Организационное взаимодействие и взаимосвязи таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать и проанализировать организационное взаимодействие и взаимосвязь в таможенных органах.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы организационного взаимодействия в системе таможенных органов;
2) Проанализировать системы взаимодействий и взаимосвязи таможенных органов;
3) Определить проблемы взаимодействия и организационных отношений и пути их решения в системе таможенных органов.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы организационного взаимодействия в системе таможенных органов. 5
1.1. «Организация» как важнейшая функция системы управления по достижению целей организации 5
1.2. Организационное взаимодействие и взаимосвязи в системе таможенных органов 9
2. Анализ системы взаимодействий и взаимосвязи таможенных органов. 15
2.1. Организационная структура таможенного органа 15
2.2. Организационное взаимодействие и взаимосвязи по вертикали, горизонтали и диагонали 23
3. Проблемы взаимодействия и организационных отношений и пути их решения в системе таможенных органов. 31
3.1. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения 31
3.2. Основные направления совершенствования деятельности таможенных органов 34
Заключение 37
Список используемых источников 38

Файлы: 1 файл

Там.менеджмент.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

2. Координация. Чем большее число специалистов участвует в выполнении поставленной задачи, тем более согласованными должны быть их усилия. Здесь и передача информации с одного уровня на другой, и обмен информацией по горизонтали;

3. Компетентность. Круг ответственности каждого сотрудника таможенного органа должен быть строго определен. Компетентность руководителя проявляется в том, как он может организовывать работу своего подразделения или таможенного органа в целом. Руководитель должен быть уверен в компетентности своих сотрудников;

4. Централизация. Чем больше функций и непосредственно подчиненных специалистов находятся "в руках" начальника таможенного органа (подразделения), тем больше степень централизации его управленческой деятельности. Каждый руководитель совместно с нижестоящими звеньями структуры управления должен определить для себя, какой объем полномочий остается за ним, а какой передается нижестоящим звеньям.

Необходимо при этом отметить, что наряду с рассмотренными формальными (официальными) существуют неформальные (неофициальные) структуры. Они больше характерны для низовых  звеньев структур управления, где  официальная структура — это  только "часть айсберга", которая видна; 9/10 этого "айсберга" составляют личные взаимоотношения сотрудников. Они невидимы, "находятся под водой" и являются неофициальной структурой организации[7].

Поэтому руководители любого уровня должны уметь "строить" двойную  структуру своей организации: материальную (организационные структуры управления) и психологическую (превращение различных звеньев организационной структуры в коллективы, обеспечение высокой мотивации сотрудников, предупреждение и регулирование конфликтных состояний и тому подобное).

Иными словами, задача руководителя сводится не только к тому, чтобы "усадить  в одну лодку" сотрудников, но и  создать необходимые условия  для того, чтобы они могли чувствовать  себя членами данного коллектива. Естественно, что решение этой задачи во многом зависит от взглядов руководителя на управленческий процесс, от развития у него так называемого управленческого мышления, умения строить отношения с подчиненными, а также решения других управленческих вопросов.

 

  1. Проблемы взаимодействия и организационных отношений и пути их решения в системе таможенных органов.
    1. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения

В процессе написания  курсовой работы мною были выявлены проблемы взаимодействия и организационных  отношений в системе таможенных органов.

В результате проведения государством административной реформы была сформирована новая структура, затрагивающая таможенные органы, которая предполагает комплексный подход к взаимодействию и обеспечению баланса интересов внутри таможенной службы Российской Федерации. Однако некоторые проблемы и недостатки во взаимосвязи и взаимодействии таможенных органов все же сохранились:

Во-первых, до сих  пор сохранилась проблема информирования информационно-аналитическими документами и правовыми нормами таможенных органов. Она заключается, прежде всего, в том, что при принятии и издании некого нормативно-правого акта требуется определенное время для того, чтобы обеспечить им все уровни системы таможенных органов. Время, которое затрачивается на согласование этого документа, ознакомления с его текстом и непосредственно реализацию его в работе – ограничено, и, как правило, пока данный акт окажется на руках у каждого сотрудника таможенного органа проходит гораздо больше времени, чем полагается. Это накладывает свой негативный отпечаток на организационные отношения в структуре таможенного органа. Поскольку для того, чтобы структура работала оперативно и качественно, необходимо чтобы все ее сотрудники осуществляли свои полномочия на основе единых норм и законов.

Поэтому возникает необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии и с международной практикой и правовой практикой государства.

Во-вторых, поскольку  на управление в структуре таможенных органов существенную роль играет такой  фактор как координация, то здесь  проблема выражается в том, что для выполнения некоторых поставленных задач требуется участие большого числа специалистов, а это в свою очередь может повлиять на качество исполнения этой задачи. Здесь может иметь место и несвоевременная передача информации от одного сотрудника другому либо от одной ступени иерархии другой.

В-третьих, в последнее время  работа с кадрами в таможенных органах России развилась в кадровую политику. Вышестоящие таможенные органы проводят кадровую политику на всех уровнях таможенной системы. Но это довольно сложная задача, так как из правоохранительной сущности таможенных органов и особого служебного положения, вытекают некоторые особенности проведения кадровой политики. Главная из них обусловлена бюрократизмом с его многочисленными правилами и предписаниями, которые обязательны на любой государственной службе. Таможенные служащие должны следовать строгим процедурам, уживаться с множеством ограничений. И именно из-за них и из-за разветвленной иерархической структуры таможенной системы все изменения протекают в ней чрезвычайно медленно.

Структура таможенной системы, очень разветвлена. При  наличии в таможне 20-30 подразделений (отделов, групп и служб) система становится трудноуправляемой, разобщенной, она подвержена взаимодублированию. Начальнику таможни довольно сложно обеспечить реализацию принципа единоначалия в управлении и реализации единой таможенной политики. Следствием этого является нерациональная расстановка кадров. Так как таможенная система - это система многоуровневая, значит в ней множество начальников и их заместителей, кроме них есть еще руководители групп и главные инспекторы, которые зачастую исполняют роль заместителей начальников отделов. Статистические исследования показывают, что в среднем в любой таможне на 6-7 сотрудников приходится один функционер, что ведет к отвлечению огромного числа людей непосредственно от таможенного контроля и к установлению нагрузки на инспекторский состав, а отсюда - к немалым материальным издержкам и к усложнению управления таможенной структурой. Карьера в такой системе приобретает формальный оттенок: рост в должности и в звании не приводит к росту профессиональному.

Часть руководителей  всех уровней по-прежнему вместо рациональной перестройки технологии таможенного  контроля ориентируется на повышение  эффективности работы за счет роста  численности кадрового состава. Но сейчас необходимо исходить из того, что дополнительных штатов нет и не будет. Путь решения этой проблемы - эффективное использование того кадрового потенциала, который уже имеется. Остается низким уровень взаимодействия между оперативными подразделениями таможенных органов Российской Федерации.

Не в достаточной  степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Российской Федерации, особенно специалистов в области управления и контроля.

Оплата труда  должностных лиц таможенных органов  Российской Федерации не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений.

Остается высоким  уровень коррупции в таможенных органах Российской Федерации, что не может не повлиять на уровень взаимодействия таможенных органов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблемы взаимодействия и организационных отношений в системе таможенных органов, несомненно, существуют и необходимо уделять им особое внимание для того, чтобы сделать систему таможенных органов совершенной.

    1. Основные направления совершенствования деятельности таможенных органов

1. Обеспечение надлежащей правовой деятельности таможенной службы Российской Федерации, единообразного применения таможенного законодательства.

Принципиальные  изменения в таможенном регулировании, предусмотренные Таможенным кодексом, обуславливают необходимость проведения работы по обеспечению единообразного применения таможенного законодательства РФ должностными лицами таможенных органов.

Ведение такой  работы сопряжено с оптимизацией подзаконной нормативной базы, совершенствованием правового обеспечения деятельности таможенных органов РФ, усилением их правовой службы, внедрением в правовую основу и практическую деятельность международных правил и стандартов, в том числе предусмотренных Киотской конвенцией, обеспечением транспарентности таможенного законодательства РФ и практики его применения.

Должны быть приняты дополнительные меры по повышению уровня защиты конституционных прав граждан, усилению контроля соблюдения законности в таможенном деле, предполагающие повышение ответственности руководителей таможенных органов РФ за принимаемые решения, действия (бездействие) должностных лиц, проведение анализа причин и условий допускаемых нарушений и выработку эффективных мер по их предотвращению.

2. Кардинальная модернизация информационной системы ФТС России и техническое переоснащение таможенных органов Российской Федерации.

Информационно-техническое  обеспечение таможенной службы РФ должно способствовать достижению качественно  нового уровня таможенного администрирования. Для этого необходимы кардинальная модернизация информационной системы ФТС России и техническое переоснащение таможенных органов.

Данное направление  непосредственно влияет взаимодействие таможенных органов, поскольку информационно-техническое обеспечение определяет степень и уровень управления и организации системы таможенных органов.

Применение  информационных технологий – это путь не только к резкому ускорению процесса таможенного оформления с одновременным повышением эффективности таможенного контроля, но и к оперативному и качественному процессу передачи информации как от одного уровня таможенной системы другому, так и от одного сотрудника другому, которые объединены общей поставленной задачей.

Приоритетными задачами в данном направлении являются:

- внедрение  в таможенное дело новых информационных технологий;

- развитие информационно-технической  инфраструктуры таможенных органов  РФ;

- совершенствование  системы информационного взаимодействия  таможенных органов; 

Поскольку в  проблемах была выделена такая категория как работа с кадрами, то необходимо затронуть следующее направление:

3. Укрепление и стабилизация кадрового потенциала таможенных органов РФ и повышение уровня социальной защищенности должностных лиц.

Повышение эффективности  деятельности таможенных органов Российской Федерации невозможно без роста профессионального уровня кадров, укрепления служебной дисциплины, улучшения материального положения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, повышения их социальной защищенности и членов их семей.

Современный уровень  кадровой работы должен предусматривать  возможность реальной оценки кадров таможенных органов РФ и прогнозирования  развития ситуации (потребность в  кадрах, формирование резерва на выдвижение, оптимальное использование всех штатных единиц, предупреждение негативных процессов и т.д.).

Кадровая работа должна быть направлена на решение задач по рациональному распределению и использованию кадрового потенциала, созданию действенного резерва специалистов, в том числе руководящего состава, стимулированию служебного роста, определению уровня профессиональных требований и квалификации должностных лиц.

В целях повышения  ответственности должностных лиц  таможенных органов РФ за порученное дело, снижения числа правонарушений и дисциплинарных проступков, улучшения морально-психологического климата в подразделениях необходимо осуществлять комплекс предупредительно-профилактических мер по укреплению служебной дисциплины.

 

Заключение

Несомненно, роль таможенных органов в осуществлении  государственного регулирования высока и от качества выполнения возложенных на таможенную службу задач зависит то, на каком уровне будет находиться Россия, осуществляя внешнеторговую деятельность. А в свою очередь качество выполнения задач и результативность непосредственно зависят тесноты взаимодействия и взаимосвязи таможенных органов.

В работе были изложены основные проблемы взаимодействия и организационных отношений и пути их решения в системе таможенных органов, а также изложены основные направления совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Так, например, острой проблемой в таможенных органах Российской Федерации остается вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.

Не в полной мере применяются международные стандарты, содействующие реализации торгово-логистических технологий.

Не развита  система информирования таможенных органов Российской Федерации о  ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда и т.д.

Информация о работе Организационное взаимодействие и взаимосвязи таможенных органов