Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:30, реферат
Актуальностью темы реферата является, во-первых, важность квотирования для защиты отечественного производителя от конкуренции с импортными производителям товаров, поступающих на российский внутренний рынок. Во-вторых, квотирование является важнейшим инструментом, позволяющим оградить национальный рынок от потери необходимых для внутреннего потребления отечественных товаров.
Объектом исследования являются товары, перемещение которых через таможенную границу Таможенного союза ограничивается таким инструментом нетарифного регулирования как квотирование.
Введение 3
1. Теоретические основы квотирования товаров 4
1.1 Понятие квотирования товаров и причины его применения 4
1.2 Сущность и виды квот 7
2. Правовые основы квотирования экспорта и импорта товаров в Таможенном Союзе 12
2.1 Порядок квотирования экспорта и импорта товаров и порядок распределения импортных квот 12
2.2 Особенности организации таможенного контроля квотируемых товаров 16
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Более общая классификация квот, не связанная с направлением движения товаров и с целью введения квот, включает такие виды квот, как:
1.Общая, определяемая для государственных нужд;
2.Естественная, связанная
с ограниченностью пропускных
способностей нефтепроводов,
3.Исключительная, вводимая в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства.
При этом следует сказать, что у всех видов квот есть как преимущества, так и недостатки. К преимуществам квот относятся:
1)квота гарантирует
2)она является более
гибким инструментом
3)с помощью выборочного распределения квот государство оказывает адресную поддержку определенным предприятиям.
Недостатки: повышение монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции (т.к. местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, они в условиях достаточного спроса взвинчивают цену), а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий на коррупционной основе.
Таким образом, представленные выше различные классификации видов квот, раскрытые сущности каждого из них, а также выделенные преимущества и недостатки их использования, говорят о многообразии задач, выполняемых квотами в зависимости от направленности перемещения товаров, от целей введения количественных ограничения и от значения той или иной квоты для государства в целом.
2. Правовые основы
квотирования экспорта и
2.1Порядок квотирования
экспорта и импорта товаров
и порядок распределения
Правовое регулирование
квотирования товаров в Таможенном
союзе определяется соглашениями стран-членов
Таможенного союза. Во-первых, Соглашением
от 9 июня 2009 г. «О порядке введения и
применения мер, затрагивающих внешнюю
торговлю товарами, на единой таможенной
территории в отношении третьих
стран». Данное Соглашение о мерах
затрагивающих внешнюю торговлю
устанавливает порядок
1.квоты при экспорте применятся только в отношении товаров происходящих с Единой таможенной территории;
2.квоты при импорте
применяются только для
Перечень квотируемых товаров и размер квот в рамках действующего Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России определяется КТС.
Количественные ограничения
не применяются в отношении
Товары, в отношении которых могут вводиться количественные ограничения экспорта, должны содержаться в перечне товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные ограничения или запреты экспорта. Перечень таких существенно важных товаров утверждается КТС не позднее 30 дней с даты передачи ей полномочий по применению мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран на основании предложений государств-участников ТС.
КТС распределяет объемы экспортной и импортной квот между государствами ТС и определяет метод распределения долей экспортной и импортной квот среди участников внешнеторговой деятельности государств ТС, а также при необходимости распределяет объем импортной квоты между третьими странами.
Распределение объемов экспортной и импортной квот между государствами ТС осуществляется КТС в зависимости от задач, которые предполагается решить введением количественных ограничений с учетом предложений стран-участниц ТС исходя из объемов производства и потребления товаров в каждом из государств ТС.
Распределение импортных
квот между третьими странами, в
случае если КТС принято такое
решение, осуществляется, как правило,
КТС на основе результатов консультаций
со всеми значительными
В случае если распределение
импортных квот не может быть осуществлено
на основе результатов консультаций
со всеми значительными
Выбор предшествующего периода для товара, в отношении которого вводятся экспортная и импортная квоты, осуществляется КТС. При этом, как правило, за такой период принимаются любые предшествующие 3 года, в отношении которых доступна информация, отражающая реальные объемы экспорта и импорта. При отсутствии возможности выбрать предшествующий период экспортная и импортная квоты распределяются на основе оценки наиболее вероятного распределения реальных объемов экспорта и импорта. Под реальными объемами экспорта и импорта понимаются объемы экспорта и импорта в условиях отсутствия их ограничений.
Распределение долей экспортной и импортной квот среди участников внешнеторговой деятельности осуществляется государствами-участниками ТС методом, определяемым КТС, и основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения долей экспортной и импортной квот и недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.
Причем в рамках установленных квот экспорт и импорт товаров может осуществляться только по лицензиям. Порядок лицензирования определен Соглашением от 9 июня 2009 г. «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами». Квоты же распределяются двумя методами:
1.конкурс - процедура распределения
квот, которая организуется
2.аукцион - квоты разделяются на лоты и покупаются. На сегодняшний день они отменены.
Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот утверждено Постановлением Правительства РФ №1299 от 31 октября 1996 г.В соответствии с положением проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот происходит в пределах общей квоты, введенной решением КТС.
Целью данного положения
является организация согласованных
действий федеральных органов
Таким образом, решением КТС определяется конкурсом или аукционом будут распределяться квоты.
При этом конкурсы бывают открытые
и закрытые. Открытый конкурс - конкурс,
в котором могут принимать
участие любые участники
Организуется конкурс Минпромторгом и включают в себя следующие этапы:
1.определение предмета конкурса;
2.определение формы
3.подготовка и публикация в средствах массовой информации объявления о проведении конкурса;
4.определение потенциальных участников закрытого конкурса и направление им приглашений;
5.составление инструктивных материалов с целью проведения предварительной квалификации претендентов для допуска к участию в открытом конкурсе;
6.подготовка конкурсной документации с привлечением консультантов и распространение ее среди претендентов на коммерческих условиях;
7.прием конкурсных предложений от претендентов;
8.проведение предварительной квалификации;
9.оценка поступивших конкурсных предложений и выявление победителя конкурса;
10.подписание с победителем
конкурса соглашения об
Аукционная же продажа
квот производится российскими товарными
биржами на основании соглашения
о взаимодействии между этими
биржами и Министерством
Таким образом, распределение квот на таможенной территории таможенного союза регулируется как соглашениями между странами-участницами ТС, так и национальными нормами законодательства, причем квотирование осуществляется с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке стран-участниц ТС, для достижения взаимных договоренностей на переговорах, а также в качестве ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.
2.2Особенности
организации таможенного
Таможенное оформление товаров в рамках экспортных и импортных квот осуществляется в соответствии с Соглашением от 9 июня 2009 г. «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» при наличии лицензии на экспорт и импорт таких товаров, выданной уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств ТС.
Причем сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля регламентирован решением КТС от 22 июня 2011 г. № 687 «О положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров», а также приказом ГТК России от 15 декабря 2002 г. № 1342 «О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров», применяемым в части не противоречащей решению КТС №687 в соответствии с письмом ФТС РФ от 27.07.2011 N 01-11/35615.
Первое на что обращает внимание должностное лицо таможенного органа в отношении определения по квоте ввозится товар или нет при проверке таможенной декларации – это графа 39 Декларации на товары, в которой указывается остаток выделенной квоты, при этом декларируемые товары не учитываются в определении остатка квоты (вычитаются только раннее ввезенные/вывезенные товары в рамках установленной квоты).
В отношении квотируемых товаров до представления декларации на товары оригинал лицензии представляется владельцем для постановки на контроль в таможенный орган того государства - члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован владелец лицензии, а именно:
1.в таможенный орган,
в подчинении которого
2.в таможенный орган
по месту нахождения владельца
лицензии, если планируется произвести
таможенное декларирование
Причем владелец лицензии либо уполномоченное надлежащим образом им лицо одновременно с оригиналом лицензии представляет в таможенный орган письменное заявление о постановке лицензии на контроль в произвольной форме с необходимыми сведениями, установленными решением КТС №687. Постановка лицензии на контроль осуществляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации заявления в таможенном органе. В случае отказа от постановки лицензии на контроль таможенный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации в таможенном органе заявления, направляет ее владельцу письменный отказ в постановке лицензии на контроль с приложением оригинала лицензии и указанием основания такого отказа.
Перемещение лицензируемых товаров через таможенную границу ТС и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры осуществляются в пределах срока действия лицензии.Товары, в отношении которых установлены меры НТР, в том числе и квотируемые, допускаются к выпуску также в пределах срока действия лицензии.
Выпуск квотируемых товаров таможенными органами (структурными подразделениями) осуществляется в соответствии с наименованиями товаров, указанными в заверенной копии лицензии, и в количестве, не превышающем количество лицензируемого товара, указанное в заверенной копии лицензии.
Таким образом осуществляется
таможенное оформление и таможенный
контроль квотируемых товаров, причем
к перемещению через таможенную
границу Таможенного союза
Заключение
Таким образом, в данной работе проанализировано квотирование экспорта и импорта товаров и применение его в условиях функционирования Таможенного союза. На основании материала, изложенного в данном реферате можно сделать следующие выводы:
1.квотирование как один
из наиболее распространённых
способов нетарифных
2.квотирование – это установление государством на определенный период времени максимального объема экспорта/импорта товара, определенной номенклатуры. Может быть как стоимостным ограничением, так и ограничением в натуральных единицах;