Борьба с правонарушениями в таможенном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности административно-правового принуждения в таможенной сфере.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность административно-правового принуждения;
- выявить основания административного принуждения;
- описать правомочия таможенных органов;
- проанализировать виды административного принуждения в таможенной сфере .

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и виды административного принуждения 5
1.1. Сущность административно-правового принуждения 5
1.2. Понятие и основания административного принуждения 8
2. Особенности таможенной службы 13
2.1. Правомочия таможенных органов 13
2.3. Виды административного принуждения в таможенной сфере 21
Заключение 26
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы 27

Файлы: 1 файл

борьба с правонарушениями.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

- бюджетное - выражающееся в  участии таможенных органов в  отношениях по распределению и использованию финансовых средств государства.

Осуществляя фискальную деятельность, таможенные органы взимают таможенные пошлины и сборы, а также налоги, уплачиваемые при ввозе товара на таможенную территорию страны (НДС, акцизы). В последние годы доля доходов от внешнеэкономической деятельности в бюджетной системе страны превышает 40%.

Вместе с тем таможенные органы выступают и в качестве субъектов бюджетного права, поскольку выполнение ими собственных функций возможно исключительно при достаточном бюджетном финансировании. Федеральная таможенная служба РФ выступает как главный распорядитель финансовых ресурсов государства, а территориальные таможенные органы - как их получатели.

В последние годы важное значение для таможенных органов стала  приобретать информационная деятельность. В настоящее время обсуждается проект Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов, целью которой должна стать защита национальных интересов государства в информационной деятельности таможенных органов РФ. В таможенных органах сосредоточен значительный объем информации, которая должна быть недоступной для всех субъектов. Она касается оперативно-розыскных мероприятий, отдельных сторон внешнеторговых сделок, персональных данных и т.п. Наибольший удельный вес имеет информация, доступ к которой ограничивается по соображениям безопасности.

Основными направлениями обеспечения  информационной безопасности таможенных органов выступают:

- совершенствование нормативно-правовой  базы в данном направлении;

- оптимизация организационно-штатной  структуры подразделений, отвечающих за информационную безопасность, подготовка соответствующих специалистов;

- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну,  и конфиденциальной служебной  информации;

- обеспечение защиты объектов  и средств информатизации таможенных  органов.

Главная особенность информационной деятельности таможенных органов заключается в том, что она пронизывает все стороны работы таможенных органов, поскольку действия их должностных лиц опосредованы наличием определенных сведений и данных.

Правоохранительный характер деятельности был присущ таможенным органам издавна. Ими накоплен значительный, уникальный опыт при проведении оперативно-розыскных мероприятий в деле вскрытия, пресечения и расследования преступлений во внешнеэкономической сфере, привлечении лиц к ответственности за совершение административных правонарушений - нарушений таможенных правил. Наряду с традиционными полномочиями таможенных органов в рамках данного направления работы планируется развитие новых сторон деятельности:

- обеспечение сбора и получения  предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, контрафактной продукции и т.д.);

- международное сотрудничество, способствующее  обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;

- борьба с проявлениями коррупции  и должностными преступлениями  в таможенных органах, (работа  отдела собственной безопасности).

В настоящее время обсуждается вопрос о лишении таможенных органов права заниматься правоохранительной деятельностью и возможной передаче данной функции органам внутренних дел (по аналогии с налоговой полицией). На наш взгляд, при положительном решении этого вопроса может произойти резкое снижение показателя выявляемости неправомерных деяний. Естественно, что другому органу потребуется определенное время на решение организационных и правовых проблем для того, чтобы добиться такой же эффективности работы, как и таможенным органам. Как следствие - уменьшится сдерживающее воздействие на недобросовестных участников внешней торговли фактора угрозы разоблачения и привлечения к уголовной ответственности за контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей, а на втянутых в коррупцию должностных лиц таможенных органов - за содействие в совершении указанных правонарушений. Полагаем, что в силу специфики правоотношений, складывающихся в области таможенного дела, и значительного опыта должностных лиц таможенных органов лишение их правоохранительного статуса будет нецелесообразным.

Особое внимание следует уделить  юрисдикционной деятельности таможенных органов. С ее помощью создается основа для возникновения особого вида правоотношений по разрешению споров в области таможенного дела. И.В. Панова определяет юрисдикционную деятельность как разновидность исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления подзаконного, правоприменительного, правоохранительного характера, представляемую в рамках таких законодательно закрепленных административно-юрисдикционных производств, как: а) разбирательство споров; б) применение мер административного принуждения; в) деятельность по исполнению государственного принуждения; и выполняющую функции: охранительную, воспитательную, регулятивную10.

2.3. Виды административного принуждения в таможенной сфере

 

Административное принуждение  охватывает понятие правовой ответственности, но им не исчерпывается, ибо не всякая принудительная мера, применяемая органами государства, может быть отнесена к разряду мер юридической ответственности. Более того, в обеспечении государственного управления первостепенное значение принадлежит не только юридической ответственности, но и другим видам правового принуждения. К ним, например, относятся те меры, назначение которых исчерпывается одним принуждением к исполнению возложенной на лицо обязанности или восстановлением нарушенного (нарушаемого) права.

Меры административного принуждения  весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа  обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

1) административно-предупредительные  меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры административно-процессуального  обеспечения.

Меры административного принуждения направлены на предупреждение правонарушений или наступления тех или иных неблагоприятных последствий (например, эпидемии); затем, если правонарушение возникло, их цель - пресечь, прекратить его и лишь позднее может появиться необходимость наказания правонарушителя. При этом применение административного наказания представляет собой реализацию административной ответственности за совершенное правонарушение, тогда как административные меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (например, личный досмотр пассажиров в аэропортах).

Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 27.1) предусмотрена возможность применения принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Таким образом, речь идет в данном случае о мерах административного принуждения процессуального характера.

Административно-предупредительные  меры являются самостоятельным видом  мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.

Административно-предупредительные  меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.

Особенности админиистраттивно-предупредупредитальных мер:

- Административно-предупредительные меры являются средством охраны общественного порядка и безопасности.

- Административно-предупредительные  меры применяются с целью предупредить возможность совершения правонарушения.11

Как правило административно-предупредительные  меры не связаны с совершением административного правонарушения.

- Административно-предупредительные  меры предшествуют применению  иных мер.

К административно-предупредительным  мерам относят:

- административный надзор за  лицами, освобожденными из мест  лишения свободы;

- личный досмотр и досмотр вещей;

- введения карантина; 

- прекращения движения транспортных  средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

- проверка документов и административный  досмотр (при обеспечении паспортного  режима, у водителей автотранспортных средств, в погран-зоне и др.);

- уничтожение недоброкачественных  продуктов питания;

Административно-предупредительные  меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например досмотр).

Меры административного  пресечения их особенности и виды

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил.1

В отличие от административно-предупредительных  мер меры пресечения применяются  в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Эту точку зрения разделяет Севрюгин В. Е. который утверждает, что меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное неправомерное действие - поведения, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство, в-третьих - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие проституцией или появление в общественных местах в нетрезвом виде). Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств основное назначение пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий.

Можно выделить следующие особенности мер административного пресечения:

- применяются для немедленного  пресечения нарушения закона;

- носит волевой и достаточно  жёсткий характер;

- носит как правило кратковременный характер;

- применяются различными исполнительными  органами;

Меры административного пресечения многообразны.

 

 

 

 

Это, по мнению Севрюгина В.Е., обусловлено  тем, что в различных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий.12 Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения.

Так, Пикотин М.И. относит к админитративно-пресекательным мерам следующие:

- Задержание применяется как  средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении.

- Арест и изъятие имущества  применяются в отношении предметов,  находящихся в неправомерном владении.

- Требования прекратить неправомерное  поведение может применяться  управомоченными на то органами  управления в случае обнаружения  такого поведения.  Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность.

- Ликвидация результатов неправомерных  действий является средством  восстановления положения, существовавшего  до таких действий.

Севрюгин В.Е. к мерам административного  пресечения предлагает относить следующие: административное задержание граждан; изъятие вещей и документов; личный досмотр и досмотр вещей; временное отстранение от работы; отстранение от управления транспортным средством.

 

Заключение

В результате проделанной работы была рассмотрена сущность административно-правового принуждения.

Меры административного принуждения  могут применяться как при  наличии, так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, что административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями. Д.Н. Бахрах отмечает, что всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата.

Информация о работе Борьба с правонарушениями в таможенном деле