Характеристика таможенных платежей в ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

От таможенных платежей необходимо отличать таможенные сборы: сборы за таможенное оформление и другие аналогичные сборы, а также взимаемые в силу пересечения товарами таможенной границы, но их правовой основой являются национальные нормы государств – членов, действующие в пределах, допускаемых правом ЕС. Таможенные сборы не поступают в бюджет Сообщества.

Оглавление

Введение 3
1. Таможенные платежи в Европейском союзе 6
1.1. Таможенные пошлины в ЕС. Классификация таможенных пошлин 6
1.2. Возникновение таможенной задолженности по уплате таможенных пошлин 12
1.3. Налоги с оборота и акцизы 13
Заключение 16
Список используемых источников 17

Файлы: 1 файл

Характеристика таможенных платежей в ЕС.docx

— 45.04 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение 3

1. Таможенные платежи в Европейском союзе 6

1.1. Таможенные пошлины в ЕС. Классификация таможенных пошлин 6

1.2. Возникновение таможенной задолженности по уплате таможенных пошлин 12

1.3. Налоги с оборота и акцизы 13

Заключение 16

Список используемых источников 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Таможенное право Европейского Союза иногда рассматривается как  узкоспециализированная отрасль, мало связанная с основными отраслями права ЕС. Однако данное мнение не отражает реального положения вещей. Как отмечается в Договоре о создании Европейского сообщества, ЕС «основано на таможенном союзе», кроме того, таможенные пошлины частично формируют бюджет ЕС. Основополагающая роль таможенного союза способствует тому, что таможенное право оказывает влияние на широкий спектр отраслей права и политики ЕС. С одной стороны, таможенное право непосредственно связано с такими внутренними элементами Сообщества, как свобода передвижения и оборота товаров, с другой - оно закладывает фундаментальные основы взаимоотношений ЕС и остального мира, особенно в области торговли и развития. Таким образом, таможенное право является ядром внутренней и внешней политики ЕС, где переплетены полномочия институтов ЕС.

Даже те аспекты таможенного  права, которые кажутся на первый взгляд исключительно таможенными, имеют на самом деле значение во многих областях торговли и сотрудничества. Например, вопросы установления страны происхождения товаров имеют большое значение в регулировании рынков, а определение таможенной стоимости непосредственно связано с размером взимаемых таможенных пошлин.

Кроме того, несомненно, важными  для международной торговли являются появление упрощенной и безбумажной процедуры таможенного оформления, установление института уполномоченного экономического оператора и постоянный акцент на повышение безопасности при обмене информацией в таможенных целях.

Особый интерес таможенное право ЕС представляет для исследователей еще и потому, что в ЕС отсутствуют единые таможенные органы, и вся система таможенного законодательства реализуется на практике таможенными органами государств - членов ЕС, действующими практически как единое целое.

Исторически сложился порядок, при котором пересечение товаром  границ государства влечет за собой  взимание с товара пошлины (сбора) и  прохождение других таможенных формальностей. Момент, когда при пересечении товаром географической (политической) границы появляется необходимость прохождения таможенных формальностей, считается моментом пересечения таможенной границы государства. При этом не всегда момент пересечения таможенной границы совпадает с пересечением границы политической. Более того, в связи с особенностями системы таможенного контроля таможенная граница не всегда совпадает с границей (периметром) таможенной территории.

Таможенные платежи являются экономическим инструментом управления внешнеэкономической деятельностью. Однако такая формулировка недостаточно полно характеризует таможенные платежи. Таможенные платежи - это не столько экономическая, сколько экономико-правовая категория, комплексная категория, представляющая собой симбиоз экономики и права.

Таможенные платежи - это  таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы, взимаемые в установленном порядке с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в доход бюджета при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также в иных случаях, определенных законодательством.

В целом к таможенным платежам относятся таможенные пошлины, налоги с ввозимых товаров и таможенные сборы.

В Европейском Сообществе обязательство по оплате таможенных платежей возникает по общему правилу в момент либо ввоза товаров на таможенную территорию ЕС, либо вывоза товаров за пределы таможенной территории.

Основанием для взимания таких платежей служат нормы права  Европейского Сообщества.

Таким образом, таможенные платежи в ЕС - это обязательные сборы, взимаемые во всех государствах-членах на основе единообразных правовых норм Сообщества на основании факта пересечения товарами его таможенной границы.

В той или иной степени  таможенные платежи служат для формирования собственных средств (бюджета) Сообщества (в доходной части бюджета ЕС 2002 г. доля поступлений от таможенных пошлин составляет 10,8 %, от НДС - 23,6, от сельскохозяйственных пошлин - 1,5 %).

Виды таможенных платежей в ЕС:

  • таможенные пошлины, включая собственно пошлины (импортные либо экспортные), установленные Общим таможенным тарифом ЕС;
  • сельскохозяйственные пошлины и другие сборы в рамках общей сельскохозяйственной политики;
  • антидемпинговые и компенсационные пошлины;
  • сборы, имеющие равнозначный эффект;
  • налоги с оборота (налог на добавленную стоимость);
  • акцизы.

От таможенных платежей необходимо отличать таможенные сборы: сборы за таможенное оформление и другие аналогичные сборы, а также взимаемые в силу пересечения товарами таможенной границы, но их правовой основой являются национальные нормы государств – членов, действующие в пределах, допускаемых правом ЕС. Таможенные сборы не поступают в бюджет Сообщества.

 

 

 

 

 

 

1. Таможенные платежи в  Европейском союзе

1.1. Таможенные пошлины в ЕС. Классификация таможенных пошлин

Цель взимания таможенных пошлин носит, во-первых, защитный характер: пошлины защищают национальных товаропроизводителей. Во-вторых, они могут взиматься в фискальных целях, обеспечивая доходы в бюджет Сообщества. В тех случаях, когда последняя причина является преобладающей, речь идет о таможенных пошлинах фискального характера.

В целом таможенные пошлины выполняют три основные функции:

а) фискальную, которая относится  к импортным и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Если говорить о природе  таможенных пошлин, то существует распространенное мнение, что пошлины аналогичны косвенным налогам, поскольку стоимость уплаченной таможенной пошлины переносится на стоимость товара при его дальнейшем обороте и в конечном счете выражается в цене товара при его продаже конечному потребителю. Тем не менее, в отличие от традиционных налогов с оборота таможенная пошлина взимается только с импортера (экспортера) товара независимо от того, является ли он конечным потребителем или ввозит товары для их дальнейшего оборота внутри страны. Не существует также и системы возврата уплаченных импортных пошлин при последующем вывозе товара (подобно системе НДС), более того, в ряде случаев взимается еще и экспортная пошлина. Другие отличия от косвенных налогов: разная ставка пошлины для разных товаров; возможность освобождения (полного или частичного) от уплаты.

Существует  несколько критериев классификации  таможенных пошлин:

По способу взимания различают:

а) адвалорные - начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров (например, 20 % от таможенной стоимости). Основная масса таможенных пошлин, взимаемых в ЕС, относится к адвалорным. Подобный способ установления размеров им портных и экспортных пошлин связан с повышением роли регулятивной (защитной) функции таможенной пошлины: он позволяет более справедливо регулировать внешний товарооборот в условиях формирования общего рынка. Переход на адвалорный способ взимания пошлин поддерживается также международными торговыми организациями и соглашениями (в частности, правилами ВТО);

б) специфические — начисляются  в установленном размере за единицу  облагаемого товара (например, 10 евро за 1 т). Подобный способ обложения товаров позволяет избежать колебаний в поступлении средств в бюджет при значительных изменениях рыночной стоимости товаров, а также уклонения от уплаты пошлин путем искусственного занижения фактурной цены товара при его импорте или экспорте;

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного  обложения (например, 20 % от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 т).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20 % цены товара, то при цене товара 200 евро доходы бюджета составят 40 евро. При увеличении цены товара до 300 евро доходы бюджета возрастут до 60 евро, при падении цены товара до 100 евро сократятся до 20 евро. Однако независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20 %. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка 11 пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, так как просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин зависит от колебания цен па товары. Например, специфическая пошлина в 1000 евро за один импортный автомобиль значительнее ограничивает импорт автомобилей по цене 8000 евро, поскольку составляет 12,5 % его цены, чем автомобиля ценой 12000 евро, так как составляет всего 8,3 % его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает.

Вместе с тем во время  экономического спада и падения  импортных цен специфический  тариф увеличивает уровень защиты национальных i производителей.

По объекту обложения таможенные пошлины бывают:

а) импортные - пошлины, которыми облагаются импортные товары при  выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

б) экспортные - пошлины, которыми облагаются экспортные товары при выпуске  их за пределы таможенной территории государства;

в) транзитные пошлины, которыми облагаются товары, перевозимые транзитом  через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и в ЕС не используются.

Особым видом таможенных пошлин в ЕС являются сельскохозяйственные пошлины. Их цель - реализация требований общей сельскохозяйственной политики Сообщества. До второй половины 90-х гг. использовалась особая система компенсационных сельскохозяйственных сборов, принцип которых - повышение стоимости ввозимых продуктов до уровня стоимости аналогичных продуктов внутри Сообщества. Однако под влиянием ВТО такие компенсационные сборы были заменены сельскохозяйственными пошлинами (как правило, адвалорными), взимаемыми либо вместо пошлин, установленных в Общем таможенном тарифе, либо в дополнение к ним (так называемые «дополнительные пошлины»). Сельскохозяйственные пошлины отличаются весьма высокими ставками - до 200 %. ТК приравнивает сельскохозяйственные пошлины к таможенным пошлинам и устанавливает общие правила их взимания.

Разновидность сельскохозяйственных пошлин - сезонные пошлины, применяются для некоторой сельскохозяйственной продукции с целью защиты сельхозпроизводителей Сообщества в период продажи их продукции.

По целям взимания таможенные пошлины делятся на: 1) обычные (основанные на таможенном тарифе) и 2) специальные. К последним относятся антидемпинговые и другие защитные пошлины. Защитные пошлины в ЕС являются инструментом общей торговой политики и служат для защиты интересов товаропроизводителей Сообщества в случаях дешевого импорта из третьих стран. Нормативные правовые акты ЕС, регулирующие применение защитных пошлин, приведены в полное соответствие с нормами и принципами ГАТТ/ВТО. Защитные пошлины вводятся как средство противодействия так называемой «несправедливой торговой практике», к которой относятся:

    • демпинговый экспорт, наносящий серьезный ущерб производителям в Сообществе {антидемпинговые пошлины);
    • субсидирование экспорта в странах-экспортерах {компенсационные пошлины);
    • несоблюдение странами - торговыми партнерами ЕС своих международных обязательств {репрессивные пошлины).

Защитные пошлины вводятся решениями Совета. Правовыми основаниями их применения могут являться:

Антидемпинговый регламент (№ 384/96), статья 5; Антисубсидиарный регламент (№ 2026/97), статья 10; Регламент о торговых барьерах (№ 3286/94), статья 4. По происхождению различают пошлины:

Информация о работе Характеристика таможенных платежей в ЕС