Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:22, курсовая работа
Основная задача работы – исследовать понятие, виды, особенности ответственности в таможенном праве, виды наказаний за правонарушения и преступления в сфере таможенного дела.
Основные задачи работы:
- рассмотреть понятие и виды таможенных правонарушений;
- раскрыть понятие юридической ответственности в таможенном праве;
- проанализировать административную ответственность в таможенном праве, выделить виды наказаний за нарушения таможенного законодательства;
- проанализировать уголовную ответственности в сфере нарушения таможенного законодательства;
- сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ………………………………………………………..5
1.1. Нарушение таможенного законодательства как основание для привлечения к ответственности………………………………………………….5
1.2. Понятие ответственности за нарушение таможенных правил в таможенном праве……………………………………………………………….8
2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА………………………………11
2.1. Понятие административных правонарушений в таможенном законодательстве……………………………………………………………….11
2.2. Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного права……………………………..16
2.3. Виды административных правонарушений в области таможенного права…………………………………………………………………………….. 16
2.4. Механизм реализации административной ответственности за нарушение правовых норм в сфере таможенного права…………………………………22
3.УГОЛОВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА………………………………26
3.1. Понятие уголовной ответственности за нарушение таможенного законодательства………………………………………………………………26
3.2. Виды уголовных правонарушений в сфере таможенного законодательства………………………………………………………………..27
4. ПРОБЛЕМАТИКА УНИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..41
Правовые отношения в области
На основании и во исполнение федеральных законов в области таможенного дела в Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела в Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты по предмету регулирования настоящего Федерального закона только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, изданные ими по предмету регулирования настоящего Федерального закона, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.
Если таможенным законодательством Таможенного союза установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяется таможенное законодательство Таможенного союза.
Административная, уголовная, гражданская и дисциплинарная ответственности являются видами юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.
Всякая отрасль права в зависимости от уровня общности (от наибольшего к наименьшему) может быть представлена совокупностью подотраслей, правовых институтов и правовых норм является обязательным для любой отрасли права. Только подотрасли права имеются в отдельных отраслях права (гражданском, уголовно-процессуальным и др.). Таможенной право, как комплексная отрасль права, представляет совокупность правовых институтов, субинститутов и правовых норм.
Под ответственностью в широком смысле слова понимается “категория, отражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения осуществления предъявляемых к ним взаимных требований”.
В юридической науке под
Отличительный признак юридической
2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1 Понятие
административных
Под ответственностью в широком смысле слова понимается “категория, отражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения осуществления предъявляемых к ним взаимных требований”.
В юридической науке под
Основанием административной
ответственности конкретного лица является
совершение им деяния, содержащего все признаки
состава административного
Административную
ответственность за правонарушения в области таможенного дела
можно определить как форму воздействия
государства на лицо, совершившее деяние,
обладающее всеми признаками состава административного
Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.
Борьба с административными
Для защиты экономической безопасности
государства необходимо пресечение совершаемых и готовящихся к
совершению таможенных правонарушений
и привлечение к
В год выявляется более 2000 случаев нарушений таможенных правил юридическими и физическими лицами, что обосновывало существование в Таможенном кодексе ряда статей направленный на защиту таможенного законодательства от нарушения правил.
С начала функционирования Таможенного союза, в государствах-участницах ТС применяется законодательство об административных правонарушениях каждой из стран. Так в Российской Федерации функционирует Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно Таможенный кодекс ТС утратил одну из своих основных составляющих – нормы, устанавливающие ответственность за нарушения таможенных правил и регламентирующие порядок производства по делам о них.
Систематизация административного и
В ст. 10 Кодекса об административных
правонарушениях сформулировано официальное определение
административного
Из статьи следует, что это, во-первых, действие или бездействие (т.е. деяние, хотя самого такого термина в Кодексе нет), во-вторых, оно противоправно, в- третьих, совершенное виновно, в-четвертых, влечет по закону именно административную ответственность. В отличие от преступлений административные правонарушения не охарактеризованы в Кодексе о них как общественно опасные деяния, хотя их вредность констатирована указанием на то, что они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.
Обычно отличить преступление от административного правонарушения не столь трудно. Есть противоправные деяния, которые заведомо не могут быть отнесены к числу преступлений (например, безбилетный проезд на транспорте).
Есть и такие преступные
деяния, которые никак не могут быть отнесены
к числу административных правонарушений
(измена Родине, убийство и т.д.). Но применительно
к некоторым нежелательным для общества
деяниям уловить ту черту, где “вредоносность”
Законодатель с учетом
достигнутого уровня развития общества,
внешней и внутренней обстановки, различных позитивных
и негативных процессов вводит новые составы
преступлений и административных правонарушений,
отменяет некоторые ранее
Нередко критерием является размер имущественного ущерба причиненного правонарушением. Например, хищение государственного или общественного имущества на сумму, превышающую минимальный размер месячной оплаты труда, считается преступлением, а на меньшую сумму — административным правонарушением5.
Законодательство различает посягательства в сфере таможенного дела в зависимости от различных степеней тяжести на преступления и проступки. По существу и те, и другие, являются нарушениями таможенных правил, но критерием их разграничения служит вред, причиняемый охраняемым интересам.
Под административными
Согласно ч. 2 ст. 2.1
КоАП «Юридическое лицо признается виновным
в совершении административного правонарушения,
если будет установлено, что у него имелась возможность
для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской
Федерации предусмотрена
2.2. Административно-правовой
статус субъектов
Субъектом административного
Как следует из главы 2 КоАП РФ , субъектами административного правонарушения могут быть физические лица, должностные лица как особая разновидность физического лица и юридические лица, при этом, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность отнесены к категории должностных лиц8.
В главе 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлен так называемый принцип "двусубъектной" ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо9. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.
Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются:
• таможенные органы;
• должностные лица таможенных органов;
• юридические лица;
• физические лица;
Эти субъекты могут быть разделены на две группы: общие и специальные субъекты. Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица — предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу10.
2.3. Виды
административных
В ст. 4 ТК ТС дается развернутое определение понятия «административных правонарушений".
Согласно кодексу административные правонарушения и преступления – это административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Из данного понятия следует, что нарушениями таможенных правил признаются:
1) действие или
бездействие лица, посягающего на
таможенный контроль, установленный
ТК ТС, Федеральным законом РФ
«О таможенном регулировании
в Российской Федерации» №311-