Страна происхождения товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Общее представление о стране происхождения товаров, понятие, цели и случаи определения.
Практическое применение, документы, подтверждающие происхождение товаров. Виды, содержание, порядок оформления. Задача определения страны происхождения того или иного ввозимого товара имеет особую важность, так как устанавливаемые странами ставки импортного таможенного тарифа в отношении товаров, ввозимых на их территорию, применяются этими странами, как правило, дифференцированно, в зависимости от страны происхождения товаров.

Файлы: 1 файл

kursak2.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

     Глава 1. Общее представление о стране происхождения товаров.

     1.1. Понятие, цели и случаи определения страны происхождения товаров. 

     Таможенный  тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли активно используется странами для  получения торгово-экономических и торгово-политических уступок от торговых партнеров, причем как встречного снижения уровня таможенного обложения тех или иных товаров, так и ослабления нетарифных ограничений импорта. В процессе двусторонних, региональных или многосторонних переговоров получение таких уступок в значительной степени может облегчить доступ товарам национальных производителей на рынки других стран.

     Задача  определения страны происхождения того или иного ввозимого товара имеет особую важность, так как устанавливаемые странами ставки импортного таможенного тарифа в отношении товаров, ввозимых на их территорию, применяются этими странами, как правило, дифференцированно, в зависимости от страны происхождения товаров.

     Определение страны происхождения товаров производится, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», зависит от страны происхождения товаров.

     Определение страны происхождения товара в РФ имеет в своей основе ряд принципов, среди которых:

     Первый  принцип основан на том, что таможенное дело в РФ должно строиться в направлении  гармонизации и унификации с общепринятыми  мировыми нормами и практикой. На практике это проявляется в трех направлениях: таможенно-тарифное сотрудничество России со странами СНГ; участие России в международных торгово-таможенных организациях; сближение таможенного дела России с общепринятыми мировыми нормами и практикой.

     Второй  принцип связан с тем, что таможенные преференции являются невзаимными, односторонними.

     Третьим принципом является недискриминационный  характер таможенных преференций, т.е. они должны распространяться на все  развивающиеся страны и наименее развитые страны без каких-либо исключений.

     Четвертый принцип связан с действием национальной системы преференций РФ. Согласно этой системе при осуществлении  торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами допускается  установление преференций по таможенному  тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлин, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.

     Пятый принцип определяет режим наиболее благоприятствуемой нации или режим  наибольшего благоприятствования (РНБ). РНБ является одним из важнейших принципов при определении страны происхождения товара. В статье 3 Закона «О таможенном тарифе» говорится, что в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое или если страна происхождения таковых товаров не установлена, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, а если предусмотрены торговые льготы (преференции) в отношении этих стран, то таможенная пошлина уменьшается по сравнению с базовой.

     Принцип благоприятствования является гарантией  того, что и третьи страны не получат  большей льготы в виде более значительного  снижения общей ставки.

     Шестой  принцип заключается в гласности и общедоступности внешнеторговой политики, в соответствии с которыми определяется страна происхождения товара.

     Правила определения страны происхождения  товаров устанавливаются в целях  применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики и устанавливаются самостоятельно каждым государством на основании международных соглашений.1

     В соответствии со ст. 58 Таможенного кодекса таможенного союза (далее ТК ТС) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

     Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими правила определения  страны происхождения товаров, во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

     Таможенными органами могут приниматься предварительные  решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практическое применение страны происхождения  товаров.

     2.1. Документы, подтверждающие происхождение товаров. Виды, содержание, порядок оформления. 

     В подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих происхождение товаров.

       Документами, подтверждающими происхождение  товаров из данной страны, являются: декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

  1. Декларация о происхождении товара.

     Декларация  о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения  товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем, в  связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве декларации, как правило, используются коммерческие или иные документы, имеющие отношения к товарам

     Если  в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

  1. Сертификат о происхождении товара

     Сертификат  о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о  стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.2

     В таможенной практике допускается подача в качестве декларации о происхождении  товаров отдельных документов, находящихся  во внешнеторговом документообороте и  содержащих заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товара. К числу таких документов относятся, например:

     - коммерческие документы (счет-фактура  (инвойс), отгрузочные и упаковочные  листы и т.д.);

     - транспортные документы (коносамент, накладная и др.)

     Для того чтобы декларация (внешнеторговый документ, выступающий в ее качестве) была принята таможенным органом  в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, необходимо, чтобы сведения о происхождении товаров основывались на критериях международных договоров государств-членов таможенного союза.

     Основное  требование, предъявляемое к сертификату  о происхождении товара, состоит  в том, что он должен однозначно свидетельствовать  о том, что поставляемый товар происходит из данной страны.

     Существуют  две формы сертификата о происхождении  товара – сертификат по форме «А»  и сертификат «СТ-1».

     Сертификат  по форме «А» представляется в  подтверждение факта происхождения  товаров из развивающихся и наименее развитых стран, на которые распространяется национальная система преференций РФ. Срок действия сертификата составляет 12 месяцев со дня его выдачи.

     В целях предоставления тарифных преференций (снижение ставок ввозных таможенных пошлин на 25% в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, и полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран) таможенными органами к рассмотрению принимается только сертификат по форме «А», исполненный на специальном бланке с защитной сеткой и содержащий 12 граф. Сертификаты, выполненные на иных бланках (в том числе содержащие иное количество граф), несмотря на сходное наименование, не могут служить основанием для предоставления тарифных преференций.

     В удостоверение происхождения товара с таможенной территории государства-участника СНГ таможенным органам представляется сертификат о происхождении товара по форме «СТ-1», заверенный печатью уполномоченного центрального органа исполнительной власти (министерства, государственного комитета и т.д.) или торгово-промышленной палаты страны происхождения. Государства СНГ обмениваются образцами печатей органов и подписей лиц, уполномоченных заверять сертификаты. Без предоставления указанных образцов сертификаты считаются недействительными и на товары не распространяются преференции, предусмотренные соглашением о режиме торговли в рамках СНГ.

     В соответствии с п.3 ст.61 ТК ТС сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. ТК ТС, определяя правовой  статус декларанта, закрепляет его обязанность представить таможенному органу документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей. Основной документ на этапе таможенного оформления – таможенная декларация. Ее подача должна сопровождаться представлением таможенному органу других документов, необходимых для таможенных целей, среди которых и документы, подтверждающие происхождение товаров. В отношении сертификата о происхождении товара таможенное законодательство устанавливает правило, по которому непредставление такого сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара.

       Не является основанием для  отказа в выпуске товара и утрата сертификата. В последнем случае таможенный орган принимает его официально заверенный дубликат.

     Таможенный  орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения также в целях проведения выборочной проверки. Проведение такой проверки не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при таможенном оформлении.

     Если  сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством  таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

     При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.3

Информация о работе Страна происхождения товара