История Ростовской таможни

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:00, реферат

Краткое описание

15 декабря Ростовской таможне, как преемнице Темерницкой таможни, исполнилось 260 лет. Ростовские таможенники помнят и чтут свою историю. Должностными лицами аппарата Южного таможенного управления и Ростовской таможни была проведена большая научно-изыскательская работа по выявлению материалов, подтверждающих начало профессиональной таможенной деятельности в г.Ростове-на-Дону в 1749 году

Файлы: 1 файл

15 декабря Ростовской таможне.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

15 декабря Ростовской  таможне, как преемнице Темерницкой  таможни, исполнилось 260 лет. Ростовские  таможенники помнят и чтут  свою историю. Должностными лицами  аппарата Южного таможенного  управления и Ростовской таможни  была проведена большая научно-изыскательская работа по выявлению материалов, подтверждающих начало профессиональной таможенной деятельности в г.Ростове-на-Дону в 1749 году. На основании результатов проведенной работы руководителем федеральной таможенной службы А. Бельяниновым был подписан приказ ФТС России от 25.11.2009 № 2144 «Об установлении исторической даты основания Ростовской таможни».

 

15 декабря в 14 часов  30 минут в сквере на городской  набережной (напротив Южного таможенного  управления) состоялась закладка  памятной доски с текстом «На этом месте будет установлен памятный знак, посвященный 260-летию со дня образования Темерницкой таможни». Сам памятный знак планируется установить в 2010 году.

 

Место закладки выбрано  не случайно. Именно здесь располагалось  поселение «Темерницкая таможня», потом этот район назывался Доломановским форштадтом – в честь казаков-доломанов, когда-то охранявших таможню. В трех кварталах отсюда хорошо сохранилось здание, в котором после гражданской войны располагалось управление Южного таможенного округа.

 

15 декабря 1749 года императрица Елизавета Петровна по представленному прошению атамана Даниила Ефремова об уничтожении таможни в городе Черкасске издает Указ “...о основании таможни в стороне от крепости Св. Анны в пристойном для этого месте в устье реки Темерник против урочища Богатый колодезь”, в котором предлагается “...взимать портовые и внутренние пошлины по тарифу, торговому уставу и указам, как и в других пограничных таможнях”.

 

Весной 1750 г. около Богатого источника начались строительные работы. Солдатами и каторжниками были построены пристань, пакгауз, здание портовой Темерницкой таможни, карантин, помещение для служащих гарнизона. Первым директором таможни назначается Чернцов.

 

В 1751 г. комендант крепости Святой Анны обратился в Сенат  с просьбой о переводе купцов, живущих в крепости, в Темерницкую таможню, "для наилучшего развития торговли с иностранцами". И действительно, с постройкой Темерницкой таможни почти вся внешняя торговля перешла сюда из Черкасска. После окончания строительства порт, образованный рядом, получает название Темерницкого. Он в то время был единственным русским портом на юге России. Через него в Россию ввозили вина, ткани, бумагу, табак, красное дерево. Вывозили же за границу железо, чугунные котлы, икру, парусину, лес. На берегу Дона были возведены склады /ныне Парамоновские /для привозимых товаров, около них строили свои домики иностранные и русские купцы, а приходящие работные люди - многочисленные землянки. Так в районе Богатяновки от Границы (ныне Театрального проспекта) возникла Купеческая слобода.

 

Но с созданием Темерницкой  таможни развивалась не только торговля с заморскими странами. На правом берегу пограничной тогда реки Темерника  осенью собирались огромные "татарские  базары", куда приезжали нагайцы  с большими стадами овец, коров и лошадей, черкесы с бурками, седлами и изделиями из кожи, крымские татары с солью, русские купцы с холстом, металлическими изделиями и ситцем. Для защиты этого важного торгового поселения и всего Нижнего Дона от набегов турецких захватчиков и крымских татарских орд, а также "чтобы держать в страхе донских казаков" было начато строительство мощной крепости (1761-1763 гг.), названной крепостью Св. Дмитрия Ростовского, в честь известного церковного деятеля петровских времен. Крепость была построена не только для охраны границ, но и для сдерживания в повиновении казаков. При наличии столь надежной охраны поселения, его население как пришлым, так и торговым людом многократно увеличивается. Так был основан город Ростов-на-Дону. Первым документом, регламентирующим таможенную деятельность на Дону, была особая инструкция на выбраковку ладана, присланная 25 июня 1759г.

 

С продвижением России к  Азовскому и Черному морям  внешняя торговля получает всё большее  развитие. К 1850 г. в Ростове были открыты  консульства Австро-Венгрии, Аргентины, Бразилии, Германии, Греции, Испании, Персии, Португалии, Турции, Франции, Швеции. Через город экспортируется огромное количество зерна, леса, меда. В Россию ввозятся фрукты, вина, мануфактура.

 

С 1831 по 1847 годы принимался ряд мер по устройству таможенной части на Кавказе и Закавказье, причем таможенное управление было поставлено в непосредственное подчинение главному местному начальству - царскому наместнику, который одновременно был главнокомандующим войсками на Кавказе.

Создается схема взаимодействия таможен со всеми структурами  государства. Так, во время Крымской войны 1853-1856 гг., от “М.В.Д. Таганрогскаго  Военного Губернатора” в Ростовской таможенной заставе 30 сентября 1854 года за №542 получена оперативная ориентировка: “До сведения Господина исправляющаго должность Новороссийскаго и Бесарабскаго Генерал-Губернатора что будто бы, англичане сделавшие высадку в Крыму, привезли с собою значительное число фальшивых кредитных билетов разнаго достоинства....”

 

В конце XIX в. был образован Южный таможенный округ, в состав которого входили Таганрогская главная складская таможня, Ростовская таможня и Ейская таможенная застава.

Выгодное географическое положение в устье одного из важнейших  в империи водных путей, охватывающего громадные производительные районы на юго-востоке России, в совокупности с тремя железными дорогами и предприимчивой энергией, населения создали из Ростова крупнейший торгово-промышленный центр.

 

В период 1873-1874 г.г. Ростовская Застава имеет статус Ростовской таможни 3-го класса, а в 1881 году она переименовывается в Ростовскую таможню, получает статус 1-го класса с правом применения штата Николаевской таможни и с последующим увеличением штата, полномочий и средств технической оснащенности. В таможне имелись: химическая и механическая лаборатория, музей товаров для классификации по таможенному тарифу, библиотека и архив. Для этого в 1900 году было построено новое трехэтажное здание таможни, сохранившееся и в наше время, на углу пер. Халтуринского и ул. Темерницкой. В нем проживала и некоторая часть сотрудников таможни.

 

В 1917 г. на Дону провозглашается  Донская Республика Всевеликого  Войска Донского. Работа Ростовской таможни  продолжается в соответствии с Таможенным Уставом Российской Империи, хотя в остальной части России таможенники работают в соответствии с Декретом “О борьбе с контрабандой”. Согласно этому Декрету контрабанда наказывалась расстрелом. Ростовские таможенники за основу Таможенного Устава взяли старый Устав с внесенными изменениями под условия нового режима. Происходит частичная, а впоследствии и полная национализация внешней и внутренней торговли России.

 

В июне 1918 г. Департамент  таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного  контроля с переподчинением его  Наркомату торговли и промышленности, который в июне 1920 г. был преобразован в Наркомат внешней и внутренней торговли (НКВТ), в ведение которого перешло управление таможенным делом.

Весной 1920 года на Дону провозглашена  Советская власть. Происходит реорганизация Ростовской таможни. Она переименовывается Южную Окружную таможню. При этом учреждается Южный таможенный Округ. Он располагается в Ростове н/Д по адресу: ул. Темерницкая 47.

 

 

К концу 20-х годов страна начинает подниматься из руин. Строятся новые  заводы, восстанавливаются разрушенные. Основные фонды Ростовской таможни требуют капитального ремонта, а в условиях постепенно развивающейся внешней торговли на юге России, в дополнительной штатной численности. Так, в документах за 1929 год, предусматривается финансирование для капитального ремонта и строительства, новое расширенное штатное расписание на 1929-1930 годы.

Следом приходит указание за подписью начальника Главного Таможенного Управления НКВВТ Винокура, в котором говорится, что часть дел должна быть передана Новороссийской таможне, часть - в архивное бюро. Кроме того, “... главное здание таможни ... передать в постоянное пользование Азовской конторе С.Т.Ф. по соглашению с исполкомом. Территория и здания передаются в постоянное пользование потому, что в данном месте таможня возможно никогда не будет открыта”.

 

Прошли годы. Необходимость таможни  на Дону стала очевидной. Сегодня  Ростовская таможня является одной  из крупнейших таможен Юга России – это более 1000 опытных сотрудников, современный центр таможенного оформления, воздушный, речной, морской, железнодорожный и автомобильные пункты пропуска, склады временного хранения, современная материально-техническая база. Регион деятельности таможни составляют 28 районов Ростовской области, 12 городов областного подчинения. Протяженность границы с Украиной – 152 километра, включая морскую и прибрежные зоны. Ростовская таможня оформляет свыше 60 тысяч деклараций в год, с ней сотрудничают более трех тысяч участников внешнеэкономической деятельности.

 

В настоящее время Ростовская таможня решает те же задачи, что и 260 лет назад содействие развитию внешней торговли и защита экономических интересов России.

 

 

 

 

 

История Ростова-на-Дону

 

 

Основан в 1749 году.

 

 

 

В 1756 году в городе основана международная  торговая компания.

 

В 1783-1784 годах комендантом города назначен А. Суворов. В 1835 году в Ростове  утверждена таможня и разрешена  международная отпускная торговля. В 1863 году город включён в состав Области войска Донского. К 1914 году в Ростове действуют консульства семнадцати иностранных государств.

 

 

 

Началом истории Ростова-на-Дону является правительственный указ от 15 декабря 1749 года об учреждении Темерницкой  таможни. Территория Приазовья издавна  была известна русским казакам, ведшим здесь упорную борьбу с турецким владычеством с XVII века. В конце века в эту борьбу активно включился молодой царь Пётр I, хорошо понимавший, что без выхода к морю Россия не может расширять экономические и культурные связи с другими государствами. Сохранилось предание, что уже тогда, в период Азовских походов 1695-1696 годов, на берегу реки Темерник царь посадил дуб и обратил внимание на обильный источник хорошей питьевой воды, находившейся чуть выше устья Дона, названный Петром Богатый Колодец. После взятия Азова на территории будущего Ростова появились промысловые станы живущих выше по дону казаков, занимавшихся рыбным промыслом, а в 1713 году бурлаки основали здесь свой стан Полуденку. Из-за неудачных военных действий русской армии в войне с Турцией в начале XVIII века Россия вновь была оттеснена от Азовского побережья. У России осталась в этих местах единственная крепость - крепость Святой Анны, сооружённая в 1731 году на острове при впадении в Дон реки Аксай. Она стояла далеко от устья Дона и берегов Азовского моря и не могла быть надёжной защитой от врагов. Землю, на которой впоследствии расположился город Ростов-на-Дону, разделяла на две части русско-турецкая граница. Лишь в 40-е годы XVIII века эти земли полностью и навсегда отошли к России.

 

 

 

Присоединение Приазовья оживило экономику края, возродило древний торговый путь п Дону к Азовскому морю, привлекло в эти места людей. В устье Дона быстро выросли новые поселения. Развитие торговли требовало усиления государственного контроля, а угроза нападений кочевников вынуждала правительство заботиться об охране этой территории. Центром казачества, охранявшего часть южных границ России, был город Черкасск. Здесь и решили устроить таможню для взимания торговых пошлин в государственную казну. Однако казакам это не понравилось: с возникновением таможни они лишались возможности взимать пошлины в свою пользу. Атаман Ефремов обратился к императрице Елизавете с просьбой перенести таможню в другое место, например, в крепость Святой Анны, расположенной выше Черкасска. Елизавета пошла казакам на уступки и повелела перенести таможню, но в низовья Дона, то есть до Черкасска. Этим она удовлетворила просьбу казаков, одновременно соблюдая государственные интересы. Её указ гласил: "Для сбору тарифов и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров таможню учредить по реке Дону вверх от устья реки Темерник против урочища, называемого Богатый Колодезь".

 

 

 

К весне 1750 года в новой  таможне выстроили пристань, пакгауз, карантин, помещение для гарнизона. Здесь в 1756 году была основана международная торговая компания, а Темерницкий порт стал единственным русским портом на юге России, через который велась торговля со странами Азоавского, Чёрного и Средиземного морей. Для защиты от набегов степняков и нападений турецких отрядов в начале 60-х годов здесь началось строительство мощной крепости по проекту  русского военного инженера Деденева. В апреле 1761 года крепость назвали Ростовской в честь митрополита ростовского и ярославского Дмитрия, незадолго до этого причисленного Русской православной церковью к лику святых. Крепость имела форму 9-лучевой звезды, которая вписывалась в окружность почти четырёх километров, два её форштадта, Доломановский и Солдатский, располагались вдоль берега Дона. В крепость вели Георгиевские и Архангельские ворота, не считая въезда со стороны реки. Внутри располагались семь продольных и семь поперечных улиц, а территория была застроена различными зданиями для размещения гарнизона и хранения запасов вооружения. Со временем здесь же возвели дома для купечества и духовных лиц, торговые лавки, харчевни, питейные дома, тюрьму и другие строения. Гарнизон крепости насчитывал более четырёх тысяч человек, ещё тысяча проживала в окрестных слободах. Кроме постоянных жителей, на работы в порт регулярно приходило до трёх тысяч человек, выходцев из Украины, селившихся по хуторам и станицам рядом с крепостью. Ростовский порт быстро стал известен в России и за границей, привлекая всё больше русских и иностранных купцов. Из Греции и Турции сюда везли вина, сок, апельсины, лимоны, финики, изюм, сушёные фрукты, кофе, жемчуг, сафьян, подзорные трубы, дорогие ткани, предметы роскоши. В обмен вывозились дешёвые продукты сельского хозяйства, хлеб, рыба, металл и другие товары. Заграничные товары шли отсюда в глубь  России: в Москву, Смоленск, Казань, Оренбург, Вятку и на многочисленные ярмарки.

Информация о работе История Ростовской таможни