Таможенный союз как фактор интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 09:03, контрольная работа

Краткое описание

Таможенный союз – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы не тарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

Оглавление

Таможенный союз как фактор интеграции…………………2
Список используемых источников…………………………15

Файлы: 1 файл

отк.docx

— 26.50 Кб (Скачать)

 

                               Содержание.

Таможенный союз как фактор интеграции…………………2

Список используемых источников…………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Таможенный союз как фактор  интеграции

Таможенный  союз – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы  нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование  единой таможенной территории. Таким  образом, таможенный союз - это более  глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

Возникновение таможенного союза, представляющего  собой начальную фазу реальной экономической  интеграции. На этой ступени государства  договариваются о свободном перемещении  через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется  общее рыночное пространство, так  называемый общий рынок.

Полная  интеграция с единой экономической  политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых  результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом  экономической политики по отношению  к третьим странам, а также  об унификации систем регулирования  экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней  политики стран-участниц, что дает еще  более широкие возможности для  взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран.

  Интеграция-означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

Образование зоны свободной торговли с отменой  таможенных тарифов и других ограничений  между странами-участницами. На этой стадии страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют  полную свободу действий в экономических  связях с третьими странами. Например, право на отмену или введение новых  таможенных пошлин, либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических  договоров, соглашений, альянсов. Вследствие этого между странами сохраняются  таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы и, соответственно, препятствующие льготному ввозу  товаров из третьих стран. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свободной торговли, существующая с 1960 года.

На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему  внешних торговых барьеров и общих  таможенных пошлин по отношению к  третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим  службам на внешних границах. Возникает  единое таможенное пространство, ограниченное пределами входящих в него государств.

В настоящее  время, международная торговля стала  все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже  не только готовый товар, но и факторы  его производства. Прибыль, заключенная  в цене товара, стала создаваться  уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной  торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала  таможенно-экономическая интеграция.

Если  первая половина XX в. стала эпохой формирования независимых национальных государств, то во второй половине XX в. начался обратный процесс. Эта новая тенденция  сначала (с 1950-х) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно отказываются от полного  национального суверенитета и образуют таможенные союзы с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению  экономической эффективности производства, и сама интеграция носит, прежде всего, экономический характер. Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации.

Интернационализация производства может развиваться  по-разному. Простейшая ситуация –  это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические  связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает  свой особый набор отраслей, чтобы  продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех  отраслей, которые лучше развиты  в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские  промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается  несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта  тенденция доминирует сейчас в мировом  хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается  разрыв между развитыми и развивающимися странами

С формированием  таможенного союза России, Казахстана, Белоруссии проблема «обхода» России с юга частично решилась, т.к. грузопоток все равно следует по единой с  Россией таможенной территории. Однако представляется вполне реализуемым  «переключение», по крайней мере, части  грузопотока из Китая в Европу на МТК «Север – Юг». И здесь  вплотную встает вопрос о формировании его «Восточного луча», который в Казахстане называют «Великий мост». В рамках реализации проекта предполагается строительство ЖД линий на участках Жесказган – Саксаульская и Шалкар – Бейнеу, что приведет не только к значительному сокращению расстояния от ст. Достык до порта Актау, но и к созданию железнодорожного пути Достык – Актогай – Атасу – Жесказган – Саксаульская – Актобе – Саратов, с выходом на инфраструктуру МТК «Север – Юг».

Такой транспортный коридор действительно может  стать «Великим мостом» на пути из Китая в Европу, тем более, что  предполагается увеличить пропускную способность ст. Достык до 25 млн. т  к 2015 г., а также открыть второй ЖД переход Алтынколь – Хоргос, и протянуть к нему линию от ст. Жетыген (298, 4 км).

По разным оценкам, перспективный (2015) грузопоток по МТК «Север-Юг» оценивается  от 25 до 35-40 млн. т в год. Контейнерный грузопоток может составить около 1-1,5 млн. TEU в год. Еще более разноречивы  оценки возможных российских доходов  от использования МТК «Север-Юг» - в диапазоне от 1,5-2 до 5-6 млрд. долларов в год.

Так или  иначе, но эксплуатация гигантского  сухопутного моста от Балтики  до Персидского залива, протяженностью 4,5 тыс. км будет выгодна для всех участников и прежде всего стран, формирующих Евразийский союз.

Казалось  бы, с экономической выгодой все  понятно. Однако, видимо только этого  недостаточно для более глубокой интеграции постсоветского пространства.

Более высокой  формой интеграции ЕЭП явилось создание Таможенного союза (ТС), который образовали Республика Беларусь, Республика Казахстан  и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года. Он предусматривает создание единой территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины  и ограничения экономического характера, и в то же время применяется  единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Ярким примером может служить целенаправленная работа таможенной службы Казахстана по модернизации таможенной системы  в соответствии с международными стандартами. С целью снижения административной нагрузки на бизнес и упрощения разрешительной системы таможенные органы Казахстана выступили с инициативой упрощения  процедур контроля в пунктах пропуска через государственную границу. Основная суть нововведения заключается  во внедрении интегрированного контроля на границе и создании межведомственной системы мониторинга на базе "центра оперативного управления комитета таможенного  контроля Казахстана".

Целью интегрированного контроля в пунктах пропуска является внедрение принципа: "одна остановка - одно окно" и сокращение количества служб, находящихся в пунктах  пропуска с передачей их функций  таможенным органам.

На базе центра оперативного управления комитетом  таможенного контроля проводится также  работа по созданию единого электронного окна для экспортно-импортных операций. Сегодня участнику данных операций в момент заключения контракта приходится обращаться в различные государственные учреждения для получения разрешения и согласований всевозможных разрешений. Идея единого окна подразумевает унификацию и автоматизацию процессов выдачи и учёта всех разрешений на основе IT технологий, интеграцию баз данных всех субъектов, осуществляющих разрешительную деятельность и оказывающих услуги по внешнеторговым операциям. Таким образом, "единое окно" подразумевает практическое применение концепции упрощения процедур торговли в целях сокращения нетарифных барьеров в торговле и может принести незамедлительные выгоды всем членам торгового сообщества Таможенного союза.

Мировой опыт показывает, что экономическая  интеграция эволюционирует посредством  следующих основных уровней.

Первый  – заключение преференциальных торговых соглашений. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов, часто рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса, приобретающего впоследствии более развитые формы. Для управления преференциальными соглашениями межгосударственные органы не создаются.

Второй  – создание зоны свободной торговли, то есть преференциальной зоны, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Зона свободной торговли предусматривает полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сокращении национальных тарифов в отношениях с третьими странами, причем данные условия не распространяются на продукты сельского хозяйства. Соглашения о зонах свободной торговли придают торговой политике стран-участниц более стабильный и предсказуемый характер. Функционирование зоны свободной торговли позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках подписанных соглашений, совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Однако создание зоны свободной торговли приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что зачастую оказывает неблагоприятное воздействие на качество и технический уровень отечественного товара. Либерализация импорта создает угрозу для национальных производителей: увеличивается опасность вытеснения отечественных производителей с внутреннего рынка, повышается возможность банкротства из-за неконкурентоспособности и некачественности производимых товаров.

Взаимодействие  государств – участников зоны свободной  торговли, регулирование их деятельности происходят без создания постоянно  действующих наднациональных систем управления или принятия специальных  общих решений. Зона свободной торговли может координироваться небольшим  межгосударственным секретариатом. Однако все решения по политическим вопросам принимаются, как правило, высшими  должностными лицами стран – участниц зоны свободной торговли, а по экономическим  вопросам – руководителями министерств  и ведомств. Такие решения носят  обязательный характер и обладают приоритетным по отношению к внутренним законодательным  актам положением.

Третий  – образование таможенного союза. Таможенный союз предполагает согласованную отмену национальных таможенных тарифов, введение общего таможенного тарифа, единую систему нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Основное  различие между зоной свободной  торговли и таможенным союзом состоит  в том, что в зоне свободной  торговли предусматривается постепенное  снижение таможенных пошлин, устранение тарифных барьеров и т. п. Таким образом, зона свободной торговли призвана обеспечить беспошлинную торговлю товарами между  государствами-участниками. В таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий  таможенный тариф по отношению к  странам, не входящим в таможенный союз. Своеобразные правила, которые устанавливаются  самими членами зоны свободной торговли, касаются собственной внешнеторговой политики, а государства – участники таможенного союза координируют ее, в первую очередь по отношению к таможенно-тарифным правилам и процедурам. В рамках таможенного союза происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Регулирование внешнеторгового тарифа влияет на развитие интеграционных процессов внутри таможенного союза. Такое регулирование благоприятно сказывается на развитии внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение цен и замедление их роста, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках таможенного союза. Большое значение для таможенного союза имеет наличие в его составе одной-двух крупных держав. Это позволяет объединившимся странам эффективно решать проблемы ресурсов, создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций и так далее.

Функционирование  таможенного союза требует изменений  в подходах к управлению интеграционными  процессами. Это обусловлено необходимостью создания постоянно действующих  органов, регулирующих институтов, так  как переход к единым таможенным пошлинам и совместным координационным  мерам требует пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики; становится необходимой  координация развития отдельных  отраслей на макроэкономическом уровне; возникает потребность в переговорах  по согласованию таможенно-тарифной политики, а также координации и приспособлению внутренних рынков к общим интересам; возникает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.

Информация о работе Таможенный союз как фактор интеграции