Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 15:09, реферат
Проверка документов и сведений заключается в изучении документов на перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства, определении соответствия их оформления установленным правилам, установлении подлинности документов и достоверности, содержащихся в них сведений и может предшествовать другим формам таможенного контроля.
Второй экземпляр
акта подлежит вручению лицу, у которого
проводилась ревизия. При обнаружении
в ходе таможенной ревизии (в общей и специальной
формах) признаков преступления или административного
правонарушения в области таможенного
дела проведение проверки в отношении
установленных непосредственных объектов
правонарушения завершается. При этом
акт о результатах проведения таможенной
ревизии составляется незамедлительно.
Дальнейшие действия совершаются таможенным
органом в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации
или законодательством Российской Федерации
об административных правонарушениях
Необходимо
отметить положительную практику проведения
таможенных ревизий. Наиболее результативными
являются специальные таможенные ревизии,
назначенные по результатам осмотра помещений
и территорий, в ходе которого возможно
закрепление факта нахождения товаров,
ввезенных на таможенную территорию Российской
Федерации с нарушением таможенного законодательства.
В 2004 г. по результатам 5 480 таможенных ревизий возбуждено свыше 3 тыс. дел об административных правонарушениях, 51 уголовное дело, доначислено в бюджет 1,4 млрд руб. Таможенные органы в отчетном году возбудили 2,6 тыс. уголовных дел. Общая стоимость незаконно перемещенных товаров составила 2,3 млрд руб По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях назначено наказаний на сумму более 3,7 млрд руб.
6. Проблемы
проведения и перспективы
Таможенная ревизия относится к одной из форм таможенного контроля и осуществляется после выпуска товаров в свободное обращение на территории страны. По сути, таможенная ревизия это знакомый многим участникам ВЭД пост таможенный контроль, регламентируемый статьей 193 Таможенного Кодекса Российской Федерации, но с некоторыми изменениями, позволяющими ужесточить контроль над завозимыми в страну импортными товарами.
Таможенный кодекс определяет срок возможности проведения таможенной ревизии в один год после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Однако в то же время в статье 361 определены исключения в сроках ревизий и отдельно оговорено право таможенных органов осуществлять таможенную ревизию в течение всего времени, регламентированного для хранения таможенных документов в течение 3 лет, исчисляемых с момента утраты статуса находящегося под таможенным контролем.
Возможно, с государственной точки зрения отсутствие регламентированного срока пресечения проведения таможенных ревизий целесообразно, но вместе с тем, создает достаточно большие неудобства не только лицам, осуществляющим ВЭД, но и таможенным брокерам, владельцам складов временного хранения, в отношении которых может осуществляться таможенная ревизия. А также физическим и юридическим лицам, реализующим импортный товар и, зачастую не имеющим отношения к ввозу импорта, а просто перекупившим товары у первоначального владельца - импортера9.
В отношении последних также может быть осуществлена таможенная ревизия, хотя здесь возникает ряд правовых и этических коллизий, решать которые часто приходится арбитражным судам. Ведь, по сути, лицо, купившее товар у импортера может и не знать о нарушениях таможенного законодательство привозе импорта и доказать его противоправную деятельность, вернее осведомленность о нарушениях таможенного законодательства импортером, не только очень сложно, но порой вообще нереально. И при отсутствии доказательной базы покупатель может считаться «добросовестным», его права должны защищаться законом и применение к нему любых санкций таможенных органов не допустимо.
Однако, на практике ситуация
выглядит не столь привлекательно,
поскольку таможенные органы, основываясь
на разъяснениях в Таможенном кодексе,
считают, что предприниматель, купивший
товар у импортера для
Не менее интересными
являются оговоренные в Таможенном
кодексе сроки проведения таможенных
ревизий, в частности специальной
таможенной ревизии. Если статья 361 Таможенного
Кодекса устанавливает
Вполне вероятно, что
через несколько лет компании,
занимающиеся внешнеэкономической
деятельностью, сами будут стремиться
пройти таможенный постаудит. Ведь отсутствие
претензий по части законопослушания
в документах, которые получает участник
ВЭД по окончании ревизии, может
служить бесспорным доказательством
его надежности как делового партнера.
В условиях работы по Таможенному
кодексу сроки оформления и контроля
товаров на таможне становятся предельно
короткими при этом работы у таможенной
инспекции стало несопоставимо
больше, чем раньше, и аналитической
- по результатам мониторинга
Сейчас появляются
оригинальные наработки. Месяц от месяца
такого опыта будет накапливаться
все больше. Таможенная инспекция
прежде всего проверяет, насколько
достоверные сведения заявляли в
декларации фирмы. Это касалось прежде
всего количества и стоимости
товаров, страны их происхождения, кодов
товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности. Особое внимание, естественно,
уделяли товарам группы риска. Осуществляли
также контроль за тем, насколько
компании соблюдают условия и
ограничения отдельных
Сегодня объективно усложняет работу инспекции сокращение срока проведения таможенного контроля после выпуска товаров с трех лет до одного года. Российская практика и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что при таких сжатых сроках эффективность контроля резко снижается. Кроме того, значительная часть компаний - потенциальных нарушителей - вовсе выводится из-под постаудита. В Таможенном кодексе из объектов ревизии исключены организации, не являющиеся участниками внешнеторговой сделки, но использующие ввезенные товары для изготовления собственной продукции. Закупают импортные комплектующие и изготовляют из них, к примеру, телевизоры. Это также создает дополнительные лазейки для нарушения законов. Традиционно больной вопрос фирмы-однодневки. Существующий порядок ликвидации юридических лиц в судебном порядке - процесс трудоемкий и чрезвычайно длительный. А главное, все это время фирмы-однодневки продолжают числиться в государственном реестре и заниматься внешнеторговой деятельностью, как правило, с нарушением действующего законодательства. Найти ответчиков в данном случае сложно, потому что сами фирмы, их руководители по указанным в документах адресам отсутствуют13.
Для выбора объекта анализа существуют аналитические процедуры работы с информацией, которая содержит признаки возможных нарушений. Эту информацию инспекция получает из базы данных, от функциональных управлений ФТС, региональных управлений, таможен и таможенных постов, а так же от других правоохранительных органов и из Интернета.
Если после такого анализа к фирме возникают вопросы, начинает определять конкретные параметры, по которым необходимо ее проверить. Изучает ее уставные документы, контракты и иные документы, которые были предъявлены к таможенному оформлению товаров. Сравниваем данные по номенклатуре и ценам на ввозимые ею товары за прошлый и текущий годы. При этом мы не создает никаких препятствий для коммерческой деятельности внешнеторговой компании. Как правило, участники ВЭД даже не подозревают, что в отношении них проводится проверка. И только после такого предварительного анализа, если к фирме остаются вопросы, назначают таможенную ревизию.
В европейских государствах работают по системе анализа и управления рисками, которая позволяет достаточно точно определять коридоры, в которых следует искать нарушителей среди участников внешнеэкономической деятельности. У нас такая система для широкого применения на практике еще не готова. Существуют лишь отдельные ее элементы. На основании этих элементов - возможных рисков как по товарам, так и по отдельным компаниям, а также на основании информации, которую мы получают из налоговой инспекции и других правоохранительных органов. Остается сложный вопрос, касающийся плановых проверок. Конечно, хорошо бы, как в Европе в течение отведенного для постаудита законом срока успеть проверить все организации, выходящие на внешний рынок. Но, во-первых, у нас этот срок в три раза короче, чем у европейских коллег, а во-вторых, в России несопоставимо больше участников ВЭД, количество же сотрудников таможенной инспекции, мягко говоря, невелико. При таких условиях необходимо ранжировать компании по степени риска - кого должны проверить в первую очередь, кого во-вторую, а кого в-третью.
Есть организации, которые зарекомендовали себя как законопослушные участники ВЭД, их деятельность прозрачна: они уже давно работают на российском рынке, во время представляют в таможенные органы все необходимые пакеты документов, дают информацию о ценах производителей товаров, которыми торгуют. Такие компании получили возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами таможенного оформления и контроля. Их проверяют в плановом порядке. Конечно, и у законопослушных компаний могут быть нарушения, но, во-первых, они, как правило, не существенные, а во-вторых, в этих участниках ВЭД таможенная инспекция более-менее уверена, они никуда не исчезнут. Поэтому сегодня основные силы концентрируем на выявлении наиболее неблагонадежных фирм.
Порядок проведения ревизии
зависит от характера нарушений
таможенных правил. Для одной фирмы
достаточно только документальной проверки,
чтобы убедиться, что она работает
по закону. По другой, чтобы добраться
до сути, приходится запрашивать дополнительную
информацию, производить осмотр помещений,
где складируется товар, опрашивать
сотрудников. Но сложность состоит
в том, что проведение таких углубленных
специальных ревизий - процесс достаточно
творческий, все в инструкции не
пропишешь. В каждой компании есть свои
особенности, и подходить к ней
при проверке необходимо очень индивидуально.
И случаи могут быть самые разнообразные.
Поэтому основная форма инспекционной
работы сейчас - как можно больше
рассказать сотрудникам инспекций
региональных управлений и таможен,
какие могут возникать
В будущем, когда законопослушных
компаний будет больше, они уже
сами будут заинтересованы в проведении
у них ревизии. Ведь если проверка
документально подтвердит, что в
компании все в порядке, ее рейтинг
в качестве делового партнера повысится.
Это будет означать, что такой
компании можно доверять. В процессе
анализа материалов ревизий будут
выявляться риски и прогнозироваться,
как долго они еще будут
оставаться актуальными. Если в течение
достаточно продолжительного времени,
то информацию о них будет передавать
непосредственно в места
В
настоящее время таможенной службой
Российской Федерации проводится целенаправленная
работа по совершенствованию форм и
методов таможенного контроля и
усилению его роли в повышении
эффективности государственной
финансового контроля.1
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ