Грузовая таможенная декларация

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:40, реферат

Краткое описание

С другой стороны, таможенный тариф является одним из регуляторов российского импорта. Действующие ставки ввозных таможенных пошлин были разработаны исходя из концепции, что таможенный тариф должен служить главным инструментом регулирования внешней торговли для решения проблемы обеспеченности промышленности необходимыми средствами производства, а населения – потребительскими товарами. В то же время он призван защищать отдельные отрасли от чрезмерного ввоза иностранной продукции и выполнять протекционистскую функцию.

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 39.12 Кб (Скачать)

Введение

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала "открытой", а государственные границы "прозрачными" или во многих местах "размытыми", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации " О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации " и Постановлением Правительства Российской Федерации " О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации ", Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- создание таможенной  инфраструктуры, способной обеспечить  выполнение главной задачи, поставленной  перед таможенной службой;

- обеспечение экономической  основы суверенитета и государственной  безопасности страны, защита интересов  народа РФ;

- пополнение федерального  бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;

- участие в осуществлении  таможенно-банковского валютного  контроля, в первую очередь за  своевременной полной репатриации платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;

- формирование, ведение и  представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней  торговли России;

- создание правовой законодательной  базы, обеспечивающей деятельность  таможенной службы.

С 1994 года Государственный таможенный комитет практически осуществляет таможенно-банковский валютный контроль. Системой валютного контроля, на основе информационного обмена более чем с тысячью уполномоченных банков и их филиалов, охвачены валютные операции экспортеров на сумму 57 миллиардов долларов США.

Одним из видов федеральных налогов являются таможенные пошлины. Их роль в качестве бюджетных поступлений достаточно велика: по предварительным данным за 1997 г. сумма таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров, составила более 26,5 трлн. рублей, или 40% всех поступлений от таможенных платежей и сборов.

С другой стороны, таможенный тариф является одним из регуляторов российского импорта. Действующие ставки ввозных таможенных пошлин были разработаны исходя из концепции, что таможенный тариф должен служить главным инструментом регулирования внешней торговли для решения проблемы обеспеченности промышленности необходимыми средствами производства, а населения – потребительскими товарами. В то же время он призван защищать отдельные отрасли от чрезмерного ввоза иностранной продукции и выполнять протекционистскую функцию.

Поэтому изменения в механизме таможенно-тарифного регулирования импорта в последнее время в значительной степени обусловлены следующими факторами:

1.фискальными целями,

2.необходимостью поддержки  отечественного производства.

Этими факторами обусловлены и новые тенденции в применении различных видов пошлин.

Глава 1: Грузовая таможенная декларация

1.1. ГТД в системе таможенной  документации

Коренная реформа организационного механизма в сфере внешнеэкономической деятельности предусматривает глубокие изменения правовой основы, форм и методов таможенного контроля. Система этих мероприятий направлена на создание более благоприятного государственно-правого режима для участников внешнеэкономической деятельности, ускорения и упрощения таможенного оформления грузов на основе интернационализации, унификации таможенных процедур, в частности, и системы таможенной документации. Одной из таких новаций в таможенном деле стало введение в практику работы органов государственного таможенного контроля унифицированного документа, широко применяемого за рубежом - грузовой таможенный декларации (ГТД), а также установление порядка пропуска товаров и имущества участников внешнеэкономических связей и порядка их декларирования. ГТД введена в практику таможенного оформления товаров и иного имущества, перемещаемых через госграницу, с 1 апреля 1989 г. Затем принятый порядок пропуска товаров (грузов), включая правила декларирования товаров (имущества) с использованием ГТД, подвергся усовершенствованию и в модифицированном виде применяется с 1 сентября 1989 г.

В соответствии с приказом Государственного таможенного комитета РФ N 283 от 28.07.1992г. с 1 сентября 1992 г. введены в действие "Временное положение о порядке пропуска и декларирования товаров, являющихся объектами внешнеторговой купли-продажи или мены", а также "Временная инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации", в которых учтен опыт, накопленный таможенными учреждениями за время применения ГТД.

Эти нормативные акты регулировали порядок оформления ГТД до 1 августа 1994 г В настоящее время действует новая Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, учитывающая основные таможенные режимы, предусмотренные Таможенным кодексом РФ. Эта Инструкция утверждена приказом ГТК РФ N 162 от 25 апреля 1994 г.

С учетом интенсивности и сложности процесса нововведений, относящихся к основным таможенным процедурам, представляется целесообразным осветить назначение ГТД, связь с главными таможенными процедурами, ее роль и ожидаемую эффективность, порядок ее практического использования участниками ВЭД в процессе таможенного оформления.

1.2. Понятие и назначение  ГТД

Современный организационно-правовой режим ВЭД, закрепленный в принятых в последние годы нормативно-правовых актах, предусматривает следующую систему государственного регулирования .

- декларирование товаров  и иного имущества, перемещаемых  через государственную границу;

- особый порядок экспорта  и импорта отдельных товаров  общегосударственного назначения

- меры оперативного регулирования  ВЭД.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ декларированию таможенному органу подлежат товары, имущество и транспортные средства, перемещаемые через границу России, а также товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется. Декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных) точных сведений о товарах, имуществе и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Российские предприниматели в своей деятельности сталкиваются преимущественно с письменной формой декларирования, которая осуществляется путем заполнения Грузовой таможенной декларации (ГТД). Образцы такой декларации приведены в Приложении А настоящего издания.

Необходимо отметить, что при довольно развитой системе ВЭД наша страна многие годы не применяла при таможенном оформлении товаров (имущества), перемещаемых через госграницу, такого общепринятого в международной таможенной практике унифицированного документа, как ГТД. Длительное время действовал порядок, при котором товары могли быть экспортированы или импортированы только на основании разрешений соответствующих государственных органов, выдававших особые таможенные внешнеторговые документы - разрешения на вывоз и ввоз товаров. Причем существовали две формы таких разрешений - развернутая (подробная) для неторговых грузов и краткая - для коммерческих грузов, выдававшаяся на длительный срок на провоз определенной группы товаров.

Наличие ГТД обязательно при таможенном оформлении грузов в 98 странах, с которыми торгует Россия, а это вызывало необходимость переоформления национальных таможенных документов, которые применялись в нашей стране, на унифицированный международный документ - ГТД.

На выполнение связанных с этим процедур, получивших наименование брокерских услуг, ежегодно расходовалось 3-4% от общей суммы внешнеторгового оборота, что составляют несколько миллиардов долларов, не считая потерь, обусловливаемых задержкой грузов.

ГТД выполняет несколько основных функций. Одна из них - это декларирование, т.е. сообщение таможенному учреждению участниками ВЭД всех необходимых сведений о товаре (имуществе) и о внешнеторговой операции, которая совершается с зарубежными контрагентами. Эта функция тесно связана с предусмотренным ныне порядком декларирования и обеспечивает возможность перемещения груза через госграницу после прохождения таможенного контроля. Без предоставления ГТД органы государственного таможенного контроля не принимают товары и имущество к таможенному оформлению для пропуска через госграницу.

Другая функция ГТД, которую можно условно выделить, заключается в ее значении как документа-заявления, предоставляемого участниками ВЭД о законности сделки, т.е. соответствия всех действий в процессе экспортной и импортной операции законодательству РФ. Сведения, указанные в ГТД, должны находиться в полном соответствии с предъявляемым для таможенного контроля товаром (имуществом) и другими фактическими данными. Наличие расхождений между сведениями, указанными в декларации, и фактическими данными, обнаруженными в ходе таможенного контроля, в зависимости от причин, их вызвавших, влечет за собой задержку товаров и переоформление декларации при применении санкций в соответствии с законодательством РФ.

Подтверждение законности ввоза и вывоза товара (имущества) органами таможенного контроля - следующая функция ГТД. Таможенный контроль завершается удостоверительными отметками таможенного учреждения РФ, после чего ГТД приобретает в перспективе значение своего рода международного таможенного "паспорта" товара, имеющего должную юридическую силу для зарубежных таможенных служб, других органов управления соответствующих иностранных государств. Унифицированность ГТД призвана обеспечить в перспективе упрощение и сокращение по времени таможенных процедур в других странах, а, следовательно, уменьшение накладных расходов, связанных с оплатой хранения грузов, и других издержек.

Большое значение имеет ГТД и в качестве учетно-статистического документа. В этом смысле роль данного нововведения трудно переоценить, поскольку формирование единого централизованного "банка" таможенной информации открывает значительные перспективы для глубоких аналитических обобщений, существенных не только для таможенного дела и оперативного управлениям им, но и для народного хозяйства в целом, в первую очередь - для управления ВЭД.

В настоящее время Государственный таможенный комитет Российской Федерации ведет работу по формированию системы статистического учета экспорта и импорта на основании данных грузовых таможенных деклараций, однако полный переход на ГТД в статистическом учете внешнеэкономических операций пока невозможен в связи с недостаточным уровнем качества и достоверности заполнения ГТД. Однако в дальнейшем планируется перевод статистического учета фактических объемов экспорта и импорта России на ГТД.

Представленная в органы государственного таможенного контроля ГТД в случае указания в ней заведомо ложных сведений имеет существенное значение в правовом отношении для обеспечения ответственности виновных в этом лиц. При обнаружении заведомо ложных сведений, записанных в декларацию, эта декларация приобщается к материалам административного или уголовного дела о контрабанде, поскольку является документом, который может служить доказательством правонарушения или преступления. При временном вывозе имущества из РФ или временном ввозе его в РФ ГТД становится своего рода обязательством ввезти такой груз в РФ или вывезти за пределы нашей страны в установленном порядке и в определенные сроки. Нарушение таких обязательств сопряжено с наступлением ряда отрицательных последствий для соответствующей организации.

Предусмотрена возможность автоматизированной обработки сведений, содержащихся в ГТД. В этих целях значительная часть данных, подлежащих декларированию и занесению в ГТД, кодируется в специальных графах с помощью специальных классификаторов, таких, как например, Классификатор стран мира (КСМ), Классификатор валют (KB) и др. С введением в России ТН ВЭД становится реальным достижение довольно полной унификации таможенной документации и обеспечение совместимости национального и международного банков таможенной информации, что служит одной из действенных гарантий более эффективного таможенного оформления международного грузооборота. Рассмотренные вопросы представляются наиболее важными при характеристике значения ГТД для внешнеэкономической деятельности, государственного таможенного контроля.

1.3. Таможенная стоимость  и методы ее определения

Таможенная стоимость товара, порядок ее определения и деклариро­вания являются одним из инструментов таможенного регулирования, представляют собой базу для начисления адвалорных пошлин и ряда иных таможенных платежей, о которых говорилось выше.

Рассматриваемые ниже методы расчета таможенной стоимости при­меняются в отношении ввозимых товаров. В качестве базы для начисле­ния таможенных платежей при вывозе товаров из РФ используется фак­турная стоимость товара (то есть стоимость самого товара, тары и упаков­ки в соответствии с контактом), отражаемая в соответствующих (22-й и 42-й) графах ГТД.

Информация о работе Грузовая таможенная декларация