Таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров и транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Проведение таможенного контроля призвано обеспечить: - создание условий, способствующих ускорению внешнеэкономического оборота; - разрешительный порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
- ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов;
- своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения о таможенном контроле, осуществляемом таможенными органами Таможенного союза………………………………………...6
Направленность таможенного контроля на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и его принципы....6
Формы и порядок проведения таможенного контроля………………….9
Глава 2. Применение таможенного осмотра и таможенного досмотра в отношении товаров и транспортных средств……………………………………….12
2.1. Таможенный осмотр. Таможенный осмотр помещений и территорий.....12
2.2. Порядок и форма проведения таможенного досмотра …………………13
2.3. Личный таможенный досмотр……………………………………………..17
Глава 3. Таможенный досмотр в рамках осуществления правоохранительной деятельности таможенных органов Таможенного союза……………………..20
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников ………

Файлы: 1 файл

курсовая ТО И ТК.docx

— 143.19 Кб (Скачать)

Таким образом, в данной главе были рассмотрены одни из важнейших форм таможенного контроля, раскрыто их основное содержание (применение, формы проведения, полномочия должностных лиц, документация, необходимая для осуществления данных форм таможенного контроля и т.п.) с использованием законодательных документов, действующих среди государств – членов Таможенного союза, и, непосредственно, Российской Федерации. Но их изучение было бы неполным без рассмотрения взаимосвязи таможенного досмотра (осмотра) с правоохранительной деятельностью таможенных органов, поэтому, совершая переход к последней главе данной курсовой работы, необходимо заострить внимание именно на этом вопросе.

 

 

 

 

 

  1. ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР В РАМКАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.

 

         Таможенный досмотр - это административное действие,  заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств,  в  целях  установления законности их  перемещения  через таможенную границу,  соответствие проверяемых товаров данным,  заявленным в таможенной декларации,  соответствие товаров нормам,  установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками, выявление скрытых от таможенного контроля,  либо перемещаемых без разрешительных документов предметов,  а также предметов,  являющихся контрабандой, определения  наименования  и  кода  по  ТНВЭД (товарная  номенклатура внешнеэкономической деятельности),  определение стоимости,  количества и качества.

Досмотр производится  путём  вскрытия тары и установки товаров,  установления их наименования, подсчёта количества, а при необходимости и качества товара, путём  проверки  всех  мест,  полостей и конструктивных особенностей в транспортных средствах и предметах,  с целью обнаружения тайников,  хранилищ, в которых  могут быть спрятаны предметы контрабанды.  Для этого применяются прощупывание, прокалывание,  разборка конструктивных деталей,  узлов и агрегатов, нарушение  целостности  всего или части предмета и т.п.  Главный принцип, используемый при производстве досмотра - его выборочность.

         При выполнении  таможенного досмотра таможенные органы применяют следующие методы  его  осуществления:  идентификационный  досмотр  (внешняя идентификация товара),  досмотр  с пересчётом количества грузовых мест без их вскрытия, со вскрытием всех грузовых мест,  досмотр с  пересчётом  количества предметов в грузовых местах, досмотр с замерами и определением характеристик товаров без взятия проб и образцов  на  экспертизу  (со взятием),  направленный досмотр (по выявлению тайников сокрытий контрабанды), повторный таможенный досмотр (до выпуска товаров и после его выпуска).

В случае обнаружения,  в  акте досмотра отдельно отмечаются: наркотические средства,  психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества,  вооружение,  огнестрельное оружие, взрывчатые устройства,  патроны к оружию и боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового уничтожения,  материалы и оборудование, которые заведомо могут быть использованы при его создании, а также предметы художественного, исторического и археологического достояния.         При необходимости проведения экспертизы,  в процессе досмотра, могут отбираться пробы  и образцы товаров.  Взятие проб и образцов производится в порядке, установленном ТК ТС.

Делая вывод из вышесказанного, можно однозначно сказать, что данная форма таможенного контроля связана с правоохранительной деятельностью таможенных органов; в данном аспекте таможенные органы можно рассматривать как органы дознания, органы по борьбе с нарушениями таможенного законодательства, государственные органы, осуществляющие оперативно – розыскную деятельность.        Подавляющее число таможенных преступлений обнаруживается работниками таможни в ходе осуществления таможенного контроля при проверке документов, досмотре транспорта, грузов и личного досмотра. Сообщение о возбуждении уголовного дела направляется в региональное таможенное управление и Федеральную таможенную службу.      Дознание проводится только должностными лицами таможенных органов. Но при проведении ряда неотложных следственных действий обязательным условием является участие двух понятых (осмотры, обыски, выемки, освидетельствование). В качестве понятых могут быть вызваны любые, не заинтересованные в деле граждане. Закон предоставляет лицу, производящему дознание, возможность привлекать к участию в осмотрах места происшествия, помещений, предметов, документов компетентных лиц в качестве специалистов. Именно личный досмотр проводится с целью обнаружения предметов контрабанды либо предметов, запрещенных к транзиту. Осмотр же чаще всего связан с контрабандой и проводится с целью обнаружения предметов контрабанды. Осмотру могут подлежать предметы, изъятые при личном обыске и задержании лица. Когда необходимо установить качество предметов, фабричную маркировку и другие отличительные признаки, к проведению осмотра можно привлекать специалиста.[16]

 Либерализация таможенного законодательства, и связанное с этим существенное сокращение сроков таможенного контроля и оформления, отказ от сплошных таможенных досмотров товаров повысили значимость правоохранительной деятельности таможенных органов. Сегодня на  первый план выходят подходы, связанные с оперативно-аналитическими методами работы, направленные на получение достоверной упреждающей информации о попытках противоправных действий во внешнеторговом обороте. В настоящее время  до 70 % преступлений во внешнеэкономической сфере выявляется в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности.[15]

       Таможенный досмотр, таможенный осмотр, личный таможенный досмотр как формы таможенного контроля можно определить как компонент оперативно – розыскных мероприятий, проводимых таможенными органами.

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов (ОРД) — это вид  деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями таможенных органов в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД базируется на принципах законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных начал. Основаниями для проведения ОРД являются: наличие возбужденного уголовного дела; информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания; поручение следователя, указания прокурора или определение суда; запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.        В соответствии со ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 1995 г. таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право:   1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия (опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, оперативное внедрение, оперативный эксперимент);           2) сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать органам, осуществляющим ОРД;          3) использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;          4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;        5) создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач;     6) использовать компьютерные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические средства.     Таможенные органы, осуществляющие ОРД, обязаны:    1) принимать меры по защите конституционных прав и свобод человека, собственности, а также по обеспечению безопасности общества;   2) исполнять письменные поручения органов дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий;            3) выполнять на основе договоров о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств;      4) соблюдать правила конспирации и др.       Приведем некоторую статистику по оперативно – розыскным мероприятиям:

Рис.3.1

Количество уголовных  дел, возбужденных по материалам оперативно-розыскных  подразделений таможенных органов.[19]

Рис.3.2

Структура таможенных преступлений по итогам первого полугодия 2010 года.

Из указанного количества возбужденных уголовных дел, 317 дел  возбуждено по контрабанде (ст.188 УК РФ), 6 дел - по уклонению от уплаты таможенных платежей (ст.194), 58 дел - по ст.193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте).       Из числа выявленных преступлений, удельный вес тяжких составил 29,8 %.            Из общего количества уголовных дел возбужденных по контрабанде, по ч. 1 ст.188 УК РФ возбуждено 204 дела, по ч. 2 ст.188 УК РФ - 82 дела, по ч.4. ст.188 УК РФ «Контрабанда, совершённая организованной группой»- 31 дело.                Предметами преступления, по фактам контрабанды, являлись транспортные средства иностранного производства, товары народного потребления, наркотические средства, сильнодействующие вещества, культурные и исторические ценности, продукты питания, лесоматериалы, продукция топливно-энергетического комплекса, продукция военного назначения.   Стоимость незаконно перемещенного товара за I полугодие 2010 года по фактам контрабанды составила около 667 млн. 790 тыс. руб., а размер уклонения от уплаты таможенных платежей составил 6 млн. 269 тыс. рублей.   Сумма невозвращения валютной выручки составила 10 млрд. 857 млн. 308 тыс. руб.           По 381 уголовному делу, возбужденному в I полугодии 2010 года, предметами преступления являлись:        - по 50 делам – наркотики и сильнодействующие вещества;   - по 47 делам – транспортные средства;       - по 110 делам – товары народного потребления;     - по 3 делам - культурно исторические ценности;     - по 59 делам – валюта;          - по 98 делам - лесоматериалы;        - по 8 делам продукция ТЭК;         - по 6 делам - огнестрельное оружие, боеприпасы.

Табл.3.1.

Преступные схемы, используемые организованными преступными группировками  и недобросовестными участниками  внешнеэкономической деятельности.[19]

1.Контрабандное перемещение товаров автомобильным транспортом с использованием неконтролируемых автодорог,  а также контрабандное перемещение товаров через установленные пункты пропуска с сокрытием товаров от таможенного контроля, в том числе в тайниках

2. Использование двойного пакета документов

3. Недостоверное декларирование путем фальсификации таможенных документов, Использованием поддельных штампов и печатей

4. Недоставка товаров по назначению

5. Ввоз товара физическими лицами под видом товаров не для коммерческого использования

6. «Ложный экспорт» и предъявление незаконных требований о возмещении НДС, завышение таможенной стоимости при экспорте технически сложных изделий, назначение, технические характеристики и истинная цена которых известна лишь узкому кругу специалистов

7. «Карусель», так называемая практика, когда один и тот же товар несколько раз ввозится с целью перепродажи и получения прибыли, в том числе связанной с возвратом НДС


 

Результаты оперативно-розыскной  деятельности (в том числе и результаты проведения таможенных досмотров/личных таможенных досмотров) используются для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. Эти результаты могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело.

Табл.3.2.

Система мер по борьбе с  контрабандой.[19]

1. Анализ оперативной обстановки, в том числе совместно со взаимодействующими подразделениями, прежде всего органов ФСБ и МВД России

2. Распределение между взаимодействующими органами и подразделениями участков сосредоточения основных усилий

3. Разработка системы оперативно-розыскных мероприятий по организации выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений, связанных с контрабандным перемещением товара через таможенную (государственную) границу

4. Расстановка и подготовка оперативных сил и средств для организации поиска признаков названных преступлений

5. Непосредственное осуществление оперативного поиска, направленного на выявление фактов и признаков контрабандного перемещения товаров через таможенную (государственную) границу

6. Осуществление мероприятий по проверке надежности выработанной системы мер оперативно-розыскных подразделений таможенных органов по борьбе с контрабандой


 

Завершая изучение и анализ рассматриваемых форм таможенного контроля, их взаимосвязь с правоохранительной деятельностью таможенных органов, а так же в рамках данного вопроса оперативно – розыскную деятельность таможенных органов необходимо сделать вывод, что в данных условиях, когда организация таможенного дела максимально приближена к мировым стандартам,  выявление и пресечение контрабанды, нарушений таможенного законодательства должно быть  выверенным и точным, не ущемляющим  прав, честно работающих на рынке участников ВЭД; повышение эффективности борьбы с контрабандой может быть достигнуто путем:   - совершенствования информационно-аналитической деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов и их целенаправленное использование;          -   разработки системы признаков, способствующих выявлению противоправных деяний со стороны лиц, пересекающих таможенную границу Таможенного союза РФ, Белоруссии, Казахстана;       - повышением эффективности практики взаимодействия оперативно-розыскных подразделений таможенных органов с подразделениями правоохранительных органов России и зарубежных стран.      Таможенные органы при правильной организации ОРД имеют возможность получения информации о признаках противоправной деятельности лиц, вынашивающих намерение совершить преступление в сфере таможенного дела, до начала фактического перемещения товара через таможенную границу. Использование инструмента ОРД позволяет таможенным органам обеспечить полноту и непрерывность по месту и времени процесса выявления, предупреждения и пресечения преступлений в сфере таможенного дела.

Информация о работе Таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров и транспортных средств