Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:40, контрольная работа
Данная тема актуальна на сегодняшний день, потому что именно сейчас, когда принят целый блок отвечающих современным требованиям законов, в нашей стране наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и патентных прав. Объект исследования - деятельность таможенных органов связанная с защитой прав интеллектуальной собственности. Предмет исследования - объекты интеллектуальной собственности.
Введение……...………...……………..………….…………………………… …3
1.1. Правовое регулирование в области защиты объектов интеллектуальной собственности в Таможенном союзе …………..…...….4
1.2. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, применяемые таможенными органами ………………………………….....11
Проблемы таможенных органов в борьбе с контрафактной
продукцией …………………………………………………………..……....18
Заключение……………………………………......…………………………….21
Список использованной литературы…………………...………………...…22
Оглавление
Введение……...………...……………..…………
1.1. Правовое регулирование в области защиты объектов интеллектуальной собственности в Таможенном союзе …………..…...….4
1.2. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, применяемые таможенными органами ………………………………….....11
продукцией
…………………………………………………………..……....
Заключение……………………………………......
Список
использованной литературы…………………...………………...…
Введение
Защита прав интеллектуальной собственности приобретает все большее значение в условиях глобализации мировой экономики и роста международной торговли. Через таможенную границу таможенного союза перемещается все больше товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которая составляет значительную часть стоимости товаров. По некоторым оценкам, 80 % мировой торговли приходится на товары, содержащие интеллектуальную собственность.
Данная тема актуальна на сегодняшний день, потому что именно сейчас, когда принят целый блок отвечающих современным требованиям законов, в нашей стране наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и патентных прав. Объект исследования - деятельность таможенных органов связанная с защитой прав интеллектуальной собственности. Предмет исследования - объекты интеллектуальной собственности.
Цель работы - рассмотреть механизмы защиты объектов интеллектуальной собственности в аспекте таможенного регулирования.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
ознакомиться с понятием интеллектуальной собственности;
рассмотреть современную стратегию таможенного регулирования интеллектуальной собственности на единой таможенной территории Таможенного союза;
изучить функции таможенных органов по осуществлению мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;
изучить систему российского законодательства об охране интеллектуальной собственности.
1.1. Правовое регулирование в области защиты объектов интеллектуальной собственности в Таможенном союзе
Современное российское законодательство, и международные соглашения понимают под интеллектуальной собственностью совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств.
Право интеллектуальной собственности, являющееся особой подотраслью гражданского права, можно подразделить на четыре относительно самостоятельных института. Несмотря на тесную взаимосвязь и наличие целого ряда общих моментов, каждый из этих институтов имеет присущие лишь ему черты, задачи, а иногда принципы, которые находят отражение в закрепленных ими нормах.
На международном уровне материально-правовой аспект интеллектуальной собственности урегулирован относительно в малой степени. Существующие международно-правовые акты, главным образом, определяют порядок применения соответствующего национального законодательства в отношении пользователей объектами интеллектуальной собственности из других стран, а также условия международной торговли объектами интеллектуальной собственности.
Охрана и защита прав интеллектуальной собственности на единой таможенной территории Таможенного союза обеспечиваются сложным механизмом международного и национального правового регулирования.
Современная стратегия таможенного регулирования в рамках Таможенного союза разрабатывается на основе Договора1 о Таможенном кодексе Таможенного союза, намеченной стратегии таможенного дела и исходит из материально-финансовых возможностей государств-членов Таможенного союза.
Вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности на единой таможенной территории посвящена глава 46 Таможенного кодекса Таможенного союза, где выстроена двухуровневая система защиты прав интеллектуальной собственности посредством таможенных реестров государств - членов Таможенного союза (национальные реестры Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации) и Единого таможенного реестра государств - членов Таможенного союза.
Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:
Физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;
В соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
Дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств.
При этом в Единый таможенный реестр включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие правовой охране в каждом из государств - членов Таможенного союза. Это говорит о том, что возникает необходимость в унификации гражданского законодательства государств - членов Таможенного союза.
В соответствии со статьями 328, 331 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр, который ведется данными таможенными органами в государстве-члене Таможенного союза, и не включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза (процедура ex officio).
Данные правоотношения регулируются в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенные органы без заявления правообладателя вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в Единый таможенный реестр или реестр государств-членов Таможенного союза. Порядок действий таможенных органов по собственной инициативе определен в национальном законодательстве государств - членов Таможенного союза.
Введение процедуры ex officio, по мнению некоторых авторов, существенно сужает права правообладателей на свой объект интеллектуальной собственности. Никто, кроме правообладателя, не должен, накладывать какие-либо ограничения на его объекты интеллектуальной собственности. Даже судебные органы действуют только по заявлению истца в случае нарушения прав гражданина.
Данный принцип позволяет фактически отнимать права у правообладателей, используя их по своему усмотрению, без ведома правообладателя. Здесь по поводу сохранения баланса интересов правообладателей и государства возникает много вопросов. Насколько этот принцип будет защищать их интересы, а не ущемлять или ограничивать?
При этом данный принцип непосредственно предусмотрен в Таможенном кодексе Республики Казахстан. В Законе о таможенном регулировании Российской Федерации предусмотрена возможность действия таможенных органов без заявления правообладателя. Таможенное законодательство Республики Беларусь не предусматривает осуществление принципа ex officio. В этой связи возникает много вопросов связанных с осуществлением «параллельного импорта».
Регулирование отношений, связанных с регистрацией объектов интеллектуальной собственности в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза, отнесено к компетенции указанных государств, имеющих в настоящее время наработанную правоприменительную практику, нормативно-правовую базу, а также установившийся порядок администрирования объектов интеллектуальной собственности.
Вопросу защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в Единый таможенный реестр государств - членов Таможенного союза, посвящены статьи 328, 330 Таможенного кодекса Таможенного союза, в развитие положений которых государствами - членами Таможенного союза принято Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза.
Указанное соглашение устанавливает порядок:
ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза (далее - Единого реестра);
включения объектов авторских и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания (далее - объекты интеллектуальной собственности) в Единый реестр;
взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза между собой, а также с правообладателями или лицами, представляющими их интересы (далее - правообладатель), государственными органами, иными организациями, учреждениями и гражданами по вопросам, связанным с ведением Единого реестра.
При этом регламентация ввоза на территорию государств-членов Таможенного союза объектов интеллектуальной собственности, не включенных в Соглашение, относится к внутреннему правовому регулированию каждого государства - члена Таможенного союза. Например: Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует ввоз продукции, которая охраняется патентным правом2, правом на селекционные достижения3 и правом на топологии интегральных микросхем4.
В этой связи представляется целесообразным проведение в рамках Таможенного союза работы по унификации соответствующего законодательства государств - членов, в целях выработки единых принципов регулирования вопросов интеллектуальной собственности и единого понятийного аппарата.
В Единый реестр на основании заявления правообладателя включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие правовой охране в каждом из государств - членов Таможенного союза.
Работа по ведению единого реестра осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 290 (далее - Регламент). В Таможенном союзе в качестве органа, уполномоченного на ведение Единого реестра, определена Федеральная таможенная служба Российской Федерации.
Регламент устанавливает порядок действий центральных таможенных органов государств-членов Таможенного союза по включению объектов интеллектуальной собственности в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза; отказом во включении объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр; продлением сроков включения объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр; внесением изменений и дополнений в Единый реестр; исключением объектов интеллектуальной собственности из Единого реестра.
В соответствии с Планом действия по формированию Единого экономического пространства (это следующий этап интеграции трех государств) принято Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.
Соглашение направлено на унификацию принципов регулирования в сфере охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, и предприятий (средств индивидуализации), которые охраняются национальным законодательством Сторон.
Стороны Соглашения в своей деятельности основываются на общей международной правовой базе в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, разделяют принципы базового Соглашения Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), и руководствуются международными соглашениями в области интеллектуальной собственности, находящимися под административным управлением ВОИС, а также другими международными соглашениями, участниками которых являются Стороны Соглашения.
Данное Соглашение обязывает Стороны зафиксировать в своем национальном законодательствах такие положения охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, при которых каждое государство-участник Соглашения предоставляет лицам (физическим и юридическим) и результатам интеллектуальной деятельности, средствам индивидуализации других государств-участников настоящего Соглашения такой же уровень охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, который оно предоставляет своим собственным лицам (физическим и юридическим) и результатам интеллектуальной деятельности, средствам индивидуализации на своей территории в объеме, предусмотренном Соглашением и в рамках международных обязательств Сторон Соглашения.
При этом Стороны могут применять в своем национальном законодательстве такие нормы, которые будут обеспечивать большую защиту прав интеллектуальной собственности, чем те, которые содержатся в Соглашении, при условии, что они не будут противоречить положениям Соглашения.
В этой связи Стороны обязуются обеспечивать охрану результатов интеллектуальной деятельности, основываясь на положениях Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1971 г. и Приложения к ней.
Программы для электронно-вычислительных машин, как исходный текст, так и объектный код охраняются как литературные произведения в соответствии с Бернской Конвенцией об охране литературных и художественных произведений 1971 г.
Составные произведения как в машиночитаемой, так и в другой форме, которые по причине отбора или расположения их содержания представляют результат творчества, должны охраняться как таковые. Такая охрана, которая не распространяется на сами данные или информацию, не затрагивает чье-либо авторское право, относящееся к самим данным или материалам.
Информация о работе Правовое регулирование интеллектуальной собственности в Таможенном союзе