Юридические лица, общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:15, доклад

Краткое описание

Юридическое лицо - это наделенная гражданской правосубъектностью организация, которая имеет в собственности или на основании иного вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления) обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде1.
Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету и, как правило, счет в банке.
Как субъект гражданского права юридическое лицо характеризуется следующими признаками: имущественной обособленностью и юридической самостоятельностью.

Файлы: 1 файл

Таможенное право.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Лицо, принявшее в соответствии с законом решение о ликвидации юридического лица, обязано незамедлительно  сообщить об этом в государственный  орган, ведущий Единый государственный реестр, для внесения в него сведения о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. При этом назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и определяются сроки и порядок ликвидации.

По окончании срока  для предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации, и на основании которого удовлетворяются требования кредиторов. Если средств баланса недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.

В соответствии с принципами, установленными в отношении граждан, требования кредиторов удовлетворяются  в следующей очередности:

первая очередь - требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью;

вторая очередь - требования по выходным пособиям и оплате труда  лиц, работающих по трудовым и авторским  договорам;

третья очередь - требования по обязательствам, обеспеченным залогом  имущества ликвидируемого юридического лица;

четвертая очередь - задолженность  по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

пятая очередь - расчеты с  другими кредиторами.

Требования кредиторов, предъявленные  после установленного срока, не признанные ликвидационной комиссий и не удовлетворенные из-за недостаточности имущества, считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами составляется ликвидационный баланс (завершающий). В Гражданском кодексе РФ (п. п. 4 - 6 ст. 63), других нормативных актах предусмотрены особые случаи, связанные с удовлетворением требований кредиторов. После удовлетворения требований кредиторов оставшееся имущество передается учредителям (участникам), имеющим в отношении этого имущества в соответствии с законом вещные или обязательственные права.

В правоприменительной  практике процесс ликвидации юридического лица занимает длительное время, требует  совершения большого числа юридических  действий, проведения фискальных проверок и т.д.

Ликвидация  юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

1.9. Как и в отношении граждан - индивидуальных предпринимателей, Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность признания судом юридического лица (коммерческой организации, потребительского кооператива, фонда) несостоятельным, то есть банкротом, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Такое признание влечет за собой ликвидацию юридического лица. Указанные выше юридические лица могут совместно с кредиторами по своей инициативе принять решение о добровольной ликвидации по этому основанию5.

Все эти вопросы, а также многие другие вопросы  о признании юридического лица несостоятельным, в том числе процедуры по оздоровлению экономического и финансового положения организации, назначению «внешнего управляющего», другие процедурные проблемы, детально отрегулированы в Законе о несостоятельности (банкротстве).

2. Таможенные органы

 

2.1. Таможенный  орган - это государственный орган, регулирующий правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. Таможенными органами РФ являются государственные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело и занимают в системе исполнительной власти специфическое место. Эта специфика определяется выполняемыми ими задачами и функциями. Выполнение возложенных задач, в свою очередь, обуславливает особенности исполнительной деятельности таможенных органов6.

Как органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертами:

1. Будучи самостоятельной  составной частью системы органов  исполнительной власти РФ, таможенные  органы исключительно и непосредственно  осуществляют таможенное дело. Как  и все другие органы исполнительной  власти в РФ, они действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ.

2. Таможенные органы обладают  строго определённой компетенцией  в области таможенного дела. Никакие  государственные органы кроме  Федерального Собрания, Президента  РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов РФ, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в их деятельность.

3. Деятельность таможенных органов по своему юридическому содержанию является распорядительной. В целом таможенные органы наделены широкими полномочиями самостоятельного нормотворчества, правоприменения и правоохраны.

4. Таможенные органы создаются,  реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами исполнительной власти. Государственный таможенный комитет РФ утверждён в составе федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 14 августа 1998 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти.

Финансирование таможенных органов осуществляется за счёт средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти РФ, а также иных предусмотренных законодательством РФ источников. Таможенные органы являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской правоспособностью, имеют печати с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, другие соответствующие печати и штампы, счета (в том числе и валютные) в банках и других кредитных учреждениях.

2.2. Единую систему таможенных органов России можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в общей системе играет определенную роль, возложенную государством на таможенные органы в целом.

В данную систему  входят следующие виды таможенных органов:

1. Региональные  таможенные управления РФ 

2. Таможни РФ.

3. Таможенные  посты РФ.

Границы деятельности региональных таможенных органов могут  как совпадать, так и не совпадать  с границами субъектов РФ и  административно – территориальных  единиц. Взаимоотношения в структуре  таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинён только по вертикали вышестоящим таможенным органам. Вышестоящие таможенные органы направляют и контролируют деятельность нижестоящих, их решения обязательны для нижестоящих таможенных органов. Для таможенных органов как единой системы государственных органов, характерно:

  • Единство цели: осуществление единой таможенной политики
  • Единство задач: эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирование товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и др.

Таможенные  органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Закон РФ «О таможенном тарифе» являются единой базой всего механизма правового регулирования таможенных отношений, затрагивают все основные вопросы, возникающие в практической деятельности таможенных органов.

На предприятия, организации и учреждения системы  таможенных органов полностью распространяется гражданское законодательство. Вместе с тем административно-правовой статус системы таможенных органов имеет особенности – они учреждены государством.

2.3 Общие принципы  организации таможни - в непосредственном подчинении таможни находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные посты Российской Федерации, за исключением таможенных постов, непосредственно подчиненных вышестоящим таможенным органам7.

Таможня в своей  деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами, а таможня, непосредственно подчиненная Управлению, также и правовыми актами Управления. Таможня решает возложенные на нее задачи через подчиненные ей таможенные посты во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями и гражданами.

Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати и штампы, текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в банках и иных кредитных организациях. Финансируется таможня за счет средств федерального бюджета, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников. Кроме всего перечисленного таможня является правоохранительным органом Российской Федерации, а также обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества, являющегося федеральной государственной собственностью.

2.4. Функции таможенных органов.

Функции таможенных органов представляют собой основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов  с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый «набор» функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.

Функции таможенных органов8:

1) участвуют  в разработке таможенной политики  Российской Федерации и реализуют  эту политику;

2) обеспечивают  соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

3) обеспечивают  в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;

4) защищают экономические  интересы Российской Федерации;

5) применяют  средства таможенного регулирования  торгово-экономических отношений;

6) взимают таможенные  пошлины, налоги и иные таможенные  платежи;

7) участвуют  в разработке мер экономической  политики в отношении товаров,  перемещаемых через таможенную  границу Российской Федерации,  реализуют эти меры;

8) обеспечивают  соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

9) ведут борьбу  с контрабандой, нарушениями таможенных  правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым  через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

10) осуществляют  и совершенствуют таможенный  контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу Российской  Федерации;

11) ведут таможенную  статистику внешней торговли  и специальную таможенную статистику  Российской Федерации;

12) ведут Товарную  номенклатуру внешнеэкономической  деятельности;

13) содействуют  развитию внешнеэкономических связей  республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

14) содействуют  осуществлению мер по защите  государственной безопасности, общественного  порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

15) осуществляют  контроль за вывозом стратегических  и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

16) осуществляют  валютный контроль в пределах  своей компетенции;

17) обеспечивают  выполнение международных обязательств  Российской Федерации в части,  касающейся таможенного дела; участвуют  в разработке международных договоров Российской Федерации, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

18) проводят  научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

19) обеспечивают  в установленном порядке Верховный Совет Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

20) реализуют  единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.

Приведенный перечень показывает, насколько многообразной  является деятельность российских таможенных органов. При этом следует обратить внимание на один существенный момент. Таможенные органы призваны обеспечить соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступая при этом как исполнительно-административные органы, в таможенные органы время как исполнительный характер, действующий в тех или иных областях управления, характерен в целом для административно-правового регулирования. При этом деятельность таможенных органов характеризуется так же и правоохранительной направленностью. Они принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; и в процессе осуществления своих функций таможенные органы действуют именно как правоохранительные органы - в частности, осуществляют борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и таможенного законодательства.

Информация о работе Юридические лица, общая характеристика