Совершенствование практики применения таможенного тарифа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:23, контрольная работа

Краткое описание

Внешнеторговая деятельность – это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. Необходимо отметить, что внешнеэкономическая деятельность включает в себя не только внешнеторговую деятельность, но и производственную кооперацию, научно-техническое, инвестиционное сотрудничество, валютные и финансово-кредитные операции.

Оглавление

Введение
Истоки таможенного тарифа
Свод определений таможенного тарифа
Таможенный тариф сегодня и товарная номенклатура
Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара
6. Группировка целей и видов действий с таможенными пошлинами в аспекте задач внутренней экономической политики государства
7. Группировка целей и видов действий с таможенными пошлинами в аспекте задач внешней экономической политики государства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

  Первым  русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик  по образованию, начинавший карьеру  билетным кассиром, а закончивший  ее Председателем Совета Министров  Российской империи. Именно он написал в 80-е годы книгу «Принципы железнодорожных тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков. Смысл принципов в следующем:

  • Тарифы должны регулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок. Как минимум, на срок окупаемости вложенного капитала.
  • Тарифы должны быть явными. То есть их нельзя скрывать ни от конкурентов, ни от государственного фиска.
  • Тарифы должны обеспечивать поступления в бюджет, поэтому не могут быть изменяемы произвольно и в угоду конъюнктуре рынка.
  • Тарифы не могут решить всех проблем защиты собственного рынка и привлечения капиталов извне. Они должны быть частью продуманной и долговременной государственной политики «покровительствования собственной экономике».
  • Тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения. Вполне возможно начинать с низкого тарифа, повышая его по мере обогащения народа.
  • Государственный тариф должен иметь силу закона.

  Все эти принципы С.Витте пришлось применить на практике во время российско-германской «таможенной войны из-за 10 копеек с пуда». В течение года 1893-94 Германия пыталась изменить русские тарифы на хлебную торговлю и совсем снять тарифы на поставки сельхозмашин. Ни того, ни другого Витте сделать не дал, и в 1894 году был подписан взаимовыгодный договор между Россией и Германией.

  Сама по себе история тарифа – это история  государственного управления экономической  системой во всей ее полноте: и в  отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики, и в отношении транснациональных корпораций, первыми из которых были крупнейшие торговые компании – как, например, английская Ост-Индская. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим доводить управление до высокого искусства, в некоторой степени – даже до изощренности. Но вместе с тем его природа оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых походов. И в наиболее точном переводе с арабского «тариф» - это то, с чем не спорят…

  В 1948–1994 образовалось генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) – международная экономическая организация, регулировавшая правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.

  Россия  и ГАТТ. Необходимость активно интегрироваться в мировую торговлю назрела для нашей страны довольно давно. Уже в годы существования СССР предпринимались попытки установить контакты с ГАТТ. В середине 1960-х СССР получил приглашение присоединиться к ГАТТ, а в 1973 – принять участие в «токийском раунде». Тогда, однако, советское правительство не откликнулось на эти призывы. Лишь в 1979 Политбюро ЦК КПСС приняло официальное решение о сближении с этой организацией. В 1986 СССР обратился в ГАТТ с официальным заявлением о намерении участвовать в качестве наблюдателя в «уругвайском раунде» торговых переговоров, но теперь уже ГАТТ оставил эту просьбу без ответа. Торможение вступления СССР в ГАТТ выглядело неоправданным, поскольку уже в конце 1980-х в эту организацию входили не только почти все развитые и большинство развивающихся стран, но и некоторые социалистические государства (Венгрия, Куба, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия). Только в мае 1990 СССР получил статус наблюдателя ГАТТ.

  Ситуация  принципиально изменилась с образованием Российской Федерации. Новое государство  стремилось как можно скорее выйти  из разорительной изоляции и установить контакты со всеми международными организациями, включая ГАТТ. Одновременно исчезли  идеологические барьеры, тормозившие принятие в ГАТТ стран социалистического лагеря. В 1993 Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ, получила подтверждение статуса наблюдателя и согласие на переговоры о ее присоединении к этой организации. На рубеже 1990–2000-х Россия проводит активные консультации по вступлению в ВТО – правопреемницу ГАТТ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. Свод определений  таможенного тарифа 

№ п/п Источник Определения таможенного  тарифа
1. Таможенное  дело в капиталистических странах. – М., 1939.   - Содержание  ввозных таможенных тарифов составляет  перечень товаров с указанием  для каждого наименования товара  ставки таможенной пошлины, подлежащей  взиманию при ввозе. Круг товаров,  перечисленных в таможенном тарифе, составляет его номенклатуру.

  - Под таможенными пошлинами следует понимать сборы, взимаемые в таможне при ввозе иностранных товаров или вывозе туземных.

2. Международная торговля и Внешняя торговля СССР. – М., 1941. Под таможенным тарифом понимаются систематизированные  сводки таможенных пошлин, т.е. ставок налогов, которые взимаются в данной стране с ввозимых в ее пределы иностранных товаров или с вывозимых за ее пределы национальных товаров.
3. Международная торговля. Под ред. И.С. Потапова, Г.С. Рогинского, Ю.Н. Капелинского. Внешторгиздат. – М., 1954 Таможенным  тарифом называется систематизированная  сводка таможенных пошлин на все товары, подлежащие обложению, а также товаров, допускаемых беспошлинно при  ввозе их на таможенную территорию данной страны или при вывозе их за пределы этой страны.
4. Дюмулен И.И. Современный  тариф и нетарифный протекционизм. – М., 1975 Таможенный  тариф любой страны представляет собой систематизированный перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами. Эти товары объединены в группы по признаку происхождения (промышленные, растительные и т.п.) и по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия). По каждому товару указывается размер пошлины, которой он облагается.
5. Булгай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические  отношения. – М., 1996 Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе, представляющем собой список (или реестр) облагаемых таможенными пошлинами товаров.
6. Киреев А.П. Международная  экономика, ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. – М., 1997   Таможенный  тариф в зависимости от контекста  можно определять как:

  - инструмент торговой политики  и государственного регулирования  рынка страны при его взаимодействии  с мировым рынком;

  - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД;

  - конкретная ставка таможенной  пошлины, подлежащей уплате при  вывозе или ввозе определенного  товара на таможенную территорию страны. В этом случае таможенный тариф полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

7. Овчинников  Г.П. Международная экономика. –  СПб., 1998 Таможенный  тариф представляет собой сбор, взимаемый  с таможенной стоимости товаров  при пересечении ими таможенной границы государства по заранее установленным ставкам.
8. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты  регулирования. – М., 1999 Таможенный  тариф – это законодательный  кат, содержащий перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны.
9. Рабочая книга  таможенника. Выпуск 7: СюСю Дамкочьян  Таможенное право Европейского Сообщества/ Под ред. А.В. Федорова. – СПб., 2001 В Европейском  праве распространено следующее  определение: в отличие от других видов таможенных сборов, таможенная пошлина представляет собой особый вид государственного налога, взимаемого с ввозимых или вывозимых товаров  в силу факта пересечения ими  таможенной границы ЕС, П своей природе она сочетает в себе черты как фискального сбора, так и протекционистского инструмента по защите внутреннего рынка.
10. Рандин А.В. Новый  подход к построению таможенного  тарифа. – Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. – М., РИО РТА, 2003. Таможенные  пошлины не являются теми налогами, которые взимаются внутри страны, а представляют собой форму изъятия  дифференциальной ренты, возникающей вследствие различий экономических условий производства в национальной и мировой экономике; поэтому они должны аккумулироваться не в федеральном бюджете, а во внебюджетном фонде развития фундаментальной науки целевого назначения…
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4. Таможенный тариф  сегодня и товарная  номенклатура 

  Таможенный  тариф включает свод ставок таможенных пошлин, ввозимых с товаров таможенными органами при пересечении таможенной границы, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

  Таможенный  тариф устанавливает порядок  формирования и применения ставок таможенных пошлин к товарам, перемещаемым через  таможенную границу страны в обоих  направлениях.

  Таможенный  тариф в Российской Федерации  был введен в действие с 1 июля 1993 года Законом РФ от 21.05.93 г. № 5003-01 «О таможенном тарифе». Этот Закон регламентирует порядок формирования и применения таможенного тарифа, определяет виды таможенных пошлин, виды ставок таможенных пошлин, порядок их установления, а также тарифные льготы (преференции).

  Импорт  товаров в Россию до середины 1992 года осуществлялся беспошлинно. В  течение второй половины 1992 г. действовал временный импортный тариф, ставки которого менялись дважды: вначале  средний уровень ставок составлял 5%, затем он был вдвое увеличен. Тариф охватывал 14 товарных позиций ТН ВЭД, включая объединенную группу товаров с единой ставкой пошлины. В 1993 году был принят постоянный импортный тариф, перечень подлежащих налогообложению товаров расширился, а ставки таможенных пошлин были дифференцированы от 5 до 50%.

  Введение  таможенного тарифа в России преследовало цели:

  1. рационализации товарной структуры ввоза товаров в РФ;
  2. поддержания рационального соотношения валютных доходов и расходов на территории РФ путем корректировки объемов ввоза и вывоза товаров;
  3. создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров на территории РФ;
  4. защиты отечественной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  5. обеспечения условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую.

  За время, прошедшее после принятия Закона РФ «О таможенном тарифе», ставки ввозных  таможенных пошлин на отдельные виды товаров изменялись многократно, как  правило, в сторону увеличения.

  В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе»  ставки пошлин утверждаются Правительством РФ. Ставки ввозных таможенных пошлин установлены Постановлением Правительства  РФ от 30.11.2001 г. № 830 «О таможенном тарифе РФ – своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности», уровень которых составляет 5, 10, 15, 20%. В настоящее время в России наблюдается тенденция снижения ставок импортных таможенных пошлин. Так, например, в январе 2001 года были снижены ставки ввозных таможенных пошлин по 11 400 товарным позициям.

  Ставки  ввозных таможенных пошлин установлены  многочисленными постановлениями  Правительства РФ и объединены в  приказе ГТК России от 06.08.2003 г. № 865 «О ставках ввозных таможенных пошлин».

  Существует  особенность установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую (товарная позиция 2709 по ТН ВЭД). Механизм ее установления предусматривает возможность  гибкого изменения ставки в зависимости  от действующих цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья. При этом устанавливаемые Правительством РФ ставки не должны превышать размер предельной ставки, утвержденной в Законе «О таможенном тарифе РФ». Так, например, с 10 августа 2003 г. ставка вывозной таможенной пошлины была увеличена до 33,8 долл. США за тонну.

  Ставки  таможенных пошлин являются едиными  и не подлежат изменению в зависимости  от того, какое лицо перемещает товары через таможенную границу РФ, от вида сделки и других факторов.

  По процессу установления ставок таможенных пошлин различают следующие тарифы:

  - автономные  – установленные без согласования  с другими государствами;

  - конвенционные  – ставки устанавливаются по  согласованию с другой стороной;

  - конвенционные  с оговоркой «по наибольшему  благоприятствованию».

  Таможенный  тариф включает в себя свод показателей, состоящий из кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД), краткого наименования товара и ставки таможенной пошлины, установленной в процентах от таможенной стоимости товара или в евро от единицы измерения товара.

  Товарная  номенклатура внешнеэкономической  деятельности применяется для осуществления  мер таможенно-тарифного и нетарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли РФ и утверждается Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

  ТН ВЭД  России представляет собой «российский  вариант» гармонизированной системы  описания и кодирования товаров (ГС). ГС – это многоцелевая классификационная система, используемая для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.п., которая вступила в силу с 1 января 1988 года.

  В ГС объектом классификации являются товары, образующиеся в мировой торговле, которые сгруппированы в шесть подразделений – разделы, группы, подгруппы, позиции, субпозиции и подсубпозиции. Необходимо отметить, что подгруппы есть не во всех группах и их число может быть разным. Названия позиций и субпозиций иногда совпадают. В основе формирования разделов лежит происхождение материала, из которого изготовлен товар, его химический состав, назначение. В основу образования групп заложен принцип последовательности обработки (от сырья, полуфабрикатов до готовых изделий) и значения товара в мировой торговле. При построении товарных позиций (4-значный код) и субпозиций (6-значный код) учитываются: степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, производственные мощности и значение товара в мировой торговле. Последние цифры кода подсубпозиции отражают детализацию номенклатуры товаров в соответствии с признаками, принятыми в стране.

  На базе ГС в каждой стране, подписавшей  конвенцию по Гармонизированной  системе, созданы национальные товарные номенклатуры. Согласно этой Конвенции, нельзя изменять классификацию товаров и их код в пределах первых шести знаков. Развивающимся странам разрешено частичное применение ГС – в шестизначном коде, им допускается детализация на уровне пятого и шестого знака путем замены их соответственно на «00» или «0». Число знаков в коде неодинаково для разных стран. Например, детализация номенклатуры товаров в США доходит до одиннадцати знаков, в России – до десяти.

  В России товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности была разработана на базе ГС и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского Сообщества (КН ЕЭС) для идентификации товаров в рамках государственного регулирования ВЭД и введена в действие с 1 января 1991 года. Она состояла сначала из девяти знаков.

  В настоящее  время в России применяется 10-значная  ТН ВЭД. 10-значный цифровой код состоит  из трех основных элементов:

  1. первые  шесть цифр означают код товара  по ГС,

  2. первые  шесть цифр плюс седьмой и  восьмой знаки образуют код товара по КН ЕЭС;

Информация о работе Совершенствование практики применения таможенного тарифа