Декларирование товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:39, реферат

Краткое описание

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов.

Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики во всех странах в определённой мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию.

Файлы: 1 файл

Понятие и формы таможенного декларирования товаров и транспортных средств.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     При подаче декларации на товары для помещения  под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, не требуется представления таможенному органу документов иных, чем те, что указаны в подпунктах 1), 2), 5), 8), 9) и 13) настоящего пункта, а также в подпункте 3) настоящего пункта - при наличии таких документов 
(часть третья введена Протоколом от 16.04.2010). 
Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

     Существует  инструкция о порядке заполнения декларации на товары, разработанная, в соответствии со статьей 180 Таможенного  кодекса Таможенного союза и  определяет порядок заполнения декларации на товары.

     В одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено настоящей Инструкцией, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру. В одной ДТ могут быть заявлены сведения о не более чем 999 товарах. Если товары, содержащиеся в одной товарной партии, заявляются для помещения под разные таможенные процедуры, должны подаваться отдельные ДТ для каждой таможенной процедуры.

     При таможенном декларировании валюты и  ценных бумаг подается отдельная  ДТ на каждый вид валюты и ценных бумаг. ДТ состоит из основного (ДТ1) и добавочных (ДТ2) листов формата A4.

     Добавочные  листы ДТ используются в дополнение к основному листу, если в одной  ДТ декларируются сведения о двух и более товарах. На основном листе  ДТ указываются сведения об одном  товаре. На одном добавочном листе могут быть указаны сведения о трех товарах.

     При этом как один товар декларируются  товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.

     Товары, указанные в приложении 1 к, помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, декларируются как один товар, если дополнительно к условиям, перечисленным в части второй настоящего пункта, товары имеют один товарный знак, марку, модель, артикул и обладают одинаковыми техническими и (или) коммерческими характеристиками.

     В Российской Федерации при декларировании товаров: лекарственные средства, относимые в соответствии с законодательством Российской Федерации к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным средствам, декларируются как один товар, если они имеют одно наименование, лекарственную форму, дозировку и форму выпуска; при декларировании в одной ДТ товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС вместо добавочных листов используется список товаров, оформляемый в трех экземплярах и являющийся неотъемлемой частью ДТ.

     В списке должны содержаться сведения обо всех наименованиях товаров и количестве (в основной и дополнительной единицах измерения) каждого товара, сведения о стоимости и классификационном коде каждого товара по ТН ВЭД ТС.

     ДТ  заполняется в соответствии с  порядком, установленным Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 617 (ред. 22.06.2011)), заглавными буквами с использованием печатающих устройств, разборчиво, не должна содержать подчисток, помарок и исправлений.

     Если  в документах встречается написание  наименований иностранных лиц, товаров, транспортных средств и т.д. с использованием букв латинского алфавита, то такие сведения указываются в ДТ буквами латинского алфавита. При заполнении ДТ формируется ее электронная копия, структура и формат которой определяются решением Комиссии Таможенного союза. Порядок заполнения граф добавочных листов ДТ аналогичен порядку заполнения соответствующих граф основного листа ДТ, если для отдельных граф добавочных листов настоящей Инструкцией не установлены особенности их заполнения. Если в графах ДТ недостаточно места для заявления сведений или для проставления служебных отметок должностным лицом, то сведения и служебные отметки, для которых недостаточно места, указываются на оборотной стороне ДТ или на дополнительно прикладываемых листах формата A4, которые являются неотъемлемой частью ДТ. Все листы дополнения должны быть пронумерованы.

     Количество  каждого дополнения должно соответствовать  количеству экземпляров ДТ. К первому  экземпляру ДТ прикладывается оригинал дополнения, к остальным экземплярам  могут прилагаться копии.

     Для заявления сведений в ДТ применяются  классификаторы и перечни нормативно-справочной информации, используемые для таможенных целей, формируемые и подлежащие применению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного  союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Если при использовании добавочных листов ДТ остаются незаполненные графы, обозначенные символами "31", то такие графы должны быть перечеркнуты горизонтальной линией. ДТ предоставляется в таможенный орган в трех экземплярах, каждый из которых распределяется следующим образом:

     первый  экземпляр - остается в таможенном органе, которому декларируются товары;

     второй  и третий экземпляры - возвращаются декларанту. При этом при помещении  товаров под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории, второй экземпляр предоставляется в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории. 
 
 
 

      1. Устная  форма декларирования
 

     Устная  форма декларирования представляет собой заявление физическим лицом должностному лицу таможенного органа об отсутствии в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию.

     Таможенное  декларирование товаров в устной форме, может применяться, например, когда физическое лицо пересекает таможенную границу, не покидая транспортного средства (в поезде). 
 
 
 

      1. Электронная форма декларирования
 

     В Российской Федерации в течение  последних 10 лет активно внедряются информационно-коммуникационные технологии в деятельность органов исполнительной власти. Очевидно, что применение информационных технологий позволяет упростить  процесс подготовки и принятия решений за счет минимизации влияния человеческого фактора и сделать этот процесс более прозрачным для бизнеса, сократить расходы на государственное управление, повысить качество предоставления государственных услуг. 
Не осталась в стороне и Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России), развивая информационные технологии предоставления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием сети Интернет (Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей
таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет") с целью внедрения безбумажной технологии таможенного оформления и таможенного контроля для сокращения времени прохождения таможенных процедур. Данные работы ведутся в соответствии с Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Рекомендациями Всемирной таможенной организации, Федеральной целевой программой "Электронная Россия на 2002 - 2010 годы".

     Передача  данных для целей таможенного  оформления через сеть Интернет дает возможность декларанту представлять таможенному органу грузовую таможенную декларацию (ГТД), вносить в нее необходимые корректировки для устранения возможных ошибок и недочетов, без непосредственного присутствия представителя декларанта в таможенном органе, а также в режиме реального времени отслеживать этапы и состояние таможенного оформления.

     Внедрение электронного декларирования началось в 2002 г. с применением технологии ЭД-1 (передача данных по выделенному каналу, затраты на подключение по данной технологии около 300 000 рублей), в 2008 г. начала внедряться технология ЭД-2 (передача через Интернет через информационного оператора, затраты на подключение порядка). 
Для подачи таможенной декларации в электронном виде необходимы три составляющие - электронно-цифровая подпись (выдается Главным научно-информационным вычислительным центром Федеральной таможенной службы (ГНИВЦ ФТС России)), программный продукт, абонентский пункт (собственный (технология ЭД-1) или информационный оператор, который предоставляет канал передачи информации и обеспечивает выполнение требований безопасности при пересылке сведений от участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) до ГНИВЦ ФТС России при работе в системе электронного декларирования через Интернет (технология ЭД-2)). 
Напомним, что первая электронная декларация по технологии ЭД-1 была выпущена 25 ноября 2002 г., по технологии ЭД-2 - 9 сентября 2008 г. на Каширском таможенном посту, а масштабное внедрение новой технологии в системе ФТС России началось в сентябре 2009 г. Ежедневно таможенными органами выпускается 31,67% интернет-деклараций (еще в январе 2010 г. этот показатель составлял только 2,6%). В настоящее время отмечается рост интереса участников ВЭД, напуганных переходом на обязательное декларирование в 2011 г., к применению безбумажной технологии - уже более 21% участников ВЭД отправляют ГТД через Интернет.

     Опыт  государств, внедривших электронное  декларирование, выявил следующие преимущества электронного декларирования: 
- усиление контроля товаров; 
- эффективный сбор и учет доходов; 
- сокращение времени оформления груза благодаря упрощению таможенных формальностей; 
- более тесное сотрудничество и согласование действий с иными государственными органами; 
- единообразное применение таможенного законодательства; 
- повышение прозрачности и предсказуемости таможенного оформления; 
- снижение вероятности несоответствующих действий должностных лиц; 
- повышение качества управленческой информации; 
- эффективное использование человеческих и технических ресурсов; 
- получение достоверной информации для оценки риска и аудита после таможенного оформления.

     В числе российских преимуществ электронного декларирования через Интернет следует добавить: 
1) сокращение времени таможенного оформления до трех часов вместо трех дней; 
2) доступность подключения (по сравнению с технологией ЭД-1); 
3) возможность оформлять ГТД на любом таможенном посту ФТС России; 
4) уменьшение коррупционной составляющей за счет уменьшения непосредственных контактов с сотрудниками таможенных органов.

     По  оценкам специалистов группы компаний "Тамга", при применении электронного декларирования они получают "экономию транспортных расходов: при перевозках ж/д транспортом - от 200 до 1000 долларов США; при перевозках автомобильным транспортом - от 100 до 200 долларов США; при перевозках водным транспортом - от 700 до 20 000 долларов США; при перевозках воздушным транспортом от 400 до 2000 долларов США".

     Однако, несмотря на внедрение электронного декларирования, система таможенного оформления в России усложняется с каждым годом, что не раз отмечалось Президентом и премьер-министром РФ. Согласно отчету Всемирного банка по уровню предоставляемых таможенных услуг, Российская Федерация в 2009 и 2010 гг. занимает 162-ю позицию в рейтинге, в 2008 г. - занимала 160-ю позицию.

     На  Международной конференции "Таможня  и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества", прошедшей  в г. Москве 21 октября 2010 г., заместитель  руководителя Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Алексей Друшляков сообщил о 100-процентной готовности таможенных органов к работе по технологии электронного декларирования. По его словам, для успешной работы по данной технологии нужно осуществить ряд мероприятий, выходящих за рамки компетенции ФТС России, в том числе: создание центра выдачи и идентификации электронной цифровой подписи, модернизация исполнительными органами своих информационных систем.

     Но, как и у всякой новой системы, у электронного декларирования имеются недостатки. Это отмечается рядом специалистов, например, И.А. Орлов выделяет следующие: 
1) непонимание преимуществ информационных технологий сотрудниками таможенных органов; 
2) недостаточный уровень подготовленности сотрудников таможенных органов, использующих их при выполнении служебных обязанностей; 
3) технические проблемы (недостаточная техническая оснащенность таможенных органов, недостатки программных средств).

     На  мой взгляд, следует также отметить: 
1. ФТС России, внедряя информационную систему, делает это не взаимосвязанно как с государственными, так и с негосударственными организациями, что не дает возможности отказаться от бумажных документов, поскольку участникам ВЭД приходится использовать бумажные документы, а подготовка электронных документов для таможенного оформления требует дополнительных временных затрат. 
2. Ввиду того что в передаче данных участвуют несколько подразделений (информационный оператор - ГНИВЦ - региональное таможенное управление - таможня), в результате происходят сбои и искажения при передаче данных, частичная их потеря, что приводит к задержкам в ходе таможенного оформления. 
3. Медленно идет процесс гармонизации таможенного законодательства, которое не адаптировано к процедурам электронного таможенного оформления (например, процедура выдачи грузов со склада временного хранения; уточнение порядка списания денежных средств, применение мер по системе управления рисками; технология уплаты таможенных платежей в электронном виде и т.д.). 
4. В настоящее время ФТС России сертифицировано 6 программных продуктов для передачи данных для целей электронного таможенного оформления через сеть Интернет. На мой взгляд, ФТС России должна предусмотреть создание терминалов самообслуживания на территории таможенного органа, которые участник ВЭД мог бы использовать для передачи данных в таможенный орган, а также предусмотреть заполнение таможенной декларации через сайт ФТС России или ГНИВЦ ФТС России, минуя информационного оператора. 
Как считается, система электронного декларирования позволяет существенно упростить процедуру декларирования как таможенным органам, так и участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), что, на наш взгляд, является заблуждением. Данная система вводилась без первичной рационализации, нормализации и упрощения бумажных процессов и процедур, т.е. она просто копировала процедуру бумажного декларирования. В результате неэффективную бумажную систему заменили неэффективной информационной системой, что не может дать положительного эффекта. А сокращение времени таможенного оформления произошло из-за установления нового норматива для времени таможенного оформления. Следует подчеркнуть, что расширение практики применения электронного декларирования - одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед таможенными органами.

Информация о работе Декларирование товаров