Проблемы и перспективы развития технических средств таможенного контроля как части таможенной инфраструктуры РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 05:40, дипломная работа

Краткое описание

Объектом исследования в дипломной работе определены технические средства таможенного контроля, как части таможенной инфраструктуры России.

Предметом изучения стали процессы использования технических средств таможенного контроля при процедурах таможенного контроля и их влияние на качественную организацию таможенного дела.

Для проведения исследования была поставлена цель - определить современное состояние, проблемы использования и направления дальнейшего развития технических средств таможенного контроля.

Поэтому задачами исследования выделены:

•определение круга проблем, связанных с организацией таможенного контроля и развитием таможенной системы России;
•анализ используемых современных технических средств таможенного контроля;
•изучение взаимосвязи развития таможенной инфраструктуры и организации таможенного дела в РФ.

Оглавление

Введение

1. Таможенная инфраструктура России

1.1 Характеристика таможенной инфраструктуры и подходы к её развитию

1.2 Технические средства таможенного контроля как часть таможенной инфраструктуры

2. Влияние технических средств таможенного контроля на совершенствование таможенных процедур

2.1 Современные требования к процедуре таможенного контроля

2.2 Анализ использования технических средств таможенного контроля

3. Направления развития и использования технических средств таможенного контроля

3.1 Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы - оптимальный вариант развития технических средств таможенного контроля

3.2 Проблемы и пути решения использования технических средств таможенного контроля

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

тстк как инфраструктура.rtf

— 1.47 Мб (Скачать)

      Особенность работы сотрудников таможенных органов состоит в том, что таможенный контроль часто производится на открытом воздухе, причем в любую погоду. Работающие в этих условиях ТСТК должны быть надежными и простыми в эксплуатации, что обеспечивается их особой конструкцией.

      Таможенные органы могут использовать различные технические средства, использование которых зависит от целей и задач таможенного контроля. 

    2. Влияние ТСТК на совершенствование таможенных процедур 

      2.1 Современные требования к процедуре таможенного контроля 

      Современным общепринятым механизмом организации таможенного контроля является система управления рисками. Еще в 2005 году начал создаваться «зеленый сектор» субъектов ВЭД, в отношении которых возможно проведение таможенного контроля не в полном объеме. Всего сюда включено 120 организаций.[30]

      Благодаря СУР с начала 2004 года к 2009 году удалось уменьшить долю партий досматриваемых товаров с 80 до 10 процентов, повысив при этом эффективность досмотра.

      В 2006 году ФТС России начата разработка новой автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом ее взаимодействия с NCTS стран Европейского сообщества. Ее внедрение в таможенных органах началось с 2008 года. К перспективным шагам, способствующим ускорению таможенных процедур и развитию внешнеэкономической деятельности является введение с 2007 года ЕАД, внедрение ИДК на пунктах пропуска, применение специальных упрощенных таможенных процедур, введение в будущем института уполномоченного грузополучателя, создание особых экономических зон.

      В целях реализации новых подходов в работе таможенных органов Российской Федерации необходимо осуществить следующие мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования:

  • обустройство государственной границы Российской Федерации;
  • создание современных складских таможенно-логистических терминалов;
  • размещение таможенных органов Российской Федерации только в помещениях, являющихся федеральной собственностью;
  • развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;
  • внесение изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты с учетом анализа правоприменительной практики и изменений, вносимых в международные стандарты;
  • внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации;
  • создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации;
  • создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;
  • совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами;
  • усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Российской Федерации (осуществление контроля на основе методов аудита).[8]

      Реализация функций таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении будет осуществляться в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартов качества (по типу серии ISO), являющихся международным эталоном для создания и оценки систем качества, путем вовлечения участников внешнеторговой деятельности в процесс подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в таможенной сфере, создания механизма передачи части неосновных операций, выполняемых таможенными органами, саморегулируемым организациям.

      Для реализации этих подходов планируется в приоритетном порядке использовать возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита и системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы «одного окна» (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль).

      Важным направлением является проведение мероприятий, которые позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационно-статистический ресурс Российской Федерации.

      Предполагается создание в структуре таможенных органов Российской Федерации операционного центра для обработки информации и принятия решений, главной задачей которого будут непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с использованием системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам Российской Федерации для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации.

      В рамках указанных направлений развития таможенных органов Российской Федерации предполагается осуществить разделение работы с документооборотом и с товаропотоком исходя из международной практики в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые должны обеспечить ускорение таможенных процедур, а также контроль за информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме. Данное направление предполагает применение электронного (безбумажного) документооборота, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеторговой деятельности.

      Предполагается использование применяемых в ряде развитых стран мира технологий по типу интегрированного управления и контроля на границе, основанных на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих органов, что позволит совмещать в пунктах пропуска документальный контроль за товарами, перемещаемыми через государственную границу Российской Федерации, а также улучшить качество производимого досмотра таких товаров. В результате это позволит создать благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещения через нее товаров, сократить время ее прохождения, снизить издержки, увеличить объем товаропотока, содействовать реализации торгово-логистических технологий «от двери к двери», «точно в срок» и «под ключ». Высокий уровень качества указанных таможенных процедур будет обеспечен благодаря применению системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции.[8,26,38]

      В 2008 году в приходную часть бюджета было перечислено 4 694,5 миллиарда рублей, то есть более 50 процентов всех доходов администрируется ФТС России. Эта сумма составила 101,79 процента от установленного задания, и по сравнению с 2007 годом она больше на 44,27 процента или на 1 440,6 миллиарда рублей.[31]

      Прошедший год был очень важным и с точки зрения того, что в 2008 году таможенные органы приступили к реализации второго и заключительного этапа Концепции своего развития, позволяющего сформировать современную основу для обеспечения экономических интересов страны и создать благоприятные условия для внешней торговли. Подготовлен проект Стратегии развития Федеральной таможенной службы России до 2020 года. Составной частью Стратегии станет Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе. Одним из первых шагов по ее практической реализации стал комплекс мероприятий по реорганизации таможенных органов Московского региона. В дальнейшем будет осуществлен вывод таможенного оформления из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область. Как подчеркнул руководитель ФТС России, несмотря на определенные опасения со стороны некоторой части участников ВЭД, Концепция будет реализовываться по плану.

      В 2008 году удалось достичь значительных результатов в совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля, развитии передовых информационных технологий, внедрении в практику работы современных технических средств и технологий таможенного контроля. Так, уже 274 таможенных поста имеют необходимое техническое оснащение для электронного декларирования. В 2008 году с помощью данной передовой технологии было оформлено 2,5 тысячи электронных деклараций, что, как заметил глава ФТС России, конечно, «немного, но это направление будет развиваться», в том числе и через Интернет.[31]

      Большое внимание уделялось и становлению принципиально нового направления таможенного контроля - созданию системы контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств при помощи инспекционно-досмотровых комплексов. Это направление будет и в 2009 году оставаться объектом пристального внимания руководства ФТС России. Ведь применение ИДК позволяет повысить эффективность таможенного контроля в пунктах пропуска и сократить время прохождения таможенных процедур. По итогам 2008 года в результате применения 
ИДК возбуждено более 1,5 тысячи дел об административном правонарушении и 55 уголовных.[31]

      В режиме эксперимента на многостороннем автомобильном пункте пропуска Бурачки была реализована новая технологическая схема пропуска по принципу «одного окна». Новая технология, предусматривающая исключение дублирования функций и действий контрольных органов за счет минимизации времени проведения контроля, значительно увеличила пропускную способность пункта пропуска. По итогам эксперимента Государственная пограничная комиссия приняла решение о его распространении на другие МАПП, и в конце ноября новые правила контроля на границе были утверждены Правительством РФ.

      Также в 2008 году использовалась еще одна передовая технология, а именно - предварительное информирование таможенных органов о ввозимых товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы РФ. Большая работа проведена по реализации проекта по предварительному информированию с Комиссией Европейских сообществ (КЕС). Так были согласованы состав передаваемых данных, технология их приема и использования российскими таможенными органами, технические и организационные аспекты информационного взаимодействия. С начала Правоохранительная деятельность таможенных органов характеризовалась в 2008 году высокими показателями обеспечения экономической безопасности государства, выявления правонарушений в таможенной сфере, блокирования устойчивых каналов контрабанды, уверенным пресечением попыток незаконного перемещения рез таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Приоритетным направлением явилось выявление и пресечение незаконного перемещения через таможенную границу леса и продуктов переработки древесины, продукции топливно-энергетического комплекса, морских биоресурсов, товаров народного потребления, произведенных в странах Юго-Восточной и Западной Азии, фальсифицированной и контрафактной продукции, объектов, представляющих культурную и историческую ценность.

      В 2008 году возбуждено более 4,9 тысячи уголовных дел, что превысило показатель прошлого года на 10,7 процента. Общая стоимость задержанных таможенными органами РФ незаконно перемещенных через таможенную границу товаров и транспортных средств составила 13,5 миллиарда рублей. Размер неуплаченных таможенных платежей - 1,3 миллиарда рублей. Особое внимание уделялось борьбе с контрабандой наркотиков. Из незаконного оборота изъято более 3,4 тонны наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе свыше 777 килограммов героина, более 127 килограммов кокаина, 262 килограмма гашиша, около 107 килограммов опия, более.275 килограммов марихуаны. Пресечены попытки незаконного перемещения через таможенную границу России свыше 9 тонн прекурсоров.[31]

      Возбуждено 83,7 тысячи дел об АП. По результатам рассмотрения около 58,3 тысячи дел вынесены постановления о назначении наказаний в виде административного штрафа на сумму 9,96 миллиарда рублей. Конфисковано по решению суда товаров на сумму более одного миллиарда рублей.[31]

      В 2008 году по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов возбуждено 746 уголовных дел, из них 492 - по преступлениям коррупционной направленности. При этом особо подчеркивалось, что большая часть преступлений коррупционной направленности, совершающих в таможенной сфере, выявляется именно подразделениями собственной безопасности. На протяжении последних пяти лет этот показатель составлял свыше 80 процентов, в 2008 году - 92 процента (в 2007 году - 84).[31]

      За 2008 год была проведена значительная работа по совершенствованию законотворческой деятельности, издано более 800 нормативных правовых актов ФТС России, включая четыре административных регламента по исполнению государственных функций. По-прежнему проблемной остается практика рассмотрения судами дел по требованиям, предъявляемым к таможенным органам. Почти половину указанных дел таможенные органы ежегодно проигрывают. Так, в 2008 году из 9,8 тысячи таких дел проиграно 4,7 тысячи. При этом основными категориями проигранных дел являются дела об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности и дела по спорам, связанным с корректировкой таможенной стоимости товаров. На эти категории приходится почти 75 процентов проигранных дел, и одной из причин, по которым проигрываются такие дела, являются нарушения, допущенные должностными лицами таможенных органов.[31]

      В 2008 году на очередной ежегодной сессии Совета WСО по итогам конкурса национальных таможенных администраций по борьбе с контрафактной продукцией таможенная служба Российской Федерации названа лучшей среди таможенных служб 174 государств-членов WСО. И это не случайно, потому что в ушедшем году таможенные органы РФ успешно продолжали работу по защите прав интеллектуальной собственности. По состоянию на первое января 2009 года в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности насчитывалось 1,3 тысячи товарных знаков, при этом 350 из них были внесены в 2008 году. Было выявлено и признано судами контрафактным и 10 миллионов единиц продукции. Особым объектом для таможенных органов станет защита Олимпийской и Паралимпийской символики в рамках специального соглашения с оргкомитетом «Сочи 2014».[31]

      Необходимо усилить взаимодействие с Федеральным агентством по обустройству государственной границы РФ (далее - ФА), а для этого синхронизировать работу над новой ФЦП, которая будет определять совместную деятельность ФТС РФ и ФА до 2016 года.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития технических средств таможенного контроля как части таможенной инфраструктуры РФ