Понятие и нарушения таможенных правил

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:05, реферат

Краткое описание

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Оглавление

Введение
1. Понятие нарушения таможенных правил.
2. Понятие и виды административных взысканий за нарушения таможенных правил.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по таможн праву.docx

— 35.65 Кб (Скачать)

     При рассмотрении субъективной стороны  нарушения таможенных правил физическими  и должностными лицами встает вопрос о возможном состоянии невменяемости. Согласно этой статье лицо освобождается  от ответственности за нарушение  таможенных правил, если оно совершило  правонарушение в состоянии невменяемости.

     Под невменяемостью понимается такое психическое  состояние субъекта, при котором  он не мог осознавать значение своих  действий или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного психического расстройства.

     Вменяемость и невменяемость - понятия правовые так как вменяемость является предпосылкой вины, а невменяемость  исключает административную ответственность  за нарушения таможенных правил. 

     2. Понятие и виды  административных  взысканий за нарушения  таможенных правил. 

     Административные  взыскания за нарушения таможенных правил - это меры ответственности  за таможенные правонарушения. Они  применяются таможенными органами (должностными лицами таможенных органов) и обладают рядом общих характерных  признаков.

     Во-первых, административные взыскания за нарушения  таможенных правил всегда выражают реакцию  государства на правонарушение в  виде отрицательной оценки как совершенного правонарушения, так и самого правонарушителя.

     Во-вторых, административно-правовые взыскания  за нарушения таможенных правил по своей социальной сущности и содержанию представляют собой меры принуждения, причиняющие виновному определенные лишения и страдания.

     В-третьих, содержится исчерпывающий перечень взысканий за нарушения таможенных правил. Другие взыскания, кроме тех, которые предусмотрены в КоАП, должностные лица таможенных органов  применять не могут. Указанный перечень взысканий за нарушения таможенных правил включает различные по характеру  и тяжести санкции, отражающие различный  характер и степень общественной опасности нарушений таможенных правил, предусмотренных в КоАП.

     В ст. 3.2 КоАП России приведен исчерпывающий  перечень наказаний, состоящий из восьми видов.

     1) предупреждение;

     2) административный штраф;

     3) возмездное изъятие орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

     4) конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

     5) лишение специального права, предоставленного  физическому лицу;

     6) административный арест;

     7) административное выдворение за  пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства;

     8) дисквалификация.

     За  нарушение таможенных правил в зависимости  от формулировки санкции конкретной статьи могут быть назначены наказания  исключительно в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации  орудия совершения или предмета правонарушения4.

     Необходимо  обратить внимание на изменение понятийного  аппарата КоАП России по сравнению  с ТК РФ: понятие “орудие совершения административного правонарушения”  объединяет в себе такие понятия  как “транспортные средства, на которых перевозились товары, являющиеся предметами правонарушения” и “товары  и транспортные средства, со специально изготовленными тайниками, использованными  для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов  правонарушения”.

     Предупреждение  и административный штраф относятся  к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация  может устанавливаться и применяться  в качестве как основного, так  и дополнительного наказания. За совершение нарушений таможенных правил таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении  к ответственности и назначении административных наказаний только в виде предупреждения и штрафа. Решение о конфискации всегда принимается судом.

     Штраф, исчисляемый исходя из стоимости  предмета административного правонарушения, установлен за наиболее опасные нарушения. По многим же нарушениям таможенных правил штрафные санкции исчисляются исходя из минимального размера оплаты труда.

     Административный  штраф, по общему правилу, должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее тридцати дней со дня  вступления вынесенного постановления  о назначении наказания в законную силу. При этом соответствующая сумма  вносится или перечисляется в  банк или иную кредитную организацию. В случае неуплаты штрафа в установленный  срок виновное лицо может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ5.

     Не  является конфискацией изъятие из незаконного  владения лица, совершившего правонарушение, орудия совершения или предмета административного  правонарушения:

     подлежащих  в соответствии с федеральным  законом возвращению их законному  собственнику;

     изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и  на этом основании подлежащих обращению  в собственность государства  или уничтожению.

     В соответствии с требованиями КоАП РФ административное наказание может  быть назначено только в установленных  законом пределах (наказание в  размере "ниже низшего" предела  санкции невозможно), при этом никто  не может нести ответственность  дважды за одно и то же административное правонарушение.

     Назначение  административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлечено к ответственности (к примеру, обязанность по уплате таможенных платежей, производству таможенного оформления товаров и др.).

     При совершении лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается  за каждое в отдельности. Вместе с  тем, в отдельных случаях (когда  совершается одно противоправное действие, бездействие, содержащее сразу несколько  составов правонарушений, рассмотрение дел по которым подведомственно  одному и тому же судье, органу, должностному лицу) возможно действие принципа поглощения менее строгого наказания более  строгим. За нарушения таможенных правил таким образом может поглощаться  основное наказание в виде штрафа, при этом в зависимости от формулировок соответствующих санкций могут  быть назначены дополнительные административные наказания (конфискация).

     Примером  подобной ситуации может являться заявление  декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили одновременно основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и неприменения запретов и (или) ограничений, установленных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности (части 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ)6.

     Одним из наиболее мягких видов административного  взыскания, применяемого за нарушения  таможенных правил, является предупреждение. Оно непосредственно направлено на личность правонарушителя, его применение имеет, в основном, моральный характер и не связано с ограничением каких- либо прав виновного лица.

     Под предупреждением понимается мера административного  наказания, выраженная в официальном  порицании физического или юридического лица, которая выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП России)7.

     На  практике предупреждение применяется  в случае совершения незначительных таможенных проступков и в отношении  лиц, впервые или по неосторожности совершающих нарушения таможенных правил.

     Эта мера взыскания выносится в письменной форме и должна оформляться постановлением полномочного органа (должностного лица).

     Вторым  видом взыскания за нарушение  таможенных правил является административный штраф, возможность применения которого предусмотрена почти во всех статьях  КоАП, устанавливающих ответственность  за нарушения таможенных правил.

     Административный  штраф - мера ответственности имущественного характера, является денежным взысканием и выражается в получении с  нарушителя в доход государства  определенной суммы денежных средств.

     Вместо  понятия “штраф” законодатель пользуется понятием “административный штраф”, подчеркивая тем самым его  отличие от штрафа, назначаемого в  качестве уголовного наказания.

     При определении видов штрафа и его  размеров таможенное законодательство учитывает специфику отдельных  видов нарушения таможенных правил, особенность этих деяний с точки  зрения всех элементов составов правонарушений, причиняющих ущерб экономическим  интересам государства.

     Так может применяется несколько  видов административного штрафа.

     Во-первых, административный штраф определяется применительно к минимальному месячному  размеру оплаты труда. Максимальный размер такого штрафа равен 5 млн., а  минимальный – 3 тысячи рублей.

     В большинстве составов нарушений  таможенных правил он исчисляется, исходя из минимальной оплаты труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить - на день обнаружения правонарушения.

     Во-вторых, административный штраф за нарушение  таможенных правил определен в виде суммы начислений в процентном отношении, исходя из стоимости товаров и  транспорта средств, под которой  понимается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения.

     В-третьих, в некоторых статьях штраф  устанавливается отдельно как для  физических лиц, так и для юридических  лиц и в том числе для  должностных лиц.

     Штраф во всех случаях может быть назначен только в качестве основного наказания. Должностным лицам таможенных органов  предоставлено право определять размер штрафа с учетом конкретных обстоятельств и материалов того или иного дела.

     КоАП  России не содержит такой вид административного  наказания, как взыскание стоимости  товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами  нарушения таможенных правил, товаров  и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными  для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами  нарушения таможенных правил.

     Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными  объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств  со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения  через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами  нарушения таможенных правил, выражалось в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения правонарушения и рассматривалось как альтернатива конфискации товаров.

     Во  многих случаях взыскание стоимости  товаров применялось, когда срок наложения взыскания в виде штрафа к моменту рассмотрения дела о  НТП истек. Установление КоАП России единого срока для назначения всех видов административных наказаний сделало нецелесообразным существование такого вида наказания, как взыскание стоимости товаров.

     Изучение  практических материалов таможенных органов  свидетельствует о том, что нередко  встречаются случаи, когда товары, транспортные средства и иные предметы, в отношении которых вынесено постановление о конфискации, до обращения постановления к исполнению с разрешения вышестоящего таможенного  органа выкупаются лицом, у которого они были изъяты по двойной стоимости  этих предмет

     Исключение  из перечня административных наказаний  такого вида, как отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом РФ на осуществление определенных видов  деятельности, предусмотренных настоящим  Кодексом, напротив, является ошибкой  законодателя. Так, за многократные нарушения, совершаемые владельцем склада временного хранения, могут быть назначены лишь административный штраф и конфискация  товаров.

Информация о работе Понятие и нарушения таможенных правил