Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:44, доклад
С 1 января 2010 года запущена практическая работа таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
С вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза с 1 июля 2010 года в практику таможенных органов Российской Федерации будут внедряться новые понятия, по-новому будут регулироваться ряд правоотношений. Для привычных таможенных процессов будет изменена их правовая природа и смысловое наполнение.
Доклад
Таможенные процедуры Таможенного Союза
С 1 января 2010 года запущена
практическая работа таможенного союза
Российской Федерации, Республики Беларусь
и Республики Казахстан.
С вступлением в силу Таможенного кодекса
таможенного союза с 1 июля 2010 года в практику
таможенных органов Российской Федерации
будут внедряться новые понятия, по-новому
будут регулироваться ряд правоотношений.
Для привычных таможенных процессов будет
изменена их правовая природа и смысловое
наполнение.
Самое простое – это изменения в терминологии,
к которым необходимо просто привыкнуть
– например: таможенный брокер теперь
будет называться таможенным представителем,
при этом содержание данного института
практически не изменится; контейнеры
отнесены к транспортным
средствам, что позволит снять значительное
количество проблем по контролю за временным
ввозом контейнеров, которые сейчас у
нас имеются.
Существуют более существенные изменения.
Таможенным кодексом таможенного союза
предусмотрены новые формы таможенного
контроля:
1) учет товаров, находящихся под таможенным
контролем;
2) проверка системы учета товаров и отчетности.
А также вместо таможенной ревизии будет
проводиться таможенная проверка, которая
может быть камеральной и выездной.
В Таможенный кодекс таможенного союза
включена глава, регламентирующая порядок
задержания товаров и документов на них
при проведении таможенного контроля.
Теперь таможенное декларирование будет
производиться только в письменной и электронной
формах с использованием таможенной декларации.
Устная и конклюдентная формы декларирования
исключены.
В целях содействия экспорту высокотехнологичных
товаров установлен сокращенный и закрытый
перечень документов при подаче декларации
на товары для помещения под таможенную
процедуру экспорта товаров.
Союзным кодексом предусмотрена возможность
определения наднациональных областей
рисков, которые чувствительны для всех
государств-членов таможенного союза.
Такие области рисков будут определяться
Комиссией таможенного союза.
Будут и изменения, требующие переосмысления
принципов контроля и организации деятельности
таможенных органов. Например, изменены
сроки совершения таможенными органами
различных операций.
Увеличены сроки:
уплаты таможенных пошлин, налогов при
ввозе товаров (стал равным сроку временного
хранения);
проведения постконтроля;
предъявления товаров таможенному органу
при предварительном декларировании (при
несоблюдении данного срока таможенный
орган отказывает в выпуске товаров);
переработки товаров на таможенной территории
(Комиссия таможенного союза для отдельных
категорий товаров может определять более
продолжительный срок переработки);
позволяющий помещать под таможенную
процедуру реэкспорта товары, ранее помещенные
под таможенную процедуру выпуска для
внутреннего потребления.
Сокращены сроки:
выпуска товаров, в том числе срок выпуска
экспортируемых товаров (при этом установлен
максимальный срок продления выпуска
товаров – до 10 дней со дня, следующего
за днем регистрации таможенной декларации,
и четко определены условия данного продления
– необходимость проведения или завершения
форм таможенного контроля);
регистрации таможенным органом транзитной
декларации.
Установлены сроки:
организации таможенным органом таможенного
сопровождения;
регистрации или отказа в регистрации
таможенной декларации (в Таможенном кодексе
Российской Федерации данный срок исчислялся
днем получения таможенной декларации
таможенным органом);
совершения таможенным перевозчиков и
иными заинтересованными лицами операций,
связанных с помещением товаров на временное
хранение или их таможенным декларированием.
Кроме того, претерпели
изменение вопросы,
связанные применением
таможенных процедур.
Например, исключена процедура внутреннего
таможенного транзита. Товары, перевозимые
по таможенной территории, в том числе
перевозимые от одного внутреннего таможенного
органа до другого внутреннего таможенного
органа, будут помещаться под режим (процедуру)
таможенного транзита. Теперь перевозка
товаров открывается от внешней границы
таможенного союза сразу до места нахождения
получателя независимо от государства,
в котором он находится, а перевозчики,
в том числе таможенные, имеют право перемещения
по всей территории таможенного союза
без применения к ним внутригосударственного
контроля на территории каждого из государств-членов
таможенного союза. При этом железнодорожный
перевозчик императивно освобождается
от внесения обеспечения в качестве гарантии
доставки товаров.
Еще одна особенность Таможенного кодекса
таможенного союза – возможно одновременное
помещение товаров под две таможенные
процедуры – экспорта и таможенного транзита.
Произошли существенные
изменения и в деятельности,
связанной с ведением
реестров.
Таможенные органы каждого государства-члена
таможенного союза ведут реестры лиц,
осуществляющих деятельность в сфере
таможенного дела. Комиссия таможенного
союза формирует общие реестры этих лиц
на наднациональном уровне. При этом не
предусмотрено ведение таможенными органами
реестра банков, кредитных организаций
и страховых организаций.
Изменены условия включения лиц в реестры.
Например, появились требования об отсутствии
на день обращения в таможенный орган
неисполненной обязанности по уплате
таможенных платежей, пеней и фактов привлечения
в течение 1 года до дня обращения в таможенный
орган к административной ответственности
за правонарушения в сфере таможенного
дела. Вместе с тем из условий включения
лиц в реестр таможенных перевозчиков
исключен договор страхования риска гражданской
ответственности.
Нововведением является и возможность
установления национальным законодательством
случаев и порядка приостановления и возобновления
деятельности юридических лиц в качестве
таможенных представителей, владельцев
СВХ, таможенных складов и магазинов беспошлинной
торговли, уполномоченных экономических
операторов.
Введен институт уполномоченного экономического
оператора, который является развитием
имеющихся в действующем Таможенном кодексе
Российской Федерации «специальных упрощенных
процедур».
Помимо применяемых в настоящее время
упрощений для уполномоченного экономического
оператора предусмотрены:
выпуск товаров до подачи таможенной декларации
с уплатой платежей на момент подачи декларации.
То есть фактически получается беспроцентная
отсрочка платежа на срок от 10 до 40 дней;
возможность оформлять транзит товаров
без внесения обеспечения уплаты таможенных
платежей.
При этом условием получения юридическим
лицом статуса уполномоченного экономического
оператора является внесение обеспечения,
размер которого составляет один миллион
евро, а при условии соответствия лиц критериям,
определяемым Комиссией таможенного союза,
– 150 тысяч евро.
Изменения затронули ведение реестров
не только лиц, осуществляющих деятельность
в сфере таможенного дела, но и объектов
интеллектуальной собственности. Помимо
национальных реестров, предусмотрено
ведение единого таможенного реестра
объектов интеллектуальной собственности
(дополнительно к национальным).
Таким образом, значительные изменения
в таможенном законодательстве в связи
с вступлением в силу Таможенного кодекса
таможенного союза обуславливают необходимости
организации обучения должностных лиц
таможенных органов. Такое обучение целесообразно
осуществлять на базе Российской Таможенной
академии по аналогии с тем, как это было
организовано в период подготовки к вступлению
в силу действующего таможенного кодекса
Российской Федерации.