Менделеев о таможенной политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 01:36, реферат

Краткое описание

Менделеев сыграл выдающуюся роль в формировании и осуществлении таможенно-тарифной политики России в конце XIX-начале XX в. - тогда уже авторитетнейший ученый с масштабным патриотическим мышлением. Доказывая историческую необходимость индустриализации в России, Менделеев указывает на таможенный тариф как на одну из мер поддержки отечественной промышленности.

Файлы: 1 файл

реферат Менделеев о там. полит..docx

— 37.16 Кб (Скачать)

     6) Протекционизм в его высших законных формах, вызывающих определенные виды промышленности, требует столь осмысленного (со стороны знания естественных условий нахождения сырья в стране, добычи его и торговли, состояния дела в других странах, стоимости производства, цен, меры потребности, родов применения товара и прочее) обложения товаров таможенными пошлинами, что размеры окладов, отвечающих каждому товару, должны подвергаться обсуждению со всех возможных сторон, дабы намеченная цель развития желаемых видов промышленности достигалась с возможною быстротою и с возможно наименьшим нарушением других интересов страны. Скажем более: возбуждающие протекционные пошлины только тогда и достигают своей цели, когда наименее всего ведут к внутреннему монополизму, а особенно тогда, когда производству облагаемых товаров отвечают все условия страны до такой степени, что пошлина вызовет внутреннюю конкуренцию, понижающую цены, возвышающую качество товаров и усиливающую добычу их даже до возможности вывозить избытки перепроизводства в иные страны. Тогда от наложения пошлины выигрывают сперва жители края, где идет производство, потом того государства, которое наложило пошлину, а потом и весь всемирный рынок. Отличным для сего примером может служить пошлина, наложенная на керосин в России. В 60-х годах его ввозили в Россию из Америки, а с 80-х годов стали вывозить из России, до того он подешевел у нас, а через этот вывоз упали и мировые цены этого дешевейшего осветительного материала. Без наложения возбуждающей пошлины, наверное, и до сих пор мы бы освещались американским керосином, и цена его, наверное, была бы всюду много выше современной. И мы бы были в убытках, и мир бы не выгадал, а нефть пропитывала бы подземный песок бакинских земель да, понемножку просачиваясь, постепенно терялась бы даром для человечества.

     7) Возбуждающие протекционные таможенные  пошлины, опираясь на личные  интересы подданных, увеличивают  возможность получения в стране  новых заработков и усиленного  или особого вознаграждения за  личный труд, подобно тому как  за хорошее ученье если даже  не дают прав и привилегий, то предоставляют преимущества  всякого иного рода. Как обучение  части подданных страны, так и  учреждение в ней промышленности  требует особых расходов в  данное время ради интересов  будущих, но с тем коренным  различием, что таможенную пошлину  несет прямо только тот, кто  хочет и кто рассчитывает на  торговые выгоды от ввозимого  товара, а косвенно только тот,  кто сам производительным промышленным  трудом не занимается, а государственная  казна или собранные народные  средства при этом не расходуются,  тогда как при доставлении  образования государство расходует  прямо средства, собираемые со  всего народа. Как свободная торговля  может отвечать только тем  государствам, которые или не  заботятся о развитии силы и средств своей страны, или тем, которые уже прежними заботами достигли до широкого перепроизводства своей промышленности, так и беззаботность государства об образовании своих подданных может определяться или пагубной беспечностью, ведущей к гибели государства, или высшей формой просвещения, достигнутого страной, когда пользу от образования сознали народные массы. Так противоположности сходятся. Здесь видна одна из слабых сторон тех рассуждений, касающихся торговли и промышленности, в которых советуют сперва стране поучиться, а потом приниматься за промышленность. Сущность дела и вся история как просвещения, так и промышленности показывают, что они легче всего и согласно развиваются вместе и одинаково под кровом государства и при его сознательных заботах.

     8) Фискальные таможенные пошлины,  составляющие один из удобных  и всюду практикуемых способов  удовлетворения общих государственных  надобностей, или особый вид  неокладных (косвенных) сборов, подобных  акцизам, отличаются существенно  от протекционных таможенных  окладов тем, что влекут за  собою доходы государственной  казны и влияют на расходы  тех жителей, которые не могут  обходиться без чужеземного добра,  но фискальные пошлины не сопряжены  прямой связью ни с доходами  жителей, ни с их трудовым  заработком, ни с развитием и  разработкой естественных богатств  страны, а потому размеры фискальных  пошлин определяются совершенно  иными соображениями, чем размеры  протекционных пошлин. Однако во  многих случаях таможенные пошлины,  нося сперва характер чисто  фискальный, становятся со временем  протекционными, ибо таково свойство  таможенных окладов. Так, пошлины  на хлопок и виноградные вина  в России сперва были чисто  фискальными, но ныне становятся  уже протекционными, потому что  под влиянием пошлин стало  развиваться русское производство  хлопка и потребление русских  виноградных вин возросло. Отсюда  видно, что резкого различия  фискальных пошлин от протекционных для таких обширных и еще не развивших своей промышленности стран, как Россия, делать не следует, т. е. фискальные пошлины следует обсуждать, сообразуясь с естественными условиями, в стране существующими. Здесь кстати упомянуть один примечательный курьез: Бастиа (Sophismeseconomiques, 1845-1854) и тому подобные софисты, преданные делу свободной торговли, ясно видят необходимость и государственно-народные выгоды фискальных пошлин, их готовы даже защищать. Можно вообще сказать, как это ни странно звучит на первый раз, что есть в мыслях и на деле фритредерские таможенные пошлины. В мыслях фритредеров пошлины фискальные представляют удобство и государственную пользу, народ облегчают. Следовательно, признавая принципиально фискальные пошлины, фритредеры поступают и нелогически или впадают во внутреннее противоречие. Ведь ни в законе, ни в его применении нельзя отличить фискальных пошлин от покровительственных, хотя их легко отличить от отсутствия пошлин, т. е. от принципиального фритредерства. Следовательно, в практике дело сводится на определение размеров пошлин на отдельные товары. Если пошлина равна нулю, то она отвечает свободной торговле, а если не равна нулю для данных товаров, то закон определяет ее размер. И в этом отношении все и всегда таможенные тарифы были и будут равны между собою, ибо часть товаров выпускается беспошлинно. Следовательно, со стороны истории и со стороны логичности, протекционизм, пошлины налагающий, — общее фритредерства. Ведь на уплачиваемых пошлинах не значится — фритредерски-фискальны они или протекционны, хотя в абстракте различие глубоко. Лично я считаю полезным фритредерство, отнесенное к известным товарам, потребным народу и не могущим заменяться своими, местными товарами; оно не только требуется выгодами, но и разумно. Притом оно совместимо с протекционизмом, касающимся других товаров, и с фискальными пошлинами, относящимися к третьим товарам. Таможенная пошлина, наложенная на товар, могущий производиться в стране, но непроизводимый, не может быть названа протекционной, а тем более вызывающей, если она низка и недостаточна для своей цели, или если она парализована иными мерами, например низким внутренним перевозочным тарифом для иностранного продукта и высоким для своего. Словом, размер таможенной пошлины или ее величина по отношению к данному товару составляют главную сущность всего таможенного дела в отношении его к развитию промышленности страны, даже до того, что снятие покровительственной пошлины на хлеб, сделанное много лет тому назад в Англии и теперь составляющее вопрос для многих государств Европы, может быть сделано вовсе не под влиянием фритредерства, а ради покровительства своим фабрикам и заводам, товары которых подорожают от дорогого хлеба. Очевидно, значит, что протекционизм, правильно понимаемый, не может быть чужд свободного входа многих товаров. Даже напротив того: правильно понимаемый протекционизм должен вести к высоким таможенным пошлинам лишь на такие товары, которые в данную эпоху жизни страны спрашиваются в ней, имеют в ней условия для развития и процветания и представляют возможность внутреннего соперничества и такого роста, при котором избытки могут сбываться иным странам. Таким образом, правильным, «толковым» тарифом должно считать только такой, в котором каждый вид и род товаров обсужден в отдельности, а не в каком-либо теоретическом абстракте — фритредеров или протекционистов. Этою точкою воззрения объясняется то обстоятельство, что главное содержание предлагаемой книги сводится на частное рассмотрение условий производства отдельных товаров. По этой же причине, рассматривая статьи русского таможенного тарифа с точки зрения развития русской промышленности, я не стану пропускать товаров, облагаемых чисто фискальными пошлинами, тем более что торговля ими и их перевозка находятся в прямой и тесной связи со всем промышленным развитием России, ее силою и богатством, ради коих и назначаются ее пошлины.

     Список  литературы.

     1. Архив Д.И.Менделеева, т.1, 1951, с.180. (под редакцией С.А. Щукарева)

     2. Самин, Д.К., 100 великих ученых/ Д.К.Самин. – М.: Вече, 2003. – 592с.

     3.  Д. И. Менделеев, Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года. 

Информация о работе Менделеев о таможенной политике