Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 09:03, контрольная работа
Таможенный союз – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы не тарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.
Таможенный союз как фактор интеграции…………………2
Список используемых источников…………………………15
Содержание.
Таможенный союз как фактор интеграции…………………2
Список используемых источников…………………………15
Таможенный союз как фактор интеграции
Таможенный
союз – тип международной
Возникновение таможенного союза, представляющего собой начальную фазу реальной экономической интеграции. На этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, так называемый общий рынок.
Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран.
Интеграция-означает
объединение экономических субъектов,
углубление их взаимодействия, развитие
связей между ними. Экономическая интеграция
имеет место, как на уровне национальных
хозяйств целых стран, так и между предприятиями,
фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая
интеграция проявляется в расширении
и углублении производственно-
Образование
зоны свободной торговли с отменой
таможенных тарифов и других ограничений
между странами-участницами. На этой
стадии страны-участницы упраздняют
взаимные торговые барьеры, но сохраняют
полную свободу действий в экономических
связях с третьими странами. Например,
право на отмену или введение новых
таможенных пошлин, либо иных ограничений,
право на заключение торгово-экономических
договоров, соглашений, альянсов. Вследствие
этого между странами сохраняются
таможенные границы и посты, контролирующие
происхождение товаров, пересекающих
их государственные границы и, соответственно,
препятствующие льготному ввозу
товаров из третьих стран. Классическим
примером такой зоны свободной торговли
считается Европейская
На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами входящих в него государств.
В настоящее
время, международная торговля стала
все более дополняться
Если первая половина XX в. стала эпохой формирования независимых национальных государств, то во второй половине XX в. начался обратный процесс. Эта новая тенденция сначала (с 1950-х) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют таможенные союзы с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит, прежде всего, экономический характер. Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации.
Интернационализация
производства может развиваться
по-разному. Простейшая ситуация –
это когда между разными
С формированием таможенного союза России, Казахстана, Белоруссии проблема «обхода» России с юга частично решилась, т.к. грузопоток все равно следует по единой с Россией таможенной территории. Однако представляется вполне реализуемым «переключение», по крайней мере, части грузопотока из Китая в Европу на МТК «Север – Юг». И здесь вплотную встает вопрос о формировании его «Восточного луча», который в Казахстане называют «Великий мост». В рамках реализации проекта предполагается строительство ЖД линий на участках Жесказган – Саксаульская и Шалкар – Бейнеу, что приведет не только к значительному сокращению расстояния от ст. Достык до порта Актау, но и к созданию железнодорожного пути Достык – Актогай – Атасу – Жесказган – Саксаульская – Актобе – Саратов, с выходом на инфраструктуру МТК «Север – Юг».
Такой транспортный коридор действительно может стать «Великим мостом» на пути из Китая в Европу, тем более, что предполагается увеличить пропускную способность ст. Достык до 25 млн. т к 2015 г., а также открыть второй ЖД переход Алтынколь – Хоргос, и протянуть к нему линию от ст. Жетыген (298, 4 км).
По разным оценкам, перспективный (2015) грузопоток по МТК «Север-Юг» оценивается от 25 до 35-40 млн. т в год. Контейнерный грузопоток может составить около 1-1,5 млн. TEU в год. Еще более разноречивы оценки возможных российских доходов от использования МТК «Север-Юг» - в диапазоне от 1,5-2 до 5-6 млрд. долларов в год.
Так или иначе, но эксплуатация гигантского сухопутного моста от Балтики до Персидского залива, протяженностью 4,5 тыс. км будет выгодна для всех участников и прежде всего стран, формирующих Евразийский союз.
Казалось бы, с экономической выгодой все понятно. Однако, видимо только этого недостаточно для более глубокой интеграции постсоветского пространства.
Более высокой формой интеграции ЕЭП явилось создание Таможенного союза (ТС), который образовали Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года. Он предусматривает создание единой территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, и в то же время применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Ярким примером
может служить целенаправленная
работа таможенной службы Казахстана
по модернизации таможенной системы
в соответствии с международными
стандартами. С целью снижения административной
нагрузки на бизнес и упрощения разрешительной
системы таможенные органы Казахстана
выступили с инициативой
Целью интегрированного контроля в пунктах пропуска является внедрение принципа: "одна остановка - одно окно" и сокращение количества служб, находящихся в пунктах пропуска с передачей их функций таможенным органам.
На базе центра оперативного управления комитетом таможенного контроля проводится также работа по созданию единого электронного окна для экспортно-импортных операций. Сегодня участнику данных операций в момент заключения контракта приходится обращаться в различные государственные учреждения для получения разрешения и согласований всевозможных разрешений. Идея единого окна подразумевает унификацию и автоматизацию процессов выдачи и учёта всех разрешений на основе IT технологий, интеграцию баз данных всех субъектов, осуществляющих разрешительную деятельность и оказывающих услуги по внешнеторговым операциям. Таким образом, "единое окно" подразумевает практическое применение концепции упрощения процедур торговли в целях сокращения нетарифных барьеров в торговле и может принести незамедлительные выгоды всем членам торгового сообщества Таможенного союза.
Мировой опыт показывает, что экономическая интеграция эволюционирует посредством следующих основных уровней.
Первый – заключение преференциальных торговых соглашений. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов, часто рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса, приобретающего впоследствии более развитые формы. Для управления преференциальными соглашениями межгосударственные органы не создаются.
Второй – создание зоны свободной торговли, то есть преференциальной зоны, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Зона свободной торговли предусматривает полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сокращении национальных тарифов в отношениях с третьими странами, причем данные условия не распространяются на продукты сельского хозяйства. Соглашения о зонах свободной торговли придают торговой политике стран-участниц более стабильный и предсказуемый характер. Функционирование зоны свободной торговли позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках подписанных соглашений, совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Однако создание зоны свободной торговли приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что зачастую оказывает неблагоприятное воздействие на качество и технический уровень отечественного товара. Либерализация импорта создает угрозу для национальных производителей: увеличивается опасность вытеснения отечественных производителей с внутреннего рынка, повышается возможность банкротства из-за неконкурентоспособности и некачественности производимых товаров.
Взаимодействие
государств – участников зоны свободной
торговли, регулирование их деятельности
происходят без создания постоянно
действующих наднациональных
Третий – образование таможенного союза. Таможенный союз предполагает согласованную отмену национальных таможенных тарифов, введение общего таможенного тарифа, единую систему нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
Основное
различие между зоной свободной
торговли и таможенным союзом состоит
в том, что в зоне свободной
торговли предусматривается постепенное
снижение таможенных пошлин, устранение
тарифных барьеров и т. п. Таким образом,
зона свободной торговли призвана обеспечить
беспошлинную торговлю товарами между
государствами-участниками. В таможенном
союзе существует беспошлинная торговля
между странами-членами и
Функционирование
таможенного союза требует