Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:21, реферат
Любая наука не существует без собственных методов исследования и «чем совершеннее методы изучения явлений и чем больше таких методов, тем шире возможности науки». Поэтому таможенное право как наука придает первостепенное значение совершенствованию и обогащению совокупности используемых ею методов.
В частности, применение системного анализа к исследованию механизма правового регулирования таможенных отношений позволило сделать вывод, что сегодня в Беларуси назрела необходимость дальнейшего совершенствования всего комплекса процедур таможенного оформления и контроля с учетом оформления всех видов транспорта, анализа категорий участников внешнеэкономической деятельности, характера оформляемых товаров и других факторов. В этой связи, на наш взгляд, срочно требуется переход на качественно новый уровень таможенного контроля, основанный на системе анализа и управления рисками; а внедрение системы анализа факторов риска приведет к осуществлению «адресного» таможенного контроля. Под «адресностью» в данном случае следует понимать выделение среди всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перемещающих товары через таможенную границу Беларуси, как минимум, трех групп:
1. «Добросовестных» субъектов, то есть действующих на международных рынках на протяжении долгого времени, в течении которого они ни разу не были уличены в коммерческом мошенничестве (уровень риска фактов таможенного оформления товаров, перемещаемых такими предприятиями, будет близок к нулю);
2. «Нейтральных» (с низким уровнем риска факторов таможенного оформления);
3. И, наконец, субъектов «группы риска».
В этой связи в отношении товаров, перемещаемых предприятиями, отнесенными к различным группам риска, должны применяться различные сочетания форм и методов проведения таможенного контроля[9].
Синтез в сфере таможенного права – это процесс объединения в единое целостное образование определенных компонентов, свойств и отношений, выделенных в ходе системного анализа. Например, объединяя законодательство о сезонных и особых пошлинах, о таможенной стоимости товаров, методах ее определения, о тарифных льготах и других, мы получаем самостоятельный перечень законодательных актов о таможенном тарифе, который составляет важнейшую часть таможенного законодательства — Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе». Синтез дополняет системный анализ и является важнейшим средством исследования таможенных явлений и процессов.
Наряду с общими методами познания таможенное право сегодня использует также и частные научные способы воздействия своих норм на поведение людей, на регулируемые этой отраслью таможенные отношения. К числу данных методов относятся, прежде всего, так называемые разрешительный и ограничительно-запретительный методы, каждый из которых имеет свои черты и особенности применения.
Разрешительный метод правового регулирования таможенных отношений предполагает такой характер таможенной деятельности рассматриваемых участников правоотношений, при котором им предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации своих прав, целей и задач. Например, всем лицам на равных основаниях предоставляется право на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном ТК. При этом в процессе реализации указанного разрешительного метода могут использоваться и иные методы воздействия на поведение участников таможенных правоотношений, а именно: делегирующий, рекомендательный и санкционирующий.
Делегирующий метод правового регулирования – это такой способ, при котором законодатель, соответствующий таможенный орган или должностное лицо предоставляет конкретные права и свободы участникам таможенных правоотношений в рамках конкретного раздела таможенного законодательства. Например, дипломатические представительства иностранных государств при соблюдении установленного порядка перемещения через таможенную границу имеют право ввозить и вывозить из Республики Беларусь предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов; одновременно в этом случае никто не вправе воспрепятствовать им в осуществлении своих имущественных и таможенных прав в рамках всей системы таможенных льгот, которые предоставляются отдельным категориям иностранных лиц государством.
Рекомендательный метод правового регулирования таможенных отношений выражается в том, что законодатель предоставляет участникам этих правоотношений самим выбирать те или иные варианты своего поведения. То есть, он рекомендует, задает некую программу таможенной деятельности. Все это делает указанные отношения более гибкими и подвижными. Например, в соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе» органам государственного управления рекомендовано проводить в соответствии с законодательством расследование, которому предшествует применение особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных).
Санкционирующий метод правового регулирования таможенных отношений – это такой способ, при котором законодатель предусматривает тому или иному участнику таможенных отношений право самому принимать решение по интересующим его проблемам, но данные решения в то же время должны быть санкционированы в установленном законом порядке. Например, декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ГТК.
Ограничительно-
Рамки возможного
поведения позволяют здесь
Рамки должного поведения регламентируются с той целью, чтобы общественно-полезная деятельность субъектов таможенных отношений достигла своих целей, но вместе с тем она не должна приводить к серьезным правонарушениям и преступлениям. В противном случае начинает жестко действовать закон и следует соответствующее наказание. Например, воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа на территорию или в помещения, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для проведения такого контроля, либо где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, наступает административная ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об Административных правонарушениях. Эти правила возможного и должного поведения субъекты таможенных правоотношений должны соблюдать.
Таможенное
право имеет дело с неоднородными
общественными отношениями и
с учетом содержательных аспектов самих
таможенно-правовых отношений, здесь
могут применяться и другие методы
правового регулирования –
В области таможенного права может также использоваться и конкретно-социологический метод исследования. Он заключается в анализе, переработке и отборе необходимой информации о рассматриваемых нормах таможенного права, институтах, субъектах таможенного дела в целях проведения конкретных обобщений и принятия определенных юридических решений.
Исследование методов таможенного права предполагает комплексное рассмотрение и принципов этой формирующейся отрасли знаний.
Принципы таможенного права
Принципы
таможенного права – это
Принципы таможенного права, с одной стороны, отражают его объективные свойства, обусловленные закономерностями развития белорусского общества, всей гаммой исторически присущих ему интересов, потребностей, противоречий и компромиссов различных групп и слоев населения. С другой стороны, в принципах таможенного права воплощается его субъективное восприятие членами общества: их нравственные и правовые взгляды, чувства, требования, выражаемые в различных учениях, теориях, направлениях правопонимания. Принципы таможенного права должны рассматриваться с учетом как единства, так и особенностей обеих отмеченных сторон, с позиций сложившегося в юридической науке общего представления об объективном и субъективном в праве.
Принципы
таможенного права выражают главное,
основное в праве, тенденции его
развития, то, на что таможенное право
должно быть ориентировано, устремлено.
В сравнении с таможенно-
Одним из главных принципов таможенного права является принцип верховенства Конституции Республики Беларусь, а также законов над иными нормативными правовыми актами (и прежде всего над актами таможенных органов). Конституция Республики Беларусь, будучи основным источником таможенного права, содержит достаточно ограниченное число юридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву.
Таможенное право в Беларуси строится и функционирует на принципах законности, гласности и учета общественного мнения. Они составляют общеконцептуальную основу таможенного законодательства. Принципом законности пронизаны все статьи ТК, касающиеся ответственности за преступления в сфере таможенного дела, а также за нарушения таможенных правил. При этом с принципом законности сосуществует принцип гуманности, который предусматривает обстоятельства, смягчающие ответственность за нарушение таможенных правил, возможность назначения более мягкой меры взыскания, освобождение от ответственности за нарушение таможенных правил.
Важным принципом таможенного права является также принцип приоритетности интересов государства в определении всей таможенной политики в современных условиях. В статье 2 ТК определено понятие таможенной политики, которая в свою очередь является составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь, определены ее цели и основные средства реализации, включающие в себя:
- установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования;
- осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь;
- участие белорусского государства в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.
Важным принципом
таможенного права является принцип
единства системы таможенной службы
и центра управления ее деятельностью,
т.е непосредственного
С принципом единства таможенной системы непосредственно связан и принцип строгого соблюдения прав и свобод граждан - обжалование действий или бездействия любых должностных лиц в судебном порядке является конституционным правом граждан Белоруссии. Защищать нарушенные права гражданам предоставлено здесь не только в отношении должностных лиц таможенных органов, но и в отношении всех должностных лиц органов государственного управления. Лицо, полагающее, что таможенной службой либо ее сотрудником нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанной службы и ее сотрудников в вышестоящем органе таможенной службы, прокуратуре и (или) суде. Таможенные органы Республики Беларусь и их должностные лица, допустившие неправомерные действия в отношении граждан, предприятий, организаций и учреждений, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Ущерб, нанесенный гражданину, предприятию, организации и учреждению неправомерными действиями таможенными органами республики и их должностных лиц, возмещается в соответствии с законодательством Республики Беларусь. За неправомерные решения, действия или бездействия должностные лица и иные работники таможенных органов республики несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Государственные органы и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от таможенной службы возмещения морального ущерба, причиненного неправомерными действиями сотрудника таможенной службы при исполнении им служебных обязанностей.