Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:06, реферат
Общественное разделение труда – это естественно исторический процесс, с одной стороны, дифференциации, обособления различных видов труда, складывающихся в ходе исторической эволюции общества, и, с другой стороны, система отношений дополнения и сосуществования различных проявлений трудовой деятельности. Данная категория явилась одним из первых фундаментальных понятий социологии вообще и социологии труда в частности.
Общественное разделение
труда – это естественно
Первым условием существования человека на земле, очевидно, является сама возможность физической жизни, т. е. возможность питаться, одеваться, укрываться от непогоды и т.д. Но в готовом виде, всегда и везде природа средства для жизни человеку не доставляет. Поэтому человек должен создавать себе то, чего не находит в природе. В силу этого в основе трудовой деятельности изначально лежит необходимость удовлетворять примитивные (элементарные) потребности в еде, питье, одежде и прочее. Таким образом, потребность есть первая и необходимая причина трудовой деятельности человека.
Если условия
жизни таковы, что потребность
удовлетворяется тут же и препятствий
к ее удовлетворению нет, то не возникает
и необходимости в
Первым шагом в развитии трудовых отношений явилось естественное разделение труда внутри семьи между мужчинами и женщинами, детьми, взрослыми и стариками; оно происходит на чисто физиологической основе.
Например, в зоне Тропической Африки, долине Амазонки и других подобных местностях препятствий к удовлетворению элементарных человеческих потребностей практически не встречалось. Поэтому и развитие трудовых процессов не выходит здесь за рамки естественного разделения труда.
Таким образом, если для начала (появления) трудовой деятельности необходимы одни условия, то для ее развития, формой которого является разделение труда – уже другие (дополнительные).
Основным условием (фактором) развития трудовых процессов, а следовательно, и разделения труда выступает возрастание потребностей[31]. Следовательно, где и когда начинают возрастать потребности там и тогда это приводит к разделению труда.Так народы Крайнего Севера (эскимосы, чукчи и другие) в своем развитии так и не пошли дальше половозрастного разделения труда. Однако в отличие от племен Тропической Африки, Амазонии и т.п. причиной этого являются предельно суровые условия жизни, условия на грани выживания, когда все силы и время уходят на обеспечение только самым необходимым.
Итак, вслед за ростом
потребностей вторым фактором развития
разделения труда можно считать природно-
В действии указанных факторов достаточно четко обозначилось всеобщее условие разделения труда – неравенство. При этом разделение труда не только не устраняет неравенство, но, напротив, воспроизводит его и порождает новые виды и формы. Проследим движение от естественного (природно-климатического и половозрастного) неравенства к социальному. Различия природно-климатических условий приводят к появлению у разных народов различных средств труда, неодинаковых средств существования, производимых продуктов и, соответственно, к особому образу жизни. Таким образом, половозрастное разделение труда, осуществляемое в различных природно-климатических зонах, создало с одной стороны, устойчивые различия в средствах удовлетворения потребностей у различных племен (народов), а с другой условия для появления социального неравенства внутри человеческих общностей в виде выдвижения вождей, а затем обособления воинов, работников и т.д. Всё это явилось почвой для обмена продуктами.
Именно с обмена начинается переход от доминанты личных потребностей к доминанте потребностей социальных (общественных), тем самым разделение труда выходит за рамки микросоциального уровня и получает макросоциальные стимулы для развития. Знаковым событием в этом переходе становится отделение умственного труда от физического, первой формой которого явился управленческо-организаторский труд. Кроме того, данный факт означает, во-первых, закрепление за различными группами людей выполнения соответствующих общественных функций и, во-вторых, ограничение их рамками этих действий. Поэтому только с этого момента можно говорить об общественном разделении труда.
Действительно, умственный труд первоначально был частью единых трудовых действий и выполнял функцию осмысливания происходящего, целеполагания, поиска лучших средств удовлетворения потребностей, сравнения условий труда, его результатов и т.д. В то же время задачи управления и организации настолько важны для социума, что потребность в таком виде труда появилась еще во времена только половозрастного разделения труда. Однако возможность такого отделения стала реальной лишь, когда вслед за обменом люди стали создавать прибавочный продукт, который позволил содержать первых управленцев-организаторов – сначала вождя, а затем шамана (жреца). Таким образом, можно сделать еще один методологический вывод – необходимость удовлетворения потребности не означает автоматического выделения соответствующего вида труда, для этого должны быть в наличие материальные (экономические) и другие условия.
Дальнейшее развитие разделения труда отражало диалектику направлений, способов и форм удовлетворения личных и общественных (на всех уровнях организации общества) потребностей.
Следует отметить также, что разделение труда является механизмом, приводящим в соответствие возможности человека и общества в освоении природных ресурсов и их возрастающие потребности. При этом, коль скоро общественная организация жизни людей имеет различные сферы: экономика, политика, культура, религия и др., то и действие разделения труда, как всеобщего социального инструмента опосредовано этими сферами, протекает в них и отражает их относительную значимость в обществе.
Например, доминанта религии и политики в древнем мире и в средние века породила в различных государствах (Индия, некоторые страны Африки) кастовый строй, закреплявший все виды занятий за определенными слоями общества (кастами) и не допускавший профессиональной мобильности. Доминанта экономики, начиная с конца 19 века, привела с одной стороны к резкому углублению разделения труда, дифференциации и обособлению различных видов труда, а с другой к созданию широкого рынка труда (рабочей силы), возможности совмещения профессий и т.д.
Итак, общественное
разделение труда выступает как
форма развития труда. В этом контексте
его целесообразно
Необходимо отметить,
что разделение труда включает в
себя две разнонаправленные
Выступая как дифференциация трудовых функций людей, разделение труда определяет, прежде всего, содержание деятельности человека, а также, соответственно, и границы развития профессиональных знаний, трудовых навыков, развитие творческих способностей людей. В этом плане разделение труда определяет развитие человека, прежде всего, как работника, субъекта конкретного вида труда. В то же время, разделение труда как обособление людей на группы по участию в этих конкретных видах труда определяет сферу общения (отношений), в том числе непроизводственных. В этом отношении разделение труда детерминирует человека как субъекта общественных, в том числе и лежащих вне производства отношений.
Тот факт, что разделение
труда выделяет особые виды деятельности,
имеющие собственных носителей,
означает, что они (носители), обосабливаясь
профессионально, получают некоторую
самостоятельность, которая в частности,
выражается в появлении у них
собственных потребностей, интересов,
целей. Тем самым, импульс, в виде
разделения труда, обусловленный объективными
условиями развития общества, создает
возможность для импульсов
Представления, полученные об общественном разделении труда как «универсальном атрибуте человеческого общества» (У. Моор), позволяют обозначить интерес к нему различных наук об обществе и труде. Философский аспект данного понятия разрабатывается социальной философией. Здесь общественное разделение труда рассматривается как фактор общественного бытия, анализируется его роль в становлении и развитии цивилизации, соотношение в нем духовного и материального начала, необходимости и свободы. Значительное место общественному разделению труда отводится в экономической теории (политэкономии), где оно предстает как исторически определенная система общественного труда, складывающаяся в результате качественной дифференциации трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящей к обособлениюи существованию различных ее видов. Религия рассматривает труд в целом и разделение труда в частности с позиций его данности Богом, в силу чего на передний план выдвигается его этическая сторона. Социологический анализ разделения труда не должен игнорировать религиозные корни современных обществ, поскольку именно там порой находятся объяснения некоторым нелогичным, с точки зрения экономического и социального развития, фактам. Например, определяя роль труда в деле спасения и его место в жизни человека, католическая церковь связывала человека с определенной группой – возрастной или сословной, профессиональной или корпоративной, с определенным положением – мирским или священническим, с уровнем образования и «духовным возрастом». Что не могло не сказаться на выборе людьми их профессий, занятий и, естественно, повлияло на социально трудовую структуру общества. Распространение протестантского учения отразилось на жизненных установках значительной части европейцев, привело к существенным сдвигам во взглядах на труд и его разновидности. Если при господстве католицизма труд воспринимался как проклятье, наказание за первородный грех, а торговля и особенно ростовщичество считались занятием предосудительным, то под влиянием протестантских проповедей в усердном труде стали усматривать благое дело. В целом протестантская этика отвечала духу нарождающегося капитализма и способствовала существенному изменению профессиональной структуры общества. Не менее показательно и то, что запрещение буддизмом нарушать поверхностный слой земли привело к существенному отставанию соответствующих государств в развитии горно-рудной промышленности.
Своеобразие во взглядах на общественное разделение труда демонстрируют также психология, демография, экономическая география, правоведение, эргономика, конкретные экономико-трудовые дисциплины и др.
Социологический аспект разделения труда заключается, с одной стороны, в профессиональной специализации общества в целом и выделении социальной жизни в особые виды деятельности и такие учреждения, как семья, предприятия, экономика, государство и др. С другой стороны, в механизме включения субъекта труда в совокупный общественный труд, в определении места и роли человека и его институтов в организации труда, возможностей проявления и развития знаний, способностей, интересов и потребностей субъектов, реализующих общественное разделение труда. Кроме того, социология анализирует подразделения в обществе (классы, слои), виды занятости по секторам экономики (промышленность, сельское хозяйство и т.д.), отношения, складывающиеся в результате концентрации особых видов занятости в различных регионах. Особенность социологического аспекта анализа разделения труда заключается в том, что в нём отражаются не только собственно социальные условия общественного развития, но также технические и экономические. Другими словами социологический подход к анализу разделения труда можно считать конституирующим, завершающим в пирамиде усилий по изучению общественного разделения труда. Наконец, значительное место отводится в социологическом анализе последствиям (результатам) разделения труда, в частности на этом основаны теории социальной стратификации.
Социологический анализ общественного разделения труда дает понимание его определяющей роли в исследовании развития не только собственно труда, но и общества в целом. Четко просматривается при этом и процесс развертывания общественного разделения труда:
В общественном устройстве разделение
труда выполняет ряд функций,
среди которых основными
Указанные функции
реализуются через