Таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров и транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Проведение таможенного контроля призвано обеспечить: - создание условий, способствующих ускорению внешнеэкономического оборота; - разрешительный порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
- ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов;
- своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения о таможенном контроле, осуществляемом таможенными органами Таможенного союза………………………………………...6
Направленность таможенного контроля на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и его принципы....6
Формы и порядок проведения таможенного контроля………………….9
Глава 2. Применение таможенного осмотра и таможенного досмотра в отношении товаров и транспортных средств……………………………………….12
2.1. Таможенный осмотр. Таможенный осмотр помещений и территорий.....12
2.2. Порядок и форма проведения таможенного досмотра …………………13
2.3. Личный таможенный досмотр……………………………………………..17
Глава 3. Таможенный досмотр в рамках осуществления правоохранительной деятельности таможенных органов Таможенного союза……………………..20
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников ………

Файлы: 1 файл

курсовая ТО И ТК.docx

— 143.19 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

 

Кафедра организации таможенного контроля

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств»

на тему «Таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров и

транспортных  средств»

 

 

 

Выполнил: студент 3-го курса очной

формы обучения факультета таможенного

дела, группы Т-086 А.А.Столбова

Подпись __________________

 

Научный руководитель: Е.Н.Фукс,

Подпись __________________

 

 

 

 

 

Люберцы

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общие положения о таможенном контроле, осуществляемом таможенными органами Таможенного союза………………………………………...6

    1. Направленность таможенного контроля на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и его принципы....6
    2. Формы и порядок проведения таможенного контроля………………….9

Глава 2. Применение таможенного осмотра и таможенного досмотра в отношении товаров и транспортных средств……………………………………….12

2.1. Таможенный осмотр. Таможенный осмотр помещений и территорий.....12 

2.2.   Порядок и форма проведения таможенного досмотра …………………13

2.3. Личный таможенный досмотр……………………………………………..17

Глава 3. Таможенный досмотр в рамках осуществления правоохранительной деятельности таможенных органов Таможенного союза……………………..20

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников …………………………………………..31

Приложения……………………………………………………………………...33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Таможенная служба является одним из важнейших базовых институтов экономики, потому что именно ей отведена значительная роль обеспечения экономических  интересов государства. Российская Федерация, как мы знаем, относится  к странам с переходной экономикой, в которых внешнеэкономическая деятельность регулируется рынком и государством. Поэтому, в новых для нашей страны рыночных условиях, которые предполагают открытость экономики, делая государственные границы  «прозрачными» и местами даже «размытыми», в условиях становления Таможенного союза Российской Федерации (далее – РФ), Беларуси и Казахстана (далее - Таможенный союз) становится гораздо более актуальной проблема экономической безопасности. И именно ВЭД становится подответственной областью таможенной службы в рамках обеспечения экономической безопасности стран - членов Таможенного союза. Государство же осуществляет свое воздействие в лице таможенных органов  при помощи комплекса правовых, административных, экономических, организационных и иных мер, распространяя их на экономические отношения участников внешнеэкономической деятельности в соответствии с национально-государственными интересами, целями, задачами. От результативной деятельности таможенных органов зависит степень достижения целей государственного регулирования ВЭД.        В то же время разработкой, формированием механизма осуществления и содержания таможенной деятельности занимаются в той или иной мере все субъекты государственного регулирования ВЭД. Таможенному оформлению и контролю подлежат практически все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу в рамках как торгового, так и неторгового оборота. Соответственно, внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. Все многообразие ситуаций, отношений и связей, возникающих в процессе осуществления ВЭД или внешней торговли, урегулировано соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, устанавливающими правовой статус различных товаров, лиц, порядок их взаимоотношений между собой, с государством, его органами, в том числе и с таможенными органами, осуществляющими свою деятельность  на таможенной территории Таможенного союза. 
 Проведение таможенного контроля призвано обеспечить:    - создание условий, способствующих ускорению внешнеэкономического оборота;             - разрешительный порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

- ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов;

- своевременное и полное  взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

- ведение таможенной статистики внешней торговли, в соответствии с методологией, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза (ст.47 ТК ТС);             - осуществление в пределах компетенции таможенных органов валютного контроля;            - ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и др.

Более того, внедрение  новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация контроля  за  их  поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов. Приоритетными направлениями деятельности таможенной  службы непосредственно РФ были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной  функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля, приближение уровня деятельности российской таможни к мировым стандартам, совершенствование форм и методов борьбы с таможенными правонарушениями, подготовка и переподготовка кадров.      И в связи с этим, переходя к актуальности темы данной курсовой работы, необходимо добавить, что таможенный осмотр и таможенный досмотр являются наиболее частыми, важными, необходимыми формами таможенного контроля, который представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза (ст.4 ТК ТС).

Объектом данной работы выступают  отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств.

Предметом – таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров и транспортных средств, как одни из базовых форм и принципов таможенного контроля.

Целью курсовой работы является расширение и углубленное изучение знаний по поставленному вопросу, их обобщение, систематизация, анализ с  помощью материалов специальной  литературы, а так же изучение соответствующей литературы и иных источников, способствующих проведению научного исследования по данной теме в рамках курсовой работы.

 

 

 

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ,   ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ    ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.

 

 

    1. Направленность таможенного контроля на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза

 

Экономическое развитие Российской Федерации в настоящее время  невозможно без активной экспортно-импортной деятельности, без привлечения иностранных инвестиций. Внешнеэкономическая политика Российской Федерации направлена на интеграцию с мировой экономикой, активное включение в международную торговлю, которое предписывает соблюдение Российской Федерацией основных принципов Киотской конвенции. Реализация конвенционных начал, направленных на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза. При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу недекларированных или недостоверно декларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности российского государства.   Одной из наиболее значимых задач таможенных органов является контроль над соблюдением участниками ВЭД установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В то же время в свете вступления Российской Федерации в систему международных хозяйственных отношений соблюдение интересов участников экспортно-импортных операций также является важной частью государственной политики.              Итак, такой важнейший институт таможенного дела, как таможенный контроль претерпел значительные изменения на современном этапе в связи с образованием Таможенного Союза Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана. Таким образом, новым для понятия таможенного контроля является его направленность на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. Содержание таможенного законодательства Таможенного союза раскрывается в ст. 3 ТК ТС и включает три вида документов.  Во-первых, это Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС).              Во-вторых, таможенное законодательство Таможенного союза включает международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно - тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" определено вступление в силу с 1 января 2010 г. перечня соглашений и протоколов, определяющих единые подходы таможенного регулирования.             Третьим видом документов таможенного законодательства Таможенного союза являются решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза.   Данная комиссия учреждена участниками Таможенного союза Договором трех договаривающихся государств - участников Таможенного союза "О Комиссии Таможенного союза" от 6 октября 2007 г. Комиссия обладает статусом единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза, созданного для обеспечения условий функционирования и развития Таможенного союза с полномочиями по принятию решений, имеющих обязательный для сторон характер.          В целом ТК ТС сохранил общую концепцию проведения таможенного контроля, заложенную в ТК РФ. Кодекс воспроизводит принципы таможенного контроля, закрепленные в ТК РФ. В соответствии со ст. 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. При выборе форм и объектов таможенного контроля используется система управления рисками (далее - СУР). СУР представляет собой современную технологию таможенного контроля, широко используемую таможенными органами зарубежных стран.      Основы и принципы таможенного контроля с использованием СУР, закрепленные в данной концепции, базируются на Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации, как было упомянуто выше (Киотской конвенции, ред. 1999 г.).[11]             Другими принципами проведения таможенного контроля являются сотрудничество с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами; взаимодействие таможенных органов с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности: уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, таможенными перевозчиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями. Пятый принцип проведения ТК гласит: «таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. При проведении таможенного контроля не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.[12]

 

 

 

    1. . Формы и порядок проведения таможенного контроля

 

Выбор форм контроля зависит  от целого ряда факторов. Прежде всего таможенный контроль должен быть эффективным. Достижение поставленных перед ним целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление. Кроме того, таможенный контроль должен быть в максимальной степени необременительным, незаметным для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников ВЭД. При этом оба требования к современному таможенному контролю не должны помешать выполнению его важнейшей задачи - обеспечению соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.

Итак, таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе  транспортных средств, перемещаемых  через таможенную границу и  (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах,  представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

3) деятельности лиц, связанной  с перемещением товаров через  таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную  границу. 

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а  также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся  товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том  числе в электронной форме (ст.95 ТК ТС).

ФЗ РФ «О таможенном регулировании  в Российской Федерации»        № 311- ФЗ гласит: «Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в формах и порядке, которые установлены главами 16 и 19 Таможенного кодекса Таможенного союза, с учетом положений, установленных, настоящим Федеральным Законом. Статья 110 ТК ТС закрепляет формы таможенного контроля. В нее вошли девять из десяти форм таможенного контроля, предусматриваемых ТК РФ: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий.

В то же время в ТК ТС появляются три новые формы таможенного  контроля:

- учет товаров, находящихся  под таможенным контролем;

- проверка системы учета  товаров и отчетности по ним;

- таможенная проверка.

К числу принципиально  новой формы таможенного контроля можно отнести только учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Согласно ст. 120 ТК ТС таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Проверка системы учета  товаров и отчетности была предусмотрена  ст. 364 ТК РФ, которая закрепляла обязанность  лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами, а также лиц, пользующихся и (или) владеющих условно выпущенными товарами по требованию таможенных органов представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах. Аналогичная обязанность теперь закреплена в п. 1 ст. 121 ТК ТС. Таким образом, по ТК ТС данная проверка получила статус формы таможенного контроля.  [11]  Если велика вероятность несоблюдения таможенного законодательства ТС и Российской Федерации, то необходимо выбирать приоритеты - в первую очередь подвергать проверке те операции и поставки, с которыми связаны правонарушения, влекущие наиболее значительные потери с точки зрения защищаемых таможенным законодательством интересов. Из всех кратко рассмотренных форм таможенного контроля интерес для данной работы представляют только две: таможенный осмотр и таможенный досмотр.  
          Фактически таможенный контроль как самостоятельное действие проявляется только при проведении таможенного досмотра, во всех остальных случаях применение мер контроля является составной частью таможенного оформления.

Завершая разговор о принципах  и формах таможенного контроля, хочется добавить, что деятельность таможенных органов соблюдает принципы таможенного права, представляющие собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно - правового регулирования и  обеспечивающие взаимосвязь таможенного права, таможенного законодательства и таможенной политики. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса в сфере таможенного дела, содействуют своевременной отмене устаревших и принятию новых нормативно-правовых актов, а также толкованию правовых актов и устранению правовых пробелов в таможенном законодательстве.         К данным принципам относятся:        - принцип уважения прав и основных свобод человека;    - принцип законности;          - принцип координации и взаимодействия государственных органов;  -принцип полномасштабного и четкого таможенного регулирования;  -принцип научности;          - принцип гуманности;          -принцип приоритета международно-правовых норм.[13] 

Информация о работе Таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров и транспортных средств