Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:22, реферат
Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.
Таможенный кодекс Российской Федерации (далее РФ) 1993 года, был принят до принятия Конституции РФ и основных законов в сфере регулирования внешнеторговых отношений. На начальном этапе экономических преобразований в России создать стабильные таможенные правила было практически нево
Введение
1. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
1.1 Принципы и сроки проведения таможенного контроля в системе управления рисками
1.2 Объекты таможенного контроля
1.3 Зоны таможенного контроля
2. Формы таможенного контроля.
2.1 Формы таможенного контроля, основанные на получении информации
2.2 Визуальные формы таможенного контроля
2.3 Таможенная ревизия, как форма таможенного контроля
3. Анализ нормативной правовой базы федеральной таможенной службы Российской Федерации, принятой во исполнение положений нового Таможенного кодекса Российской Федерации, в части применения форм таможенного контроля
Заключение
Библиографический список
В период с 2003 года по настоящий момент в рамках Целевой программы развития таможенной службы РФ ряд элементов новой системы активно внедряется в практику повседневной деятельности таможенных органов по следующим основным направлениям:
совершенствование форм и методов таможенного оформления и таможенного контроля;
совершенствование порядка действий сотрудников таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля;
совершенствование применения таможенных режимов;
использование элементов СУР;
внедрение передовых информационных технологий в процесс таможенного оформления и таможенного контроля;
осуществление взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти РФ.
В целях совершенствования технологии проведения таможенных процедур в отношении товаров и транспортных средств изданы нормативные правовые акты ГТК России (ФТС России), определяющие особенности таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ различными видами транспорта. Примером такой работы может служить подготовка и издание приказа ГТК России №1467 от 18 декабря 2003 года "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом".
Издан приказ ГТК России №1175 от 6 ноября 2002 года "О местах таможенного оформления товаров", зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2002 г., рег. № 3949, опубликован в "Российской газете" №230 (3098) от 04.12.2002 г., вступил в силу 4 января 2003 года. Данный документ основан на транспортно-логистических схемах, применяемых в РФ, и учитывает особенности перевозки товаров автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным видами транспорта, а также разными видами транспорта по единому транспортному документу и разными видами транспорта по разным транспортным документам.
Приняты меры по упрощению правил приема грузовых таможенных деклараций (далее ГТД), облегчению процедуры подачи ГТД, унификации этих правил для всех таможенных органов, установлению единых требований к перечню документов, предъявляемых для таможенного оформления (приказ ГТК России №1022 от 16 сентября 2003 года "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом").
Общие принципы таможенного контроля построены на том, что выпуск товаров должен осуществляться в максимально сжатые сроки. В связи с этим важным направлением деятельности ФТС России является работа по внедрению новых таможенных технологий с применением комплексных автоматизированных систем таможенного оформления, интегрированных в Единую автоматизированную информационную систему ФТС России (далее ЕАИС).
Большое значение имеет применение электронной формы декларирования. Данная форма создает необходимые условия для таможенного оформления и таможенного контроля и ориентирована на реализацию единого, сквозного алгоритма автоматической обработки заявляемых в декларации сведений в центральной базе данных ФТС России с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений, как уполномоченному должностному лицу таможенного органа, так и декларанту.
В связи с принятием Закона "Об электронной цифровой подписи" в таможенных органах проводятся эксперименты по внедрению системы электронного декларирования товаров и транспортных средств с использованием электронной цифровой подписи. Эксперимент по декларированию товаров в электронной форме показал, что с использованием данной формы декларирования, таможенное оформление товаров может быть произведено в минимальные сроки (от тридцати до шестидесяти минут).
В дальнейшем предполагается широкое внедрение электронного декларирования с последующим переходом на безбумажные технологии таможенного оформления. С этой целью издан приказ ГТК России №395 от 30 марта 2004 года "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме", зарегистрирован в Минюсте РФ 22.04.2004 г. Рег. №5767, официально опубликован в "Российской газете" №88 (3465) от 27.04.2004 г, вступил в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования.
В направлении сокращения времени таможенного оформления также большое значение имеет переход от пятиступенчатого (пятиэтапного) (Таблица 1) контроля к одноступенчатому (одноэтапному) (Таблица 2).
Таблица 1
Декларирование товаров и принятие решения о выпуске по принципу пятиступенчатого контроля
Таблица 2
Декларирование товаров и принятие решения о выпуске
по принципу одноступенчатого контроля
В соответствии с новыми условиями работы на отдельных таможенных постах введен экспериментальный порядок таможенного оформления и таможенного контроля по принципу "одного окна", при котором декларирование товаров значительно упрощается путем совмещения этапов таможенного оформления. Преимуществом данной схемы также является уменьшение субъективного фактора - декларант взаимодействуют только с должностными лицами, принимающими таможенную декларацию и проводящими таможенный досмотр.
В РТУ проводились мероприятия по внедрению такой формы таможенного оформления как предварительное декларирование. В Центральном таможенном управлении (далее ЦТУ) накоплен немалый опыт предварительного декларирования, которое давно применяется при работе с крупными плательщиками. Товары оформляются в сроки, установленные новым ТК РФ, а для добросовестных участников ВЭД процедура сократилась до двух-трех часов.
В целях совершенствования форм и методов таможенного оформления и таможенного контроля разработана и утверждена новая нормативная правовая база, позволяющая обеспечить:
смещение центра тяжести таможенного контроля за товарами и транспортными средствами с этапа таможенного оформления на этап таможенного контроля после выпуска;
эффективный контроль за целевым использованием товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей.
В целях совершенствования практики таможенного администрирования создан и развивается институт таможенного аудита, который позволил таможенным органам обеспечить надежный уровень информированности об участниках ВЭД, объектах околотаможенной сферы.
В практику работы таможенных органов внедрены новые методы аудита при проведении таможенного контроля (в том числе проверок финансово - хозяйственной деятельности участников ВЭД), предназначенных для выявления признаков нарушений законодательства РФ о таможенном деле и типовой порядок действий должностных лиц таможенных органов осуществляющих таможенный контроль с использованием методов аудита, включающий в себя основные методы, приемы и способы осуществления таких проверок. При этом основной акцент аудита переносится на проведение таможенного контроля после выпуска товаров и носит превентивный характер, то есть, направлен на предупреждение возможных таможенных правонарушений в отношении участников ВЭД. Это стало возможным благодаря тому, что уделяется внимание планированию и организации проверочных мероприятий, в особенности при выборе объекта проверок. Тем самым, на практике происходит реализация СУР, хотя эта система делает свои первые шаги в области проведения проверочных мероприятий.
В 2004 - 2005 годах структурными подразделениями таможенных органов РФ проведено 1436 проверок по вопросу целевого использования гуманитарной помощи, доначислено таможенных платежей, пени и наложено штрафных санкций на сумму 223,7 млн. рублей.
Одной из важнейших задач за минувший период являлось выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений, на основе анализа рисков, возникающих в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также проведение документального и электронного мониторинга за достоверностью сведений о них.
Для решения задач по выявлению таможенных правонарушений, разработана технология оперативного контроля за товарами группы "риска" и "прикрытия", включающая в себя:
организацию и осуществление сбора, обобщения, всестороннего анализа сведений о направленных товарах и транспортных средствах с момента пересечения таможенной границы и до момента выпуска в свободное обращение;
отбор наиболее "рисковых" поставок, установление и исполнение адекватных мер оперативного реагирования в отношении отобранных товарных партий.
Работа в части контроля за осуществлением таможенного оформления характеризовалась дальнейшим усилением таможенного администрирования.
С начала 2004 года проводился комплекс мероприятий, направленных на исключение методов "сплошного охвата", характеризующихся применением согласования решений о выпуске большинства товаров, произошел переход от сплошного контроля исходя из рисков, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности, либо при таможенном оформлении отдельных категорий товаров и транспортных средств, к дифференцированному. Со второй половины 2004 года работа по анализу рисков и применению на его основе усиленных мер таможенного контроля развернута непосредственно на таможенных постах. Кроме того, для осуществления оперативного контроля наиболее "рисковых" поставок в деятельность ФТС России внедрен комплекс программных средств "Анализ рисков". С целью организации таможенного контроля на основе СУР ФТС России разработан План-график первоочередных мероприятий по разработке и внедрению Системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля в 2005 году Приложение 7, утвержденный приказом ФТС России от 10.03.2005 №180.
В 2005 году в части контроля за таможенным оформлением система оперативного контроля получила дальнейшее развитие. Организован и осуществляется сбор, обобщение, всесторонний анализ сведений о направленных товарах и транспортных средствах, отбор наиболее "рисковых" поставок, установление и исполнение адекватных мер оперативного реагирования в отношении отобранных товарных партий, а также взаимодействие подразделений, задействованных в процессе оперативного контроля. Основной отличительной чертой практики оперативного контроля в 2005 году стало проведение контроля и после фактического выпуска товарных партий, на которые были выставлены ориентировки. Реализация указанных мероприятий, основанных на анализе угроз нарушения таможенного законодательства и ориентировании таможен в этом вопросе, управлении рисками и применении мер таможенного администрирования позволила значительно повысить достоверность декларирования.
Одним из направлений деятельности ФТС России является международное таможенное сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Сформирован и успешно реализовывался на практике механизм защиты прав правообладателей, направленный на предотвращение и пресечение незаконного перемещения через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, который в целом соответствует международным стандартам защиты интеллектуальной собственности. Создана правовая база взаимодействия таможенных органов с иными правоохранительными и контролирующими органами, налажено взаимодействие с Российским агентством по патентам и товарным знакам, выполняющим функции федерального органа исполнительной власти в области интеллектуальной собственности.
Показательными в плане проведения таможенного контроля в соответствии с положениями нового ТК РФ являются результаты работы ЦТУ 2004 - 2005 годах. Так, в день подачи ГТД выпуск товаров в соответствии с заявленным режимом был осуществлен в 2004 году - 94,32% от общего числа ГТД, в 2005 году - 97,7%.
На основе анализа нормативной правовой базы определяющей формы таможенного контроля и практических результатов деятельности таможенных органов РФ в 2004 - 2005 годах можно сделать вывод о том, что таможенные органы с поставленной задачей по переходу на работу в условиях нового таможенного законодательства, в целом справились, обеспечив применение положений нового ТК РФ как закона прямого действия. Практически по всем направлениям деятельности достигнуты результаты, превышающие аналогичные показатели предыдущих лет. На должном уровне обеспечена управляемость подчиненными таможенными органами, сделан значительный задел для дальнейшего совершенствования работы и создания благоприятных условий для эффективного развития внешней торговли. Формы таможенного контроля определенные ТК РФ и применяемые на основе СУР обеспечили достаточный уровень контроля за перемещением товаров через таможенную границу РФ в процессе внешнеэкономической деятельности.
Обеспечена стабильность выполнения одной из основных задач таможенных органов - взимание и перечисление в доходную часть федерального бюджета таможенных платежей. Например, по результатам работы ЦТУ и подчиненных таможен за 2005 год в федеральный бюджет перечислено 430 млрд. 300 млн. рублей, что составило 101,7% от установленных ЦТУ контрольных показателей.
Одним из серьезных резервов сокращения времени таможенного оформления и таможенного контроля является переход всех таможенных органов на проведение документального контроля одним должностным лицом. Проделанная в этом направлении работа позволила уже к концу 2004 года таможенным постам центрального региона получить допуск к проведению документального контроля по принципу "одного окна". В 2005 году процент ГТД, по которым документальный контроль осуществлялся одним должностным лицом, по отношению к общему объему выпущенных ГТД составлял 68%.
Важнейшим показателем эффективности реализации требований нового ТК РФ являются данные по соблюдению установленных сроков выпуска товаров. В 2005 году более 97% от всех оформленных ГТД оформлялось в течение первых суток с момента их регистрации. С превышением установленных сроков было оформлено менее 1% ГТД, из которых 53% приходится на предварительное декларирование.
На основании анализа форм таможенного контроля в РФ и практики их применения можно сделать вывод о том, что формы таможенного контроля, введенные в действие новым ТК РФ, обеспечивают необходимый уровень контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу РФ, с учетом того, что таможенными органами РФ продолжается работа по внедрению СУР на основе развития информационных технологий и более тесного сотрудничества с таможенными органами других государств, в первую очередь, непосредственно граничащих с РФ.