Содержание
Введение ------------------------------------------------------------------------------------
3
- Нормативное регулирование
правового статуса должностных
лиц таможенных органов
------------------------------------------------------- 5
- Особенности прав и обязанностей
должностных лиц
таможенных органов -------------------------------------------------------------
11
- Особенности дисциплинарной
ответственности
сотрудников таможенных органов
------ ------------------------------------- 17
Заключение -------------------------------------------------------------------------------
20
Список используемой литературы
--------------------------------------------------- 22
Введение
Совершенствование системы государственного
управления, применение новых концепций
и технологий менеджмента в значительной
степени связаны с решением задачи повышения
качества и результативности деятельности
органов власти и государственных служащих.
Наравне с другими государственными
органами Российской Федерации система
таможенных органов нуждается в реформировании,
поскольку в настоящее время значительно
возрастают требования к таможенной деятельности
как в связи с увеличением международного
товарооборота и транзитных перевозок,
так и с эволюцией политико-экономических
и социальных условий развития России.
Одним из основных условий эффективной
деятельности таможенных органов является
профессиональный кадровый состав. Его
формирование зависит от многих факторов,
таких как: качественная правовая база;
комплектование штата на конкурсной основе
при объективной оценке кандидатов; социальные
гарантии; формирование кадрового резерва.
В этой связи приобретает особую актуальность
вопросы совершенствования правового
регулирования статуса служащих таможенных
органов, создания социально-экономических
и правовых гарантий, обеспечивающих повышение
эффективности их деятельности, применения
в таможенных органах современных кадровых
и инновационных технологий.
Объектом исследования являются общественные
отношения, складывающиеся в процессе
организации государственной службы в
таможенных органах Российской Федерации,
а также в связи с осуществлением служащими
данных органов прав и обязанностей и
несением установленной законодательством
ответственности.
Предметом исследования выступают законодательные
и иные нормативные правовые акты, в том
числе международные, по вопросам, связанным
с правовым регулированием статуса служащих
таможенных органов.
Цель курсовой работы - раскрыть действующую
систему таможенной политики, направленную
на регулирование экономической и внешнеторговой
деятельности в Российской Федерации;
рассмотреть правовой статус должностных
лиц, проходящих службу в таможенных органах
РФ.
Задачи:
- выявить место и роль таможенной службы
в системе правоохранительной службы
Российской Федерации, определить специфические
особенности данного вида службы;
- проанализировать нормы, закрепляющие
правовое положение служащих таможенных
органов;
- определить и исследовать основные элементы,
составляющие содержание института правового
статуса служащих таможенных органов;
- проанализировать круг прав и обязанностей
служащих таможенных органов;
- охарактеризовать систему ограничений
и гарантий служащих таможенных органов;
- изучить понятие и основания ответственности
служащих таможенных органов
- Нормативное регулирование
правового статуса должностных лиц таможенных
органов
Государственным таможенным
служащим является гражданин Российской
Федерации, исполняющий в порядке, установленном
законом, обязанности по занимаемой им
должности в таможенных органах и организациях
таможенной службы за денежное вознаграждение,
выплачиваемое из средств федерального
бюджета, и которому в порядке, предусмотренном
законом, присвоено специальное звание
или классный чин1.
Данное выше определение позволяет
выделить следующие признаки государственного
таможенного служащего:
- принадлежность к российскому
гражданству;
- замещение должности в таможенных
органах и организациях таможенной службы;
- выполнение обязанностей, определяемых
занимаемой должностью;
- получение за выполнение этих
обязанностей денежного вознаграждения
за счет средств федерального бюджета;
- наличие присвоенного в установленном
законом порядке специального звания
или классного чина;
В соответствии со ст. 2 Федерального
закона «О системе государственной службы
Российской Федерации» система государственной
службы включает такие виды2:
- государственная гражданская
служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба.
Государственная служба предполагает
профессиональную служебную деятельность
граждан России по обеспечению исполнения
полномочий Российской Федерации и ее
субъектов, федеральных и региональных
государственных органов, а также лиц,
замещающих государственные должности
Российской Федерации и ее субъектов.
Служба в таможенных органах
и организациях является федеральной
государственной службой, находится в
ведении Российской Федерации и финансируется
за счет средств федерального бюджета.
Ее правовое регулирование осуществляется
только на федеральном уровне, т.е. Конституцией
РФ, федеральными законами, а также нормативными
правовыми актами Президента и Правительства
РФ. Возможность определения правового
статуса сотрудников таможенных органов
законодательством субъектов Федерации
исключается.
Служба в таможенных органах
построена в соответствии с общими принципами
организации государственной службы в
Российской Федерации, закрепленными
в Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ,
Федеральном законе от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ
"О системе государственной службы
Российской Федерации", Федеральном
законе от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной
гражданской службе Российской Федерации",
в специальном Федеральном законе от 21
июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных
органах Российской Федерации" и ряде
других федеральных законодательных актов.
Принципы государственной службы закреплены
в ст.3 Закона о системе государственной
службы Российской Федерации. Они являются
и основными принципами таможенной службы.
Служба в таможенных органах
основывается на принципе верховенства
Конституции РФ и федеральных законов
над всеми иными нормативными правовыми
актами, должностными инструкциями при
исполнении сотрудниками таможенных органов
должностных обязанностей и обеспечении
их прав3.
Таким образом, самым первым
нормативно-правовым актом, в иерархии
источников, определяющих правовой статус
должностных лиц таможенных органов, является
Конституция РФ.
Например, из положений ст.18
Конституции РФ, согласно которой права
и свободы человека и гражданина определяют
цель применения законов и деятельности
всех государственных органов4. Данное положение означает
закрепление обязанности должностных
лиц признавать, соблюдать и защищать
права и свободы человека и гражданина.
В конечном счете, это определяет смысл
и содержание служебной деятельности
сотрудников таможенных органов
Согласно ст. 15, все сотрудники
таможенных органов обязаны в своей деятельности
неукоснительно соблюдать предписания
Конституции РФ, федеральных законов и
иных нормативных правовых актов.
Согласно ч.4 ст. 32 Конституции
РФ граждане РФ имеют равный доступ к государственной
службе. Исходя из этой конституционной
нормы, таможенная служба основана на
принципе равного доступа граждан к службе
в таможенных органах в соответствии со
способностями и профессиональной подготовкой.
Требования к кандидату на должность в
таможенном органе обусловливаются исключительно
характером должностных обязанностей.
Следующей ступенью в системе
нормативно-правовых актов, определяющих
правовой статус должностных лиц таможенных
органов, являются Федеральные Законы.
Как уже отмечалось, в данную группу входят
Таможенный кодекс таможенного союза,
Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных
правонарушениях РФ, Гражданский кодекс,
Трудовой кодекс РФ, Бюджетный кодекс,
Налоговый кодекс и т.д; Федеральный закон
от 27.05.03 N 58-ФЗ "О системе государственной
службы Российской Федерации", Федеральный
закон от 27.07.04 N 79-ФЗ "О государственной
гражданской службе Российской Федерации",
специальный Федеральный законе от 21.07.97
N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах
Российской Федерации", а также ряд
других федеральных законодательных актов,
например, Федеральный закон от 30.06.02 N
78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников
некоторых федеральных органов исполнительной
власти, других выплатах этим сотрудникам
и условиях перевода отдельных категорий
сотрудников федеральных органов налоговой
полиции и таможенных органов Российской
Федерации на иные условия службы (работы)".
Так, Таможенный кодекс таможенного
союза устанавливает виды и основания
наступления ответственности должностных
лиц, а также условия применения должностными
лицами таможенных органов физической
силы, специальных средств и оружия.
В главе 30 Уголовного кодекса
РФ приведены статьи, предусматривающие
ответственность за так называемые должностные
преступления либо связанные с ними деяния5.
Кодекс об административных
правонарушениях устанавливает административно-правовой
статус должностных лиц таможенных органов
и определяет условия наступления Административной
ответственности в отношении должностных
лиц таможенных органов. В соответствии
с КоАП РФ может, в частности, наступать
за отказ в предоставлении информации,
нарушение установленного законом порядка
сбора, хранения, использования или распространения
информации о гражданах (персональных
данных), непринятие мер по частному определению
суда или по представлению
судьи 6.
Основным нормативно-правовым
актом, определяющим статус должностных
лиц таможенных органов, является специальный
Федеральный закон от 21.07.97 N 114-ФЗ "О
службе в таможенных органах Российской
Федерации". В данном законе закрепляются
условия поступления на службу в таможенные
органы, ее прекращения и восстановления,
порядок присвоения специальных званий,
права, обязанности, и другие особенности
прохождения службы в таможенных органах,
такие как, например, порядок предоставления
отпусков.
Правовой статус гражданских
служащих в таможенных органах определяется
Федеральными законами от 27 мая 2003 года
N 58-ФЗ "О системе государственной службы
Российской Федерации", от 27 июля 2004
года N 79-ФЗ "О государственной гражданской
службе".
Следующей ступенью в рассматриваемой
иерархии являются указы Президента, а
также постановления и распоряжения Правительства
РФ. Они издаются для устранения пробелов
права, для своевременного реагирования
на развивающиеся общественные отношения,
например: Указ Президента Российской
Федерации от 1 июля 2011 г. № 880 «Об отмене
согласованных видов контроля на Государственной
границе Российской Федерации с Республикой
Белоруссия и Республикой Казахстан»7, Постановление Правительства
Российской Федерации от 1 июля 2011 г. №
529 «О мерах по реализации Указа Президента
Российской Федерации от 1 июля 2011 г.
№ 880 «Об отмене согласованных видов
контроля на Государственной границе
Российской Федерации с Республикой Белоруссия
и Республикой Казахстан»8 и т.п.
В соответствии с Таможенным
кодексом таможенного союза, в случаях,
прямо предусмотренных актами таможенного
законодательства и иными правовыми актами
Российской Федерации, федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
в области таможенного дела, и федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области финансов, в пределах своей компетенции
издают правовые акты в области таможенного
дела.
Таким образом, ФТС и Министерство
финансов РФ могут издавать огромное количество
подзаконных нормативно правовых актов,
в том числе и касающихся правового статуса
должностных лиц таможенных органов. В
числе таких правовых актов можно назвать:
Приказ ФТС России от 05.07.2013 № 1253 "Об
утверждении Правил подготовки нормативных
правовых актов Федеральной таможенной
службы и их государственной регистрации"9 и т.д.
Также обязанности сотрудника
таможенного органа по занимаемой должности
определяются должностной инструкцией,
что позволяет отнести должностные инструкции
к числу правовых актов, определяющих
правовой статус должностных лиц таможенных
органов10.
- Особенности прав
и обязанностей должностных лиц таможенных
органов
Правовые основы института
таможенной службы:
- Установлены Федеральным законом «О службе в таможенных органах
российской Федерации» от 21 июля 2007г. №114-ФЗ (с изм.), который выступает как единый законодательный акт, регламентирующий правовые, экономические и организационные основы прохождения государственной службы в таможенных органах.
- Следует учитывать, что деятельность
отдельной категории должностных лиц
в таможенных органах устанавливается
нормами Федерального закона от 27 июня 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (с изм.).