Таможенные преференции в международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

В сложившейся экономической ситуации одной из актуальных задач становится разработка научно-обоснованной стратегии развития внешней торговли России, в том числе и преференциальной, которая должна быть основана на всестороннем учете возможностей и интересов государства, как на данном этапе, так и на перспективу.
Учитывая изложенное, проблематика внешнеторгового сотрудничества России со зарубежными странами в пределах преференциальной торговли имеет большое значение и актуальность

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..….2
Глава 1. ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ…………………………...…..4 1.1.Характеристика тарифных преференций…………………………………....4 1.2 Роль международных организаций в формировании политики в сфере международной преференциальной торговли…………………………………..7 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ ПРИМИНЕНИЯ ОДНОСТОРОННИХ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ………………………………………………………………………....11 2.1.Опыт применения преференциальных систем в зарубежных странах……………………………………………………………………….…...11 2.1.1. Общей системы преференций Европейского Союза…………….…..…11 2.1.2.Преференциальная система Соединенных Штатов Америки…………………………………………………………………………..13 2.1.3. Общая система тарифных преференций Японии…………………..…...16 2.2. Российский опыт предоставления и использования тарифных преференций в торговле со странами дальнего зарубежья…………………...20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………......26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..………...…….27

Файлы: 1 файл

РЕВИН КУРСОВИК ГОТОВЫЙ.docx

— 53.30 Кб (Скачать)

      Некоторые беднейшие страны, в нашем примере  — это Бангладеш и Камбоджа, заплатили таможенных пошлин в размере  сопоставимом с таможенными платежами  за импорт в США ведущих мировых  индустриальных держав - Великобритании и Франции. Причем Великобритания и  Франция импортировала товарной продукции по стоимости превышающей  в разы объемы Камбоджи и Бангладеш. Весь парадокс ситуации заключается  в том, что только треть продукции  из развитых стран в нашем примере  облагалась пошлиной. Напротив, почти  вся продукция из наименее развитых стран облагалась пошлиной со средним  значением ставки более 15% от таможенной стоимости. В результате получилось, что товары, происходящие из наименее развитых стран, облагаются наибольшими  пошлинами, в сравнении со средневзвешенной ставкой пошлины в 23 % в отношении товаров из развитых стран.

      Полностью очевидно, что импорт из беднейших  стран с ВНП на душу населения  не превышающим 2000 долларов за год не должен облагаться пошлинами со столь  высокими ставками. 

      2.1.3. Общая система тарифных преференций Японии.

      Для Японии, являющейся третьей внешнеторговой державой мира, торговля с зарубежными  странами традиционно являлась одним  из важнейших источников роста экономики. Вследствие этого Япония всегда выступала  за развитие многосторонних торговых организаций, цель которых заключается  в либерализации международной  торговли. Послевоенное экономическое  развитие страны в немалой степени  было обеспечено за счет либерализации  торговли в рамках ВТО и её предшественника - ГАТТ.

      Японская  система регулирования внешнеэкономической  деятельности имеет ряд особенностей и отличий от действующих систем регулирования ВЭД в европейских  странах, США и Канаде, и в целом  отражает специфику функционирования японской экономики и других сфер жизнедеятельности этой страны. Со дня принятия в 1949 году Закона № 228 «О валютном обмене и внешней торговле»  в Японии создана весьма солидная, законодательная база, регулирующая и регламентирующая практически  любое направление ВЭД, включая  установление конкретных санкций в  случае нарушения учрежденного порядка  осуществления этой деятельности.

      Действующий таможенный тариф Японии, в основу которого положена Гармонизированная  система описания и кодирования  товаров, в связи с чем, коды товаров  по японскому таможенному тарифу соответствуют кодам ТН ВЭД Таможенного  тарифа Таможенного союза на уровне первых 6 знаков, содержит четыре категории ставок тарифов:

    1. временные
    2. базовые
    3. ВТО
    4. преференциальные

      Базовые ставки ввозных таможенных пошлин Таможенного  тарифа Японии предусмотрены национальным законодательством и применяются  на долгосрочной основе. Следует отметить, что ставки пошлин базового тарифа на практике почти не используются, поскольку в соответствии с Законом "О временных мерах в области применения таможенных тарифов" ежегодно или по мере необходимости устанавливаются временные ставки пошлин тарифа, которые и применяются в случае их расхождения с базовыми.

      Временные ставки пошлин применяются вместо базовых  ставок в течение определенного  оговоренного ранее периода времени, когда возникает такая необходимость. В тех случаях, когда для одного и того же товара определена как  базовая, так и временная ставка пошлины, последняя всегда имеет  приоритет.

      Ставки  ВТО, называемые также "договорными", предусматривают снижение ставок пошлин на ряд категорий товаров в  силу международных договоренностей. Страны, имеющие право на применения этих ставок пошлин, пользуются в Японии режимом наибольшего благоприятствования.

      Ставки  ВТО имеют приоритет перед  базовыми и временными ставками таможенного  тарифа (если только ставки ВТО не окажутся более высокими, чем базовые и  временные ставки Таможенного тарифа Японии).

      В настоящее время Япония заключила  с рядом стран (среди них Россия), не являющихся членами ВТО, двусторонние соглашения, по которым эти страны получают статус наибольшего благоприятствования. Это означает, что к товарам, ввозимым из таких стран, применяются ставки ВТО. Преференциальные тарифные ставки установлены для товаров, ввозимых из развивающихся стран-пользователей  Общей системы преференций.

      По  данным Японской тарифной Ассоциации средний уровень ставок таможенного  тарифа Японии в последние годы является одним из самых низких в мире. Следуя решениям Уругвайского раунда ГАТТ/ВТО, импортные пошлины на многие сельскохозяйственные товары были уменьшены. Пошлины на такие важные виды продукции  как автомашины, автозапчасти, программное  обеспечение, компьютеры, промышленное (включая станочное) оборудование, равняются  нулю. Вместе с тем ставки таможенных пошлин на некоторые готовые продовольственные и промышленные товары остаются высокими.

      В соответствии с принятой 1 августа 1971 года Общей системой преференций  Японии (ОСП Японии), товары, ввозимые из развивающихся стран, облагаются пошлиной по более низкой ставке, чем  товары, ввозимые из развитых стран. Целью  такого снижения ставок является активизация  экспортно-импортной торговли с  развивающимися странами для ускорения  их индустриализации и экономического развития. При такой системе к  определенным товарам из стран установленного списка применяются более низкие тарифные ставки (ниже ставок, чем для  стран, имеющих режим наиболее благоприятствуемой нации в торговле).

      Страна-пользователь японской системы тарифных преференций  должна соответствовать следующим  условиям:

  • экономическая система страны-бенефициара должна находиться на стадии развития;
  • данная страна должна иметь таможенно-тарифную и торговую систему;
  • данное государство или территория должна выразить желание в использовании ОСП Японии;
  • данное государство или территория должна входить в перечень стран- пользователей ОСП Японии, утверждаемый распоряжением Кабинета Министров Японии.

      В связи с тем, что преференциальный режим оказывает влияние на ряд  отраслей японской национальной промышленности, в схеме предусмотрен ряд механизмов, которые позволяют быстро реагировать  на резкий рост объема импорта. Одним  из таких механизмов является установление верхнего предела объема импорта, облагаемого  пошлиной по преференциальным ставкам, в отношении ряда промышленных и  сырьевых товаров. Преференциальные квоты, предусмотренные схемой ОСП Японии в отношении ввозимой промышленной продукции, распространяются на товарный перечень из 81 позиции.

      Для некоторых квотируемых промышленных и сырьевых товаров ОСП Японии в начале каждого финансового  года на основе объема или стоимости  импорта устанавливаются верхние  пределы действия преференциального  режима. При превышении этих пределов импорта отдельными товарами тарифные преференции автоматически временно отменяются и применяются ставки режима РНБ.

      Верхние стоимостные пределы и максимальные объемы товаров, допускаемые к ввозу  из стран-пользователей ОСП Японии, регулируются по принципу простой очереди ("кто первым пришел, тот первым и обслужен").

      Кроме «порога конкурентосопосбности», с 1 апреля 2000 года в схему ОСП Японии введен механизм страновой градации, согласно которому, если экономика  той или иной страны-бенефициара, классифицируется как высокодоходная в трех последовательных изданиях Атласа Всемирного Банка (англ. - World Bank Atlas), то эта страна подлежит исключению из списка стран, пользующихся японской ОСП. Если в последующем экономика этой страны не классифицируется этим же изданием как высокодоходная в течение трех последовательных лет, она снова может быть включена в список стран-пользователей ОСП при наличии соответствующей просьбы с ее стороны.

      Определенный  товар может быть лишен тарифных преференций для отдельной страны-бенефициара  при одновременном выполнении следующих  условий:

  1. Страна за прошедший год имела высокие доходы в соответствии с опубликованными данными Всемирного Банка или страна-бенефициар имеет сопоставимый с Японией уровень ВНП на душу населения.
  2. Объем экспорта отдельного товара из страны-бенефициара достиг уровня в 25 % от общего объема экспорта данного товара в Японию.
  3. Таможенная стоимость ввозимого в Японию товара составляла не менее 1 млрд. японских Иен.
 

2.2. Российский опыт  предоставления и  использования тарифных  преференций в  торговле со странами  дальнего зарубежья. 

Тарифные  преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

  Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования экспорта и импорта товаров, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, установления мер экономического и административного характера, способствующих развитии внешнеторговой деятельности. Указанные методы регулирования включают в себя установление и отмену импортных и экспортных таможенных сборов и пошлин, применение в исключительных случаях временных ограничений и запретов экспорта и/или импорта товаров, заключение международных торговых договоров и договоров о таможенных союзах, зонах свободной торговли, региональной экономической интеграции, поощрении и защите капиталовложений, приграничной торговле. Установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта согласно действующему национальному законодательству, а также в соответствии с международными обязательствами России не должно носить дискриминационного характера.

      Таможенно-тарифная политика, являясь одним из ключевых элементов государственного регулирования  экономики, направлена на создание благоприятных  условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей. В рамках выполнения договоренностей по вступлению России в ВТО государственные органы, ответственные за формирование внешнеторговой политики, осуществляют работу по дальнейшей либерализации импортного и экспортного тарифа, а именно снижение его фискальной функции. Таможенно- тарифная политика после присоединения России к ВТО будет призвана выполнять роль регулятора конкурентной среды на внутреннем рынке и защищать максимально возможными способами интересы отечественных экспортеров на  внешнем рынке.

      По  имеющимся расчетам, доходы от экспортных и импортных пошлин (в пересчете  на текущие объемы импорта и экспорта) в результате достигнутых в ВТО  договоренностей сократятся. Ставки импортного тарифа России будут связаны  на согласованном с партнерами уровне и не смогут быть повышены без консультаций с членами ВТО (за исключением  строго определенных случаев). Таким  образом, при проведении тарифной политики России можно будет маневрировать  в пределах достаточного узкого коридора значений ставок тарифа. В таких  условиях возрастет роль преференциальных инструментов защиты рынка, таких как: специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры.

      Эффективно  действующее таможенно-тарифное регулирование  является необходимым условием обеспечения  экономической безопасности государства, защиты его экономических интересов  на внутреннем и внешнем рынках, а также способствует повышению  конкурентоспособности отечественной  продукции. Применение тарифных льгот  и преференций является одним  из инструментов таможенно-тарифного  регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации.

      Далее рассмотрим структуру национальной системы преференций России(Таможенного  союза) более подробно. Преференциальную систему в её нынешнем состоянии  можно разделить на 7 блоков в  зависимости от страны получателя.

                 В первом блоке представлены  страны СНГ. Преференциальная  торговля внутри Содружества Независимых Государств осуществляется на основе многосторонних и двусторонних соглашений государств-участников СНГ.

       В состав СНГ входят 11 бывших советских  республик, а ныне независимых государств: Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина. Основными  направлениями деятельности Содружества  в экономической сфере являются сотрудничество государств-участников в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, формирование единых принципов таможенной политики в рамках Содружества.

Информация о работе Таможенные преференции в международной торговли