Внешнеторговая сделка и особенности ее оформления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время тема «Внешнеторговая сделка и особенности ее оформления» является актуальной, так как международная торговля является неотъемлемой частью современной рыночной экономики. На сегодняшний день отношения, связанные с заключением внешнеторговых сделок, развиваются, заключаются новые международные договора, регулирующие вопросы совершения различных видов внешнеэкономических сделок.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика внешнеторговой сделки 5
1.1. Понятие внешнеторговой сделки 5
1.2. Виды внешнеторговых сделок 7
1.3. Источники правового регулирования содержания внешнеторговой сделки 9
Глава 2. Особенности заключения и оформления внешнеторговой сделки купли-продажи 14
2.1. Структура внешнеторгового контракта 14
2.2. Основные этапы заключения внешнеторгового контракта 18
2.3. Анализ внешнеторгового контракта ОАО «Буммаш» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Файлы: 1 файл

КР Внешнеторговая сделка и особенности ее оформления.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

-юридическое понятие  договора международной купли-продажи  товаров (международного коммерческого контракта);

-порядок заключения  таких контрактов между отсутствующими  сторонами;

-форма контрактов;

-основное содержание  прав и обязанностей продавца  и покупателя;

-ответственность сторон  за неисполнение или ненадлежащее  исполнение контрактов.

Кроме Венской конвенции, к числу международных соглашений, регулирующих отношения по внешнеэкономическим договорам купли-продажи, относятся Общие условия поставок (ОУП), участником которых являлся СССР. Такие соглашения заключались как на двусторонней основе (ОУП СССР - КНР, ОУП СССР - КНДР, ОУП СССР - СФРЮ), так и на многосторонней основе (ОУП СЭВ, ОУП СЭВ - Финляндия). ОУП СЭВ состоят из Преамбулы, 16 глав, включающих 122 параграфа, и двух приложений. Ими регулируются отношения по широкому кругу вопросов внешнеторговой поставки, в частности: заключение, изменение и прекращение контракта, базис и сроки поставки, техническая документация, права и обязанности сторон при поставке товара с недостатками, порядок платежей, ответственность за неисполнение обязательств, порядок предъявления и рассмотрения претензий, арбитраж, исковая давность, применимое право.

Отношения между  хозяйствующими субъектами стран СНГ  регулируются Соглашением об общих  условиях поставок товаров между  организациями государств-участников Содружества Независимых Государств (Киев, 20 марта 1992г.), вступившим в силу с 1 июля 1992г. Это соглашение имеет приоритет перед нормами гражданского законодательства государств — его участников, так как регулирует отношения в сфере межгосударственных экономических связей. ОУП СНГ содержат регулирование лишь по весьма ограниченному числу вопросов.

Еще одним важным источником норм, регулирующие международную торговлю и оказывают влияние на условия  контракта, а равно и иные международные  частноправовые отношения, являются обычаи и обыкновения. Особое значение этих источников правового регулирования предопределяется тем, что они представляют собой неформализованные правила поведения, в отличие от формально-определенных, зафиксированных в соответствующих актах норм права национального или международного происхождения.

Помимо национального  права, международных договоров, международных торговых обычаев, к контракту подлежат применению правила, определяемые предшествующей практикой взаимоотношений сторон данного контракта (т.н. заведенный порядок). Так, в соответствии с ч. 2 ст. 431 ГК РФ, если из самого договора не удается определить его содержание, то «должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон». Как видно, практика установившаяся во взаимоотношениях сторон договора, в определении содержания его условий поставлена российским законодателем даже перед обычаями делового оборота.

В международной торговле активно используются различные  типовые документы. Среди них можно выделить разработанные Европейской Экономической Комиссией ООН Общие условия экспортных поставок машинного оборудования, Руководство по договорам международной встречной торговли, а также другие типовые контракты для различных видов торговых сделок (более 30). Для упрощения процесса заключения контракта в оферте целесообразно указывать, что в остальном будут действовать соответствующие общие условия или другие типовые документы.

Широко применяются  в международной торговле типовые  контракты, разработанные соответствующими отраслевыми ассоциациями торговцев определенного вида товаров. Такие типовые контракты составлены на каждый отдельный вид товара (зерно, хлопок, лесоматериалы и т.д.). Возможна разработка сторонами (одной из сторон) собственных типовых контрактов.

Наиболее успешные попытки  кодифицировать обычаи проведены Международной торговой палатой и Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Подготовленные этими организациями Международные правила толкования коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) 1994г. Представляют собой наиболее известные и широко используемые кодификации «обычаев международной торговли».

Наряду с международной  кодификацией норм, относящихся к  международным коммерческим договорам, которая неизбежно принимает  форму юридически обязательных документов, все большее значение приобретает разработка документов, носящих рекомендательный характер и обладающих в силу этого большей гибкостью и адаптированностью. Примером могут служить Принципы международных коммерческих договоров, одобренные УНИДРУА в 1994 г2. По своей природе Принципы не являются юридически обязательным документом, поэтому степень и широта их применения в первую очередь будут зависеть от их авторитетности в деловых кругах.

Сфера использования  Принципов УНИДРУА значительно  шире, чем ИНКОТЕРМС, поскольку они регулируют наиболее общие вопросы заключения, исполнения и последствий нарушения любых международных коммерческих договоров. «Принципы» включают, в частности, общие положения, положения, относящиеся к заключению контрактов, его действительности, толкованию, исполнению. Выделены, например, такие важные вопросы, как права стороны, в отношении которой не исполнено обязательство, прекращение контракта, убытки и порядок их возмещения.

Таким образом, формулировки обыкновений и обычаев, содержащихся в ИНКОТЕРМС или Принципах УНИДРУА, являются деловыми обыкновениями (ибо это частное мнение той или иной организации). Но наряду с ними существуют и собственно неписаные обычаи международной торговли (содержание которых может иногда отличаться от текстов кодификаций), которые применяются для регулирования отношений между сторонами внешнеэкономических договоров, а также национальные правовые обычаи, которые могут, как совпадать, так и отличаться от формулировок неофициальных кодификаций.

Рассматривая источники  правового регулирования внешнеторговых контрактов, следует упомянуть о российском законодательстве. Основу частноправового регулирования внешнеэкономических сделок составляет вступившая в силу с 1 марта 2002 г. часть 3 ГК, в которой содержится раздел VI «Международное частное право» (ст. 1186-1223)., а так же Глава 30 «Купля-продажа» второй части ГК РФ определяет обязанности и меру ответственности участников внешнеэкономической сделки относительно некоторых контрактных пунктов: передача товара, случайные риски, расторжение контракта и последствия этого, качество товара и гарантия, цена и оплата - на условиях предоплаты, в кредит, в рассрочку, страхование товара.

Ст. 506 ГК РФ определяет договор  поставки, одним из видов договора купли-продажи. По этому договору поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленные срок или сроки, производимые либо закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Анализ указанной  статьи ГК РФ приводит к выводу, что  договор международной купли-продажи  товаров, отвечает признакам договора поставки, предусмотренным ГК РФ.

Исходя из законодательства России, внешнеэкономическую сделку можно определить как сделку, заключенную между сторонами, коммерческие предприятия (основное место деятельности) которых находятся в разных государствах. По сути понятия «международная купля-продажа» и «внешнеторговая поставка» рассматриваются как синонимы3.

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ СДЕЛКИ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

 

2.1. Структура внешнеторгового  контракта

 

Структура внешнеторгового  контракта, (как и любого другого  письменного договора) представляет собой расположенные в определенной последовательности друг за другом и пронумерованные контрактные условия (положения), каждое их которых представляет собой самостоятельный (отдельный) раздел, регулирующий конкретный вопрос, связанный с исполнением внешнеторговой сделки. Таких контрактных условий – разделов в тексте внешнеторгового контракта обычно бывает от 11 до 151.

До заключения и составления  контракта необходимо выяснить наиболее важные моменты, связанные с его  оформлением, подписанием и исполнением: разрешен ли ввоз (вывоз) товара, являющегося предметом сделки, на территорию страны (или с ее территории); не подпадает ли товар под режим квотирования и лицензирования; требуется ли получение соответствующих сертификатов, свидетельств на товар и так далее?

Указанную информацию можно получить у соответствующих органов, занимающихся решением этих вопросов (государственные органы, лицензирующие органы и так далее).

Если предложение о  заключении контракта поступает  от неизвестной организации, необходимо как можно больше получить о ней информации. Прежде всего, следует убедиться, что организация, с которой предстоит работать, действительно существует. Для этого следует ознакомиться с ее учредительными документами (уставом, учредительным договором) и свидетельством о регистрации. Рекомендуется обратить внимание на то, кто является ее учредителями, каков размер ее уставного фонда и сформирован ли он, где располагается офис (а не просто так называемый юридический адрес), в каком банке организация обслуживается, ее финансовое положение и так далее.

При подписании контракта  необходимо убедиться, что представитель  контрагента имеет юридическое  право и полномочия на подписание документа.

В том случае, если представитель  действует по доверенности, следует  проверить наличие на доверенности подписи руководителя организации и печати, дату выдачи, срок действия, объем полномочий по доверенности.

Приступая к работе над  условиями контракта, нельзя допускать  двусмысленности, нечеткости формулировок. В контракте имеет значение каждое слово.

Если не понятен термин, словосочетание, фраза и так далее, необходимо выяснить это с привлечением специалистов. Следует иметь в виду, что контрагент может специально включить в контракт неясные (но хорошо понятные ему) формулировки и положения, которые в последующем может обратить в свою пользу. Особенно часто допускаются неточности при применении в контрактах юридических торговых международных терминов, в частности, определяющих базисные условия поставки. Именно они устанавливают момент перехода права собственности от продавца к покупателю и риска случайной гибели или порчи товара, распределяют обязанности и расходы сторон по транспортировке, страхованию и выполнению таможенных формальностей.

Текст любого внешнеторгового  контракта начинается с преамбулы, в которой указывается полное юридическое наименование сторон, заключивших договор. Традиционно первым дается наименование продавца, а вторым — название фирмы-покупателя.

Затем необходимо изложить предмет контракта, который, несомненно, имеет главенствующее значение. Им может быть поставка или продажа того или иного товара, оказание каких-либо услуг.

Несмотря на то, что  данное условие является существенным, при его формулировании также  допускаются грубые ошибки, касающиеся в основном определения качества товара и его упаковки. Не точное определение предмета контракта может привести к поставке покупателю товара, хотя и соответствующего условиям договора, но не того качества.

Во избежание возможных  осложнений в процессе исполнения сделки предмет контракта следует описывать детальным образом, делая в случаях необходимости ссылки на образцы и технические описания.

Если по контракту  поставляется неоднородный товар, в  этом случае подробный перечень всех сортов, видов и марок указывается  в спецификации, которая оформляется  как приложение к контракту и является его неотъемлемой частью.

В целях сохранности  товара закрепление в контракте  условий о его упаковке и маркировке приобретает большое значение.

Здесь обычно указывают  вид и характер упаковки, ее качество, размеры, а также нанесение на упаковку каждого места маркировки.

Споры по вопросам упаковки и маркировки очень сложны при  разрешении.

Одним из важнейших условий  контракта является цена. Цена в  контракте устанавливается в  денежных единицах определенной валюты за количественную единицу при согласованном базисе поставки. При этом следует оговорить, входят ли в цену все расходы, связанные с отправкой груза, тарой, упаковкой, маркировкой и так далее. Какие цены (твердые, скользящие, с последующей фиксацией) устанавливать в контракте, зависит от конкретного вида поставляемого товара, а также от срока контракта.

Вдумчиво следует подходить  и к составлению пункта контракта, касающегося порядка и условий  внесения платежей.

Условия платежа включают установление валюты платежа, способ и порядок расчетов за поставленный товар, перечень документов, представляемых к оплате, ответственность за задержку платежа либо за другие нарушения условий контракта о платежах.

В частности, указанными нормативными актами предусмотрено, что  юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить по внешнеэкономическим операциям поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг (от экспорта по договорам комиссии – 180 календарных дней), а поступление товаров по импорту – 60 календарных дней с даты проведения платежа за товары.

В случае же несанкционированного превышения сроков проведения внешнеторговых операций, а также совершение других нарушений при проведении внешнеторговых операций (отсутствие лицензии, других разрешительных документов, представление недостоверных сведений и так далее) влечет применение экономических санкций, размер которых крайне высок.

В связи с этим, заключая внешнеторговый контракт, следует особенно тщательно подходить к выбору партнера, чтоб не допустить таких нарушений и не нести в последующем ответственности.

Информация о работе Внешнеторговая сделка и особенности ее оформления