Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:05, курсовая работа
Проведение таможенного контроля призвано обеспечить: - создание условий, способствующих ускорению внешнеэкономического оборота; - разрешительный порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
- ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов;
- своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения о таможенном контроле, осуществляемом таможенными органами Таможенного союза………………………………………...6
Направленность таможенного контроля на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и его принципы....6
Формы и порядок проведения таможенного контроля………………….9
Глава 2. Применение таможенного осмотра и таможенного досмотра в отношении товаров и транспортных средств……………………………………….12
2.1. Таможенный осмотр. Таможенный осмотр помещений и территорий.....12
2.2. Порядок и форма проведения таможенного досмотра …………………13
2.3. Личный таможенный досмотр……………………………………………..17
Глава 3. Таможенный досмотр в рамках осуществления правоохранительной деятельности таможенных органов Таможенного союза……………………..20
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников ………
Таким образом, в данной главе были рассмотрены одни из важнейших форм таможенного контроля, раскрыто их основное содержание (применение, формы проведения, полномочия должностных лиц, документация, необходимая для осуществления данных форм таможенного контроля и т.п.) с использованием законодательных документов, действующих среди государств – членов Таможенного союза, и, непосредственно, Российской Федерации. Но их изучение было бы неполным без рассмотрения взаимосвязи таможенного досмотра (осмотра) с правоохранительной деятельностью таможенных органов, поэтому, совершая переход к последней главе данной курсовой работы, необходимо заострить внимание именно на этом вопросе.
Таможенный досмотр - это административное действие, заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств, в целях установления законности их перемещения через таможенную границу, соответствие проверяемых товаров данным, заявленным в таможенной декларации, соответствие товаров нормам, установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками, выявление скрытых от таможенного контроля, либо перемещаемых без разрешительных документов предметов, а также предметов, являющихся контрабандой, определения наименования и кода по ТНВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), определение стоимости, количества и качества.
Досмотр производится путём вскрытия тары и установки товаров, установления их наименования, подсчёта количества, а при необходимости и качества товара, путём проверки всех мест, полостей и конструктивных особенностей в транспортных средствах и предметах, с целью обнаружения тайников, хранилищ, в которых могут быть спрятаны предметы контрабанды. Для этого применяются прощупывание, прокалывание, разборка конструктивных деталей, узлов и агрегатов, нарушение целостности всего или части предмета и т.п. Главный принцип, используемый при производстве досмотра - его выборочность.
При выполнении таможенного досмотра таможенные органы применяют следующие методы его осуществления: идентификационный досмотр (внешняя идентификация товара), досмотр с пересчётом количества грузовых мест без их вскрытия, со вскрытием всех грузовых мест, досмотр с пересчётом количества предметов в грузовых местах, досмотр с замерами и определением характеристик товаров без взятия проб и образцов на экспертизу (со взятием), направленный досмотр (по выявлению тайников сокрытий контрабанды), повторный таможенный досмотр (до выпуска товаров и после его выпуска).
В случае обнаружения, в акте досмотра отдельно отмечаются: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества, вооружение, огнестрельное оружие, взрывчатые устройства, патроны к оружию и боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового уничтожения, материалы и оборудование, которые заведомо могут быть использованы при его создании, а также предметы художественного, исторического и археологического достояния. При необходимости проведения экспертизы, в процессе досмотра, могут отбираться пробы и образцы товаров. Взятие проб и образцов производится в порядке, установленном ТК ТС.
Делая вывод из вышесказанного,
можно однозначно сказать, что данная
форма таможенного контроля связана с
правоохранительной деятельностью таможенных
органов; в данном аспекте таможенные
органы можно рассматривать как органы
дознания, органы по борьбе с нарушениями
таможенного законодательства, государственные
органы, осуществляющие оперативно –
розыскную деятельность.
Либерализация таможенного законодательства, и связанное с этим существенное сокращение сроков таможенного контроля и оформления, отказ от сплошных таможенных досмотров товаров повысили значимость правоохранительной деятельности таможенных органов. Сегодня на первый план выходят подходы, связанные с оперативно-аналитическими методами работы, направленные на получение достоверной упреждающей информации о попытках противоправных действий во внешнеторговом обороте. В настоящее время до 70 % преступлений во внешнеэкономической сфере выявляется в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности.[15]
Таможенный досмотр, таможенный осмотр, личный таможенный досмотр как формы таможенного контроля можно определить как компонент оперативно – розыскных мероприятий, проводимых таможенными органами.
Оперативно-розыскная
Рис.3.1
Количество уголовных дел, возбужденных по материалам оперативно-розыскных подразделений таможенных органов.[19]
Рис.3.2
Структура таможенных преступлений по итогам первого полугодия 2010 года.
Из указанного количества возбужденных уголовных дел, 317 дел возбуждено по контрабанде (ст.188 УК РФ), 6 дел - по уклонению от уплаты таможенных платежей (ст.194), 58 дел - по ст.193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте). Из числа выявленных преступлений, удельный вес тяжких составил 29,8 %. Из общего количества уголовных дел возбужденных по контрабанде, по ч. 1 ст.188 УК РФ возбуждено 204 дела, по ч. 2 ст.188 УК РФ - 82 дела, по ч.4. ст.188 УК РФ «Контрабанда, совершённая организованной группой»- 31 дело. Предметами преступления, по фактам контрабанды, являлись транспортные средства иностранного производства, товары народного потребления, наркотические средства, сильнодействующие вещества, культурные и исторические ценности, продукты питания, лесоматериалы, продукция топливно-энергетического комплекса, продукция военного назначения. Стоимость незаконно перемещенного товара за I полугодие 2010 года по фактам контрабанды составила около 667 млн. 790 тыс. руб., а размер уклонения от уплаты таможенных платежей составил 6 млн. 269 тыс. рублей. Сумма невозвращения валютной выручки составила 10 млрд. 857 млн. 308 тыс. руб. По 381 уголовному делу, возбужденному в I полугодии 2010 года, предметами преступления являлись: - по 50 делам – наркотики и сильнодействующие вещества; - по 47 делам – транспортные средства; - по 110 делам – товары народного потребления; - по 3 делам - культурно исторические ценности; - по 59 делам – валюта; - по 98 делам - лесоматериалы; - по 8 делам продукция ТЭК; - по 6 делам - огнестрельное оружие, боеприпасы.
Табл.3.1.
Преступные схемы, используемые
организованными преступными
1.Контрабандное перемещение товаров автомобильным транспортом с использованием неконтролируемых автодорог, а также контрабандное перемещение товаров через установленные пункты пропуска с сокрытием товаров от таможенного контроля, в том числе в тайниках |
2. Использование двойного пакета документов |
3. Недостоверное декларирование путем фальсификации таможенных документов, Использованием поддельных штампов и печатей |
4. Недоставка товаров по назначению |
5. Ввоз товара физическими лицами под видом товаров не для коммерческого использования |
6. «Ложный экспорт» и предъявление незаконных требований о возмещении НДС, завышение таможенной стоимости при экспорте технически сложных изделий, назначение, технические характеристики и истинная цена которых известна лишь узкому кругу специалистов |
7. «Карусель», так называемая практика, когда один и тот же товар несколько раз ввозится с целью перепродажи и получения прибыли, в том числе связанной с возвратом НДС |
Результаты оперативно-
Табл.3.2.
Система мер по борьбе с контрабандой.[19]
1. Анализ оперативной обстановки, в том числе совместно со взаимодействующими подразделениями, прежде всего органов ФСБ и МВД России |
2. Распределение между взаимодействующими органами и подразделениями участков сосредоточения основных усилий |
3. Разработка системы оперативно-розыскных мероприятий по организации выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений, связанных с контрабандным перемещением товара через таможенную (государственную) границу |
4. Расстановка и подготовка оперативных сил и средств для организации поиска признаков названных преступлений |
5. Непосредственное осуществление оперативного поиска, направленного на выявление фактов и признаков контрабандного перемещения товаров через таможенную (государственную) границу |
6. Осуществление мероприятий по проверке надежности выработанной системы мер оперативно-розыскных подразделений таможенных органов по борьбе с контрабандой |
Завершая изучение и анализ рассматриваемых форм таможенного контроля, их взаимосвязь с правоохранительной деятельностью таможенных органов, а так же в рамках данного вопроса оперативно – розыскную деятельность таможенных органов необходимо сделать вывод, что в данных условиях, когда организация таможенного дела максимально приближена к мировым стандартам, выявление и пресечение контрабанды, нарушений таможенного законодательства должно быть выверенным и точным, не ущемляющим прав, честно работающих на рынке участников ВЭД; повышение эффективности борьбы с контрабандой может быть достигнуто путем: - совершенствования информационно-аналитической деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов и их целенаправленное использование; - разработки системы признаков, способствующих выявлению противоправных деяний со стороны лиц, пересекающих таможенную границу Таможенного союза РФ, Белоруссии, Казахстана; - повышением эффективности практики взаимодействия оперативно-розыскных подразделений таможенных органов с подразделениями правоохранительных органов России и зарубежных стран. Таможенные органы при правильной организации ОРД имеют возможность получения информации о признаках противоправной деятельности лиц, вынашивающих намерение совершить преступление в сфере таможенного дела, до начала фактического перемещения товара через таможенную границу. Использование инструмента ОРД позволяет таможенным органам обеспечить полноту и непрерывность по месту и времени процесса выявления, предупреждения и пресечения преступлений в сфере таможенного дела.
Информация о работе Таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров и транспортных средств