Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:45, реферат
Задача устранения внешних препятствий на пути российского экспорта важна для реализации огромного потенциала, которым обладает Россия в высокотехнологичных и других отраслях с высокой степенью переработки продукции. Это - необходимое условие для преодоления «сырьевой» направленности российского экспорта.
Сохранение позиций на внешних рынках и дальнейшее наращивание экспорта требуют решения проблем доступа на внешние рынки, устранения необоснованных ограничений в отношении российского экспорта и угрозы их применения в будущем.
Процедура присоединения к ВТО
предусматривает обязательное
Получение Россией выгод из присоединения
к ВТО далеко не безусловно и по другой
причине. Известная поправка “Джексона-Вэника”,
принятая в 70-е годы в США к закону о торговле
и запрещающая применять в отношении группы
стран, включая Россию, недискриминационный
торговый режим, сохраняет свое действие
и поныне. И хотя в 1994 г. статус России был
несколько изменен, в соответствии с этой
поправкой, Россия не может рассчитывать
на безоговорочное предоставление ей
режима наибольшего благоприятствования.
21.
Отменить ее может лишь конгресс США, который пока делать это не намерен.
По мнению наиболее
22.
7.
ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ
РОССИИ В ВТО
При вступлении в систему ВТО Россия получит не только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие обязательства в области импортной политики.
Эти обязательства, несомненно, повлекут
за собой необходимость
В действительности
Итак, членство в ВТО - это не
просто вступление в клуб избранных, а,
скорее, принятие обязательств, построенных
на взаимной основе. Рассмотрим основные
проблемы внешнеторгового режима России
в контексте требований, предъявляемых
к ней в связи с вступлением в ВТО.
23.
7.1 УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные институциональные
Однако вовлеченность государства во внешнеторговую деятельность в разных формах остается на достаточно высоком уровне. Так, двусторонние межправительственные соглашения, заключенные Россией со странами СНГ, сохраняют признаки государственного контроля за внешней торговлей. Большинство этих соглашений, имеющих сходную структуру, определяет объем взаимных поставок и фиксирует их цену на уровне, часто оказывающимся ниже уровня цен мирового рынка.
Наряду с двусторонними соглашениями со странами СНГ другие сектора внешней торговли также были подвержены вмешательству государства. В 1992 и 1993 годах государство осуществило импортные закупки на сумму в 20 млрд. и 12 млрд. долларов соответственно. Зачастую финансируемый за счет внешних займов импорт состоял в основном из пшеницы и фармацевтических товаров. В сфере экспорта торговля так называемыми “стратегически важными товарами”, такими как сырая нефть, электроэнергия, удобрения, рыба, икра и древесина - составляющими существенную долю российского экспорта - также являлась предметом жесткого административного регулирования со стороны государства. Так, фирмы, намеревающиеся экспортировать эти товары должны пройти процедуру регистрации и получить в МВЭС соответствующую лицензию. Поэтому, несмотря на то, что правительство настаивает на распределении экспортных лицензий между несколькими конкурирующими фирмами, чтобы избежать монополизации рынка, сама процедура лицензирования является по сути одной из форм нетарифных ограничений, препятствующих выходу на рынок новых экспортеров. Кроме того, введенный в начале 1994 года “паспорт сделки”, дающий возможность банкам контролировать возврат инвалютных доходов российских экспортеров, - еще один пример усиления контроля за внешнеторговой деятельностью.
Продолжающийся процесс
24.
Итак, несмотря на то, что существенный
прогресс в решении проблемы государственного
вмешательства во внешнеторговую деятельность
очевиден, некоторые области все еще находятся
под централизованным контролем. Прежде
всего, речь идет о двусторонних торговых
отношениях России со странами СНГ и об
экспорте стратегического сырья.
7.2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА
Российская Федерация
Таможенный Тариф Российской Федерации, введенный в середине 1992 года, содержит четыре колонки: I) наименее развитые страны (нулевая ставка); II) развивающиеся страны-члены Общей Системы Преференций (1/2 базовой ставки по режиму наибольшего благоприятствования (РНБ); III) страны, которым предоставлен РНБ (так называемая базовая ставка); IV) страны, которым не предоставлен РНБ (двойная базовая ставка). Пошлинами облагается около 70% импорта России. На момент введения Тарифа базовая ставка РНБ составила в среднем 5%. Однако неоднократные пересмотры ставок Таможенного Тарифа в период с 1993 по 1995 год привели к значительному увеличению средней ставки и дифференциации тарифов, причем, если изменение ставок Тарифа в 1992 - 1993 годах объяснялось соображениями фискального характера, то изменения 1994 - 1995 годов, вероятно, явились ответом на давление со стороны промышленных и сельскохозяйственных отраслей, почувствовавших растущую иностранную конкуренцию.
В дополнение к таможенным пошлинам, импорт в Россию облагается таможенным сбором, составляющим 0.15% от стоимости товара.
Другая
проблема связана с применением
таможенных формальностей. Пресловутая
неразвитость таможенной службы создает
существенные затруднения при использовании
глубоко дифференцированного
В настоящее время различные
товары ввозятся в Российскую
федерацию беспошлинно: мясо, рыба,
молоко, пшеница, цинк, локомотивы, холодильники,
медицинский инструмент, сельскохозяйственная
техника, пластмассы и т.д. С
февраля 1993 года большая часть импортных
товаров, за исключением продовольственных
товаров, медикаментов и обуви, облагается
20% налогом на добавленную стоимость.
25.
Целый ряд товаров (предметы роскоши, табачные изделия и спиртные напитки) облагается акцизом, ставки которого могут составлять от 10 до 250% от таможенной стоимости товара.
Импортное лицензирование распространяется на ограниченную долю импорта (3%).
Доходы государственного
Как уже отмечалось, наиболее
значительное достижение в области либерализации
импорта связано с упразднением системы
централизованного импорта в 1994 году.
Однако недавнее увеличение ставок таможенного
тарифа свидетельствует о неустойчивости
процесса либерализации импортной политики,
возникающей, вероятно, благодаря протекционистскому
давлению со стороны некоторых отраслей,
традиционно имеющих в распоряжении мощные
политические рычаги - сельскохозяйственный
сектор, автомобильная промышленность.
Являющиеся следствием подобного давления
выборочные повышения ставок таможенного
тарифа создают риск углубления и без
того существенных отраслевых диспропорций.
Наконец, слишком частые корректировки
таможенных пошлин и процедур делают импортное
регулирование мало предсказуемым, ухудшая
тем самым общие условия внешнеторгового
режима страны.
7.3
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА
Большая часть экспортных
Экспортные пошлины, введенные
в январе 1992 года, распространяются,
прежде всего, на природные
ресурсы и затрагивают около
75% российского экспорта. За год
количество товарных групп,