Нормативное регулирование правового статуса должностных лиц таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 18:41, реферат

Краткое описание

Совершенствование системы государственного управления, применение новых концепций и технологий менеджмента в значительной степени связаны с решением задачи повышения качества и результативности деятельности органов власти и государственных служащих.
Наравне с другими государственными органами Российской Федерации система таможенных органов нуждается в реформировании, поскольку в настоящее время значительно возрастают требования к таможенной деятельности как в связи с увеличением международного товарооборота и транзитных перевозок, так и с эволюцией политико-экономических и социальных условий развития России.

Оглавление

Введение ------------------------------------------------------------------------------------ 3
Нормативное регулирование правового статуса должностных
лиц таможенных органов ------------------------------------------------------- 5
Особенности прав и обязанностей должностных лиц
таможенных органов ------------------------------------------------------------- 11
Особенности дисциплинарной ответственности
сотрудников таможенных органов ------ ------------------------------------- 17
Заключение ------------------------------------------------------------------------------- 20
Список используемой литературы --------------------------------------------------- 22

Файлы: 1 файл

Понятие и правовой статус должностного лица таможенного органа.docx

— 53.16 Кб (Скачать)

Из проведенного в предыдущей главе анализа было выявлено, что правовой статус должностного лица составляют следующие элементы: должность, полномочия и гарантии их реализации, обязанности, правоограничения, ответственность.

Должностными лицами признаются граждане, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или квалификационные разряды11.

Под должностью при этом следует понимать обособленную и закрепленную в официальных документах (штатных расписаниях, схемах должностных окладов и др.) часть организованной структуры таможенного органа с соответствующей частью компетенции этого таможенного органа, предоставленной лицу – государственному таможенному служащему в целях ее практического осуществления. Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности должностного лица таможенного органа, требования к его профессионально-квалификационной подготовке, отображает содержание выполняемой работы и определяет его правовое положение в общей системе государственной таможенной службы.

В соответствии с Законом, служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Граждане РФ, работающие в таможенных органах РФ, являются государственными служащими государственного органа, поскольку ФТС РФ (и подчиненные ему подразделения) относится к числу исполнительных органов государственной власти и является правоохранительным органом.

В обобщенном виде права сотрудников таможенного органа закреплены в Федеральном Законе N 114-ФЗ «о службе в таможенных органах Российской Федерации» от 18.07.97. В соответствии со статьей 16 данного Закона, сотрудник таможенного органа имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющими его права и  обязанности по занимаемой в  таможенном органе должности, критерии  оценки качества прохождения  службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению  по службе, а также на организационно-технические  условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

2) получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных  обязанностей. Данное право подразумевает  не только право сотрудника  таможенного органа запрашивать  и получать необходимую информацию, но и наличие соответствующей  обязанности у государственных  органов, юридических и физических  лиц, вступающими в отношения  с таможенными органами, предоставлять  эту информацию;

3) посещение для исполнения  должностных обязанностей организаций  независимо от форм собственности;

4) принятие решений и  участие в подготовке решений  в соответствии с его должностными  обязанностями подразумевает право  сотрудника участвовать в обсуждении  и решении вопросов деятельности  таможенного органа в целом  и его подразделений, выступать  с обоснованной критикой неправильных  действий других работников и  должностных лиц, выносить соответствующие  предложения. Начальники таможенных  органов обязаны создавать условия  для реализации указанного права  сотрудников, обеспечивать гласность  и объективность в оценке деятельности  таможенного органа и служебной  деятельности сотрудников;12

Также, сотрудник таможенного органа также имеет иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из элементов правового статуса должностных лиц таможенных органов являются его обязанности, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения которых предусмотрена соответствующая данному деянию ответственность.

Обязанности сотрудников таможенных органов – это установленные правовыми актами для обязательного постоянного исполнения функции и правомочия по занимаемой должности. Сотрудник таможенных органов выполняет свои обязанности в пределах своей компетенции с действующим законодательством.

Некоторые основные обязанности должностных лиц таможенных органов закреплены в Конституции РФ. Так органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы13. Таким образом, должностные лица независимо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения норм Конституции и законов.

 

Обязанности таможенных служащих:

•обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации и федеральных законов;

•обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан в таможенно-правовой сфере;

•выполнение приказов и распоряжений, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных ими в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;

•своевременное рассмотрение и реагирование на обращения (в пределах своей компетенции) граждан и общественных объединений, а также запросов и обращений государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

•соблюдение установленных в таможенных органах правил внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной информацией, выполнение должностных инструкций;

•поддержание должного уровня квалификации, необходимого для исполнения своих должностных обязанностей;

•соблюдение мер по охране государственной и иной охраняемой законом тайной, мер по неразглашению сведений ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

 

Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией.

Прохождение службы в таможенных органах предусматривает и соблюдение должностными лицами установленных ограничений.

Правоограничения сотрудников таможенных органов - это установленные законом запреты на осуществление несовместимых со статусом сотрудника таможенных органов действий или состояний. Перечень ограничений прав сотрудников таможенных органов установлен в Законе «о службе в таможенных органах»14.

 

 Ст. 34 НК РФ устанавливает полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов, при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 НК РФ, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством.

 Сотрудник таможенного органа не вправе:

    1. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    2. совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
    3. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
    4. состоять членом органа управления коммерческой организации, а также членом органа управления, попечительского или наблюдательного совета, иного органа иностранной некоммерческой неправительственной организации либо действующего на территории Российской Федерации ее структурного подразделения, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    5. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

 

Таким образом, правовой статус должностных лиц таможенных органов представляет собой совокупность общих, основных и индивидуальных прав и обязанностей, принадлежащих сотруднику и обусловленных его служебным положением и должностной компетенцией. При этом, общие права и обязанности присущи всем сотрудникам, состоящим на службе в таможенных органах; основные – сотрудникам, замещающим должность определенного вида или уровня в конкретном таможенном органе или системе таможенных органов; индивидуальные – сотрудникам, замещающие конкретные должности таможенной службы.

 

  1. Особенности дисциплинарной ответственности сотрудников таможенных органов

 

Права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины, а  также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются Дисциплинарным уставом таможенной службы.

Служебная дисциплина основывается на соблюдении каждым сотрудником Конституции РФ и действующего законодательства, на сознательном исполнении служебного долга, а также на личной ответственности сотрудников за экономическую безопасность Российской Федерации. Начальник таможенного органа несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе, которым он руководит.

Нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) — виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей.

К грубым нарушениям служебной дисциплины относятся:

1) невыполнение сотрудником  обязанностей, установленных

подпунктами 1, 3 и 7 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;

2) утрата сотрудником  документов, предоставляющих право

перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия;

3) прогул (в том числе  отсутствие сотрудника на службе  более трех часов в течение  установленного ежедневного служебного  времени) без уважительных причин;

4) появление сотрудника  на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или  токсического опьянения;

5) несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников  статьей 7 Федерального закона «О  службе в таможенных органах  Российской Федерации».

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение. При необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с вынесением соответствующего заключения по ее результатам. Отказ сотрудника от дачи письменного объяснения по поводу совершенного им проступка не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

На сотрудников могут налагаться следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов.

Дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке, не считая времени болезни сотрудника или пребывания его в отпуске, а по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности — не позднее 2 лет. Оно не может быть применено во время болезни сотрудника, в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев.

Сотрудник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня его наложения он не подвергался вновь дисциплинарному взысканию. Обжалование дисциплинарного взыскания начальнику вышестоящего таможенного органа осуществляется сотрудником в течение трех месяцев со дня ознакомления с соответствующим приказом, а по вопросам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении.

 

 

Заключение

 

Основой понятия "должностное лицо" является его правовой статус. Под правовым статусом должностного лица следует понимать урегулированное нормами права положение должностного лица, выражающееся в наличии у него дополнительных прав и обязанностей, необходимых для осуществления служебной деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, а также в других организациях независимо от формы собственности, и определяющее пределы его ответственности. Правовой статус должностного лица составляют следующие элементы: должность, функции, полномочия и гарантии их реализации, ответственность.

В результате анализа законодательства РФ была определена система нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус должностных лиц таможенных органов. Иерархия данных нормативно-правовых актов имеет следующий вид:

  1. Конституция РФ;
  2. Федеральные Законы. Основным нормативно-правовым актом, определяющим статус должностных лиц таможенных органов является специальный Федеральный закон от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
  3. указы Президента, а также постановления и распоряжения Правительства РФ;
  4. подзаконные нормативно-правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов;
  5. должностные инструкции.

Информация о работе Нормативное регулирование правового статуса должностных лиц таможенных органов