Таможенная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:16, реферат

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена особенностями становления новых экономических отношений в современной России, возрастанием научного и практического интереса к изучению опыта осуществления таможенной политики, а также роли и места таможенных органов в системе государственного управления. Переход экономики России на рыночные отношения вызвал необходимость дальнейшего совершенствования таможенной политики как важнейшей сферы политической, экономической и правовой деятельности государства, неотъемлемого инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а вместе с ней и коренного преобразования российской таможенной службы.

Файлы: 1 файл

таможня,доклад.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

     В случае принятия законодательными органами России государственной таможенной политики на определенный период возникает вопрос о том, как в этом случае управлять формированием комплекса таможенно-тарифных мер ее реализации [4, стр.38-39]

     Тарифные  и нетарифные меры регулирования  внешнеэкономической деятельности применяются, как правило, в различных сочетаниях, дополняя друг друга и усиливая взаимное влияние на процессы внешнеэкономической деятельности. Весь спектр таможенных регуляторов внешней торговли может применяться для реализации любого принципа государственной таможенной политики. В совокупности они обеспечивают возможность реализации основных задач регулирования внешнеэкономической деятельности государства:

     1) протекционистской (защита отечественных  производителей от иностранных  конкурентов);

     2) фискальной (пополнение доходной  части государственного бюджета);

     3) регулирующей (целенаправленное влияние  на объемы импорта или экспорта  объектов внешней торговли);

     4) защитной (защита населения и  окружающей среды от импорта  вредных, опасных и некачественных товаров и услуг).

     Общие принципы государственной таможенной политики должны быть трансформированы исполнительными органами власти в  конкретные экономические или административные меры регулирования внешней торговли конкретными видами товаров или товарных групп. Однако неразвитость механизма формирования тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, неполнота и некомплексность использования всего арсенала этих мер не позволяют аффективно решать проблемы защиты национальной экономики.

     Для определения рационального сочетания  таможенно-тарифных мер регулирования  внешней торговли в качестве единого  критерия оптимизации целесообразно  использовать условный денежный эквивалент. Это позволяет применить обобщенную функцию полезности внешней торговли и на ее основе осуществлять поэтапную рационализацию сочетания мер таможенно-тарифного регулирования. При этом под рациональным сочетанием мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли конкретным товаром (товарной группой) понимается комплекс мер таможенно-тарифного регулирования, при помощи которого достигается обеспечение принципов государственной таможенной политики.[5, стр.102-103] 

      2. Таможенная политика России 

     Таможенная  система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

     Основной  целью таможенной политики любого государства  является обеспечение его экономических  интересов. И Россия в этом плане  не исключение.

     Целями  таможенной политики России являются:

     • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного  контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

     • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

     • стимулирование развития национальной экономики;

     • содействие проведению структурной  перестройки и реализации других задач экономической политики России;

     • иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

     Направленность  целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

     Формирование  таможенной политики любого государства, в том числе и России, предполагает два важных подхода к определению  ее направленности - это протекционизм и фритредерство.

     Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

     Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких- либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

     Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено, или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера.

     На  сегодняшний день в России одним  из основных направлений таможенной политики является совершенствование системы применения защитных мер. Это касается вопросов применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, а также импортных квот.

     Также одно из направлений таможенной политики Российской Федерации посвящено  решению проблемы иностранных инвестиций. В настоящее время разработана система таможенных льгот, которые позволяют стимулировать инвестиции иностранного капитала. Например, от уплаты ввозимых таможенных пошлин освобождены товары, относящиеся к основным производственным фондам (исключение составляют подакцизные товары), ввозимые на территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд предприятий с иностранными капиталовложениями. Введены льготные пошлины в отношении товаров, общее количество которых не превышает размера вклада иностранного учредителя [6, стр. 15].

     Следующим направлением таможенной политики страны является совершенствование правил определения таможенной стоимости  товаров. Порядок и условия заявления  таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, неоднократно корректировались приказами Государственного таможенного комитета России (Сегодня – федеральная таможенная служба РФ).

     Административные  инструменты регулирования внешней  торговли просто необходимы на современном  этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Таможенная  политика в последние годы стала  одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, - привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет.

     В современных отношениях таможенная служба играет определяющую роль в  развитии рыночных отношений, защите государственного суверенитета и экономической безопасности страны, активизации связей национальной экономики с мировым хозяйством, обеспечении защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов.

     Сегодня российская таможенная политика имеет ряд проблем. В отличие от других развитых стран, где по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, произошел плавный переход от политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике свободной торговли, к России такой опыт слабо применим.

     Успешное  функционирование таможенной системы  предполагает ее реструктуризацию, внедрение  в практику прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенной политики.

 

Список  использованной литературы

    1.Таможенное право. Экспресс-справочник для студентов ВУЗов. 3-е изд. доп. и перераб. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: издат. центр «Март», 2005. – 544 с.

    2. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / под ред. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2006. – 314 с.

    3.Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М: «Зеркало-М», 2006 – 440 с.

    4.Финансы, денежное обращение, кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 543 с.

    5. Дзюбенко П.В. Таможенно-тарифная политика в научном наследии Д.И. Менделеева: уроки для России: Учебное пособие – М.: РИО РТА, 2004.

    6.Леденёв С.В., Хоконов А.Х. Влияние таможенной политики на привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику// Дайджест-Финансы. – 2006. - №4(100). – С. 15.

Информация о работе Таможенная политика России