Таможенные органы как субъекты таможенного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрыть действующую систему таможенных органов Российской Федерации как субъектов таможенного права.
Объектом данного исследования является таможенные органы Российской Федерации и их правомочия, обязанности и функции.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ...... 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ КАК СУБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ....5
1.1. Понятие и виды субъектов таможенного права..... 5
1.2. Единая система таможенных органов РФ..... 8
1.3. Основные правомочия, обязанности, функции таможенных органов.... 10
2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...... 20
2.1. Правовой статус Федеральной таможенной службы ....20
2.2. Правовой статус региональных таможенный управлений ......23
2.3. Таможня, таможенный пост ......27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ....32
Приложение 1..... 33

Файлы: 1 файл

ааа.docx

— 58.50 Кб (Скачать)

В п. 2 статьи 25 ТК ТС закреплена обязанность таможенных органов  возмещать вред, причиненный лицам  и их имуществу вследствие своих  неправомерных решений, а также  неправомерных действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных  или трудовых обязанностей. Необходимо отметить, что гражданско-правовую ответственность в виде возмещения убытков (в том числе упущенной  выгоды) несут сами таможенные органы, а не их должностные лица, совершившие  те или иные неправомерные действия.

Вред, причиненный таможенными  органами и их должностными лицами, возмещается в соответствии с  ГК РФ (ст. 15, 1064, 1069 и др.) и БК РФ (ст. 158, 255 и др.).

Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и  их должностных лиц (например, вскрытие упаковки при проведении таможенного  досмотра, взятие пробы на экспертизу и т.д.), по общему правилу возмещению не подлежит. Вред, причиненный правомерными действиями, возмещается только тогда, когда на это есть непосредственное указание в ТК ТС или ином федеральном  законе.

Вопросы ответственности  таможенных органов и их должностных  лиц наряду с ТК РФ регулируются также и НК РФ.

НК РФ предусматривает ответственность таможенных органов за убытки, причиненные налогоплательщикам (плательщикам таможенных платежей) вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Правовой статус  Федеральной таможенной службы

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска) и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Эта служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми  актами Центрального банка Российской Федерации, а также настоящим Положением7.

 Федеральная таможенная  служба осуществляет свою деятельность  непосредственно и через таможенные  органы и представительства Службы  за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с кругом полномочий, перечисленных в разделе  II Положения о службе, можно выделить следующие виды функций с входящими в них правами и обязанностями:

  1. Руководящая: обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства; рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды; создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов; определение региона деятельности таможенных органов;
  2. Фискальная: взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;
  3. Правоохранительная: осуществление производства по делам об административных правонарушениях; производства дознания и неотложных следственных действий; веден е оперативно-розыскной деятельности;
  4. Контрольная: осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, валютного контроля; проведение контроля, в том числе финансового, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;
  5. Разрешительная: ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; аннулирование квалификационных аттестатов  специалистов по таможенному оформлению; выдача лицензий на учреждение свободного склада;
  6. Координационная: взаимодействие с другими органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, Центральном банком РФ, общественными объединениями и иными организациями, а также органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
  7. Информационная: информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности; предоставление юридическим и физическим лицам разъяснения по таможенным вопросам;
  8. Организационная: осуществление функции главного распорядителя  получателя средств федерального бюджета; организация профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов; создание совещательных и экспертных органов; проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы

Руководитель Службы назначается  на должность и освобождается  от нее Правительством РФ. Он несет  персональную ответственность за осуществление  возложенных на Службу полномочий. Его заместители назначаются  на должность и освобождаются  от нее Правительством РФ по представлению  руководителя ФТС России.

Существует четкая дифференциация функций между подразделениями  Службы. Приведем несколько примеров.

Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений  организует ведение и практическое применение Товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности, организует контроль за правильностью классификации товаров  и соблюдением запретов и ограничений  участниками внешнеэкономической деятельности. Управление федеральных таможенных доходов руководит деятельностью региональных таможенных управлений и таможен по обеспечению полной и своевременной уплаты таможенных платежей. Управление организации таможенного контроля планирует работу таможенных органов по осуществлению контроля и организует в этих целях необходимое взаимодействие с пограничными войсками, санитарно-карантинными, ветеринарными и другими государственными органами. Правовое управление дает заключения по проектам законов и подзаконных актов в части, касающейся таможенного дела. Управление таможенного сотрудничества организует межгосударственное сотрудничество в таможенной сфере со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Финансирование расходов на содержание   Федеральной таможенной службы осуществляется в основном за счет ассигнований на содержание органов  государственного управления, предусмотренных  на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций.

Основной целью Федеральной  таможенной службы является обеспечение  оптимального режима работы таможенных органов на местах, так как именно здесь проводятся основные таможенные процедуры, выявляются конкретные факты  контрабанды, взимаются таможенные платежи.

 

2.2. Правовой статус  региональных таможенных управлений

Вся территория России поделена на таможенные округа, в которых  осуществляют свою деятельность  региональные таможенные управления, участвующие  во внешнеэкономической деятельности регионов или субъектов Федерации. К территориальным федеральным  таможенным органам относятся региональные таможенные управления, таможня и  таможенные посты. Правовые основы их деятельности регламентируются общими положениями о региональном таможенном управлении и таможне, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 12 января 2005г. №7 и Общим положением о таможенном посте, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 13 августа 2007 г. № 965.

Региональные таможенные управления входят в единую систему  таможенных органов России и руководят  таможенным делом на территории подведомственного  региона под непосредственным руководством Федеральной таможенной службы. Создание такого промежуточного звена объясняется  географическими масштабами России: руководить таможнями и таможенными  постами из центра весьма затруднительно (Приложение 1).

В связи с созданием  на территории России федеральных округов8, система региональных таможенных управлений подверглась трансформации посредством сокращения их числа с 15 до семи. К ним относятся: Центральное (в Москве), Северо-западное (в Санкт-Петербурге), Южное (в Ростове-на-Дону), Приволжское (в Нижнем Новгороде), Уральское (в Екатеринбурге), Сибирское (в Новосибирске), Дальневосточное (во Владивостоке), Северо-кавказское (В Минеральных водах).

Опыт становления российского  государства показал глубокую взаимосвязь  федеративных и таможенных отношений  субъектов Федерации между собой  и с федеральным центром. Значение региональных управлений в этих отношениях трудно переоценить.

Исходя из выполняемых  задач, управления проводят контроль всей деятельности нижестоящих таможенных органов, соблюдения ими законодательства Российской Федерации; проводят экспертизы и исследования перемещаемых через  таможенную границу товаров и  транспортных средств, равно, как и  документов, содержащих сведения о  них; участвуют в осуществлении валютного контроля; принимают необходимые меры по обеспечению полного и своевременного перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет; разрабатывают и организуют систему мероприятий по профилактике преступлений и административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Как вышестоящие органы, региональные управления рассматривают  жалобы физических и юридических  лиц и протесты прокурора на постановления  по делам об административных правонарушениях  – нарушениях таможенных правил, вынесенные таможнями региона. Они обязаны  организовывать приемы граждан, обеспечить своевременное и полное рассмотрение обращение граждан и юридических  лиц, принятие по ним решения и  направления заявителям ответов  в установленный законодательством  срок, а также проконтролировать  своевременное и полное рассмотрение указанных обращений подчиненными таможенными органами. Управления издаю  правовые акты распорядительного и  организационного характера, осуществляют контроль соблюдения законодательства Российской Федерации при издании  правовых актов подчиненных таможенных органов, принимают меры по отмене или  изменению указанных актов в  случае их несоответствия российскому  законодательству.

РТУ решает свои задачи непосредственно  и, в основном, через нижестоящие  объекты. При этом оно взаимодействует  с находящимися в регионе другими, в том числе силовыми, органами исполнительной власти (федеральной  и субъектов РФ), местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими  организациями, гражданами. Финансируется  из государственного бюджета и других источников.

Из статусов ФТС РФ и  РТУ следует, что у них идентичные функции – с той разницей, что  ФТС курирует всю таможенную территорию страны, а РТУ действует в пределах своего региона и в этих пределах выступает либо как соразработчик-соисполнитель, либо как проводник политики ФТС.

РТУ в качестве соразработчика-соисполнителя:

- координирует сбор первичных  данных о таможенной ситуации  в регионе, организует их обработку  для статистических научно-исследовательских,  информационных целей, в том  числе для подготовки обзоров,  оповещения органов исполнительной  власти, а также для использования  в организуемых РТУ учебных,  методических, разъяснительных и  подобных мероприятиях и для  обновления нормативной базы.

- участвует и организует  участие нижестоящих органов  в научно-исследовательских работах,  рассчитанных на развитие законодательства  и совершенствование таможенной  политики, на обеспечение единства  таможенной территории и экономической  безопасности страны.

- контролирует использование  прогрессивных решений при разработке  юридических, организационных, технологических  и прочих аспектов развития  региона, включая инфраструктуру, вносит соответствующие предложения,  программы (собственные и нижестоящих  органов) в ФТС РФ.

Региональное таможенное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности в порядке, устанавливаемом  руководителем Федеральной таможенной службы. Он несет персональную ответственность  за осуществление возложенных на управление полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности вверенного ему органа.  Начальник  управления вправе издавать документы  распорядительного характера по вопросам, отнесенным к его компетенции, и организовывать контроль за их исполнением. Региональные таможенные управления выступают, с одной стороны, с позиций  представителя государственного органа внешнеторгового регулирования, а  с другой – в роли регионального представителя внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Таможенные органы как субъекты таможенного права