурах(4,2 К- испытания в гелии, 20 К- испытания в жидком водороде и 77К - испытания в жидком азоте) построены кривые усталости образцов при различных значениях температуры испытаний (рис. 1.1) Испытания также позволили выявить зависимость скорости роста трещин усталости от температуры. В настоящее время широко распространены конструкции из алюминиевых сплавов с литьем с большим применением контактной точечной сварки. В первую очередь, это фюзеляжи самолетов и вертолетов (Ан-72, Ан-124, Ан-225, Ми-12, Ми-26 и др.). Число сварных точек в одном самолете достигает 1 200 000 шт. Как правило, применяется сочетание сплавов Д16Т( лист) + 1420( стрингер). Резкое различие в теплофизических свойствах
свариваемых сплавов приводит к
тому, что литое ядро в основном
располагается со стороны сплава
с литием. Незначительные изменения
условий сварки приводят к непроварам.
Одна из причин изменения условий
сварки связана с тем, что стрингер
из сплава 1420 закаливается на воздухе
большими садками. Незначительные изменения
условий охлаждения от партии к партии
или в пределах одной партии приводят
к изменению твердости и
Производственный опыт и исследования показали, что для гарантированного поучения высококачественных сварных конструкций из алюминиевых сплавов без склонности к замедленному разрушению необходимо:
1.
применять полуфабрикаты,
2. максимально исключить ручную сварку;
3.
исключить многочисленные
4. обеспечить высокое качество сборки под сварку (депланация кромок не более 10% толщины деталей и зазоры в стыке 0,5 мм);
5.
применять только панельные
6.
полностью исключить какие-
7. применять специальные методы подготовки поверхности и защиту проплава шва;
8.
использовать подвижные
Проведенные исследования показывают, что изменение способа сварки незначительно влияют на прочностные свойства сварных соединений. Все сплавы системы имеют показатели статистической прочности в 1,3-2 раза больше, чем все известные стандартные деформируемые алюминиевые сплавы. Однако все сплавы системы имеют показатели свариваемости хуже, чем стандартные алюминиевые сплавы типа АМг6, 01545К, 01570 и др. Кроме того, показатели пластичности сварных швов для сплавов системы Al-Cu-Li значительно (в 3-6 раз) ниже, чем для стандартных алюминиевых сплавов. Кривые малоцикловой выносливости из сплавов 1420, 01460, 1201 и 01570 при температуре испытаний 273К приведены на
рисунке
1.2.
Заключение
В курсовой работе были рассмотрены свойства, физико-химические характеристики, область применения алюминиевых сплавов, а так же особенности получения отливок из сплавов системы Al-Li. В современной авиационной промышленности представляется целесообразным постепенный переход к алюминиево-литиевым сплавам 01420 и 01460. Первый из этих сплавов давно освоен и широко применяется при производстве МиГ-29. При той же прочности, что у Д16 его плотность составляет всего 2,5 т/м3, модуль упругости несколько выше, а свариваемость и коррозионная стойкость существенно лучше, чем у Д16. Применение этого сплава в сухих отсеках позволяет перейти к сварным соединениям, что обеспечит, кроме прочего, снижение массы крепежных элементов (а она может достигать в среднем 6-7% от массы силовой конструкции). В целом, применение сплавов 01420/ 01460 позволит снизить массу конструкции на 12-15%. Каждый процент лития снижает плотность алюминия на 3% и повышает модуль упругости на 6%. Кроме того, литий имеет переменную уменьшающуюся с понижением температуры растворимость в твердом алюминии. Это создает возможность создавать термически упрочняемые литейные сплавы. Однако алюминиево-литевые сплавы имеют и ряд существенных недостатков, таких как:
-
необходимость соблюдения
-
строгая регламентация
-
прочность и пластические
-
стоимость полуфабрикатов из
алюминиевых сплавов с литием
в 3-6 раз больше, чем для большинства
стандартных сплавов без лития,
Список литературы
Информация о работе Al-Li сплавы и повышение летно-технических характеристик самолета