Борьба с правонарушениями в таможенном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности административно-правового принуждения в таможенной сфере.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность административно-правового принуждения;
- выявить основания административного принуждения;
- описать правомочия таможенных органов;
- проанализировать виды административного принуждения в таможенной сфере .

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и виды административного принуждения 5
1.1. Сущность административно-правового принуждения 5
1.2. Понятие и основания административного принуждения 8
2. Особенности таможенной службы 13
2.1. Правомочия таможенных органов 13
2.3. Виды административного принуждения в таможенной сфере 21
Заключение 26
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы 27

Файлы: 1 файл

борьба с правонарушениями.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Специфика управленческих отношений  объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.

В связи с этим очевидной становится особенность административного  принуждения, которое должно заключаться  в немедленном его применении с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.

Административное принуждение  характеризует внесудебный порядок  его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания, например, за мелкое хищение.

Административное принуждение  осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ, например правил пожарной безопасности, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранных правил и т.д.

Административное принуждение  характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный  орган и лица, к которым оно  применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности, что отличает его от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных отношений. Административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга субъектов административного права.

Процессуальный порядок его применения отличается оперативностью, относительной простотой и экономичностью.

Административное принуждение  применяется не только к физическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц. В связи с переходом к рыночной экономике и появлением негосударственных организаций расширяется сфера применения административного принуждения в виде достаточно крупных штрафных санкций за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных законодательными актами в области строительства, за нарушение земельного, налогового и таможенного законодательства, нарушения правил пожарной безопасности, законодательства о рекламе и т.д.

Одним из важнейших признаков административного  принуждения является специфическая юридическая природа оснований его применения. Основанием применения административного принуждения являются: во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации. Необходимо подчеркнуть коренное отличие оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение преступления.

 

2. Особенности таможенной службы

2.1. Правомочия таможенных органов

В статье 408 Таможенного кодекса  определяется, что таможенные органы для выполнения возложенных на них  функций имеют соответствующие  права, в том числе:

1)   право требовать документы,  сведения, представление которых  предусмотрено ТК РФ; проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие личность; требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;

2)   право осуществлять в  соответствии с законодательством  Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности; осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом РФ; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

3)   право задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в сфере таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4)   право вносить руководителям  государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам письменные предупреждения с требованием устранить нарушения таможенного законодательства Российской Федерации и контролировать выполнение указанных требований;

5) право предъявлять в суды  или арбитражные суды иски  и заявления: о принудительном  взыскании таможенных пошлин, налогов;  об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Таможенное право регулирует общественные отношения в сфере  таможенного дела. Таможенное дело является важнейшей сферой жизнедеятельности и предметом особого правового регулирования. В соответствии с п. 2 ст. 1 действующего в нашей стране Таможенного кодекса таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов, ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Содержание юридической деятельности таможенных органов предопределяет необходимость выделения ее основных признаков.

Во-первых, она осуществляется органами, уполномоченными государством в области таможенного дела, - таможенными органами. В их систему согласно ст. 402 Таможенного кодекса РФ входят Федеральная таможенная служба РФ, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Во-вторых, ее основной целью выступает  содействие развитию внешней торговли. Таможенные органы создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу.

В-третьих, она осуществляется на основании  правовых норм, регламентирующих отношения в области таможенного дела. Учитывая, что таможенное право является комплексной отраслью российского законодательства, данные нормы носят также финансово-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой характер.

В-четвертых, она носит официальный  характер, что выражается как в  нормотворческих функциях Федеральной таможенной службы РФ, так и в правоприменительной деятельности всех звеньев системы таможенных органов.

В-пятых, она осуществляется в установленном  законом порядке. По справедливому мнению В.Н. Карташова, сама форма юридической деятельности является процедурно-процессуальной4. И таможенные органы не являются исключением.

В-шестых, она предопределяет разнообразные средства, приемы, способы воздействия на общественные отношения в области таможенного дела. К их числу следует отнести таможенные процедуры, таможенно-тарифное регулирование, запреты и ограничения, установленные законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Представляется необходимым выделить различные критерии для классификации видов деятельности таможенных органов. Для этого следует обратиться, во-первых, к нормам законодательства, во-вторых, к позициям ученых.

Основной источник таможенного  права - Таможенный кодекс РФ в отношении таможенных органов прямо указывает на возможность осуществления ими правоохранительной (ч. 2 ст. 10) и оперативно-розыскной (п. 5 ст. 408) деятельности. Однако содержание иных норм Кодекса свидетельствует о праве таможенных органов осуществлять информационную (ст. 10), разрешительную (ст. 18), консультационную (ст. 25), статистическую (гл. 5), юрисдикционную (гл. 7), фискальную (гл. 27), контрольную (разд. IV), международную (п. 9 ст. 403), научно-исследовательскую (п. 11 ст. 403) деятельность.

В рамках осуществления правоохранительной деятельности таможенные органы проводят дознание по уголовным делам о  преступлениях "Контрабанда" и "Уклонение от уплаты таможенных платежей" (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ); неотложные следственные действия по отдельным экономическим преступлениям в области таможенного дела (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ); рассматривают дела об административных правонарушениях - нарушениях таможенных правил (ст. 23.8 КоАП РФ). Кроме того, в числе мер административного принуждения в отношении виновных лиц они могут осуществлять доставление (п. 10 ст. 27.2 КоАП РФ) и административное задержание (п. 6 ст. 27.3 КоАП РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 9 Налогового кодекса РФ таможенные органы выступают в качестве участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

- договорный (проведение конкурсов  и заключение государственных 

В специальной литературе выделяются различные мнения по поводу классификации направлений деятельности таможенных органов.

С.В. Халипов выделяет следующие  направления деятельности таможенных органов: административное, уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное, научно-исследовательское и образовательное.5 Представляется, что здесь автор рассматривает данную категорию однобоко, отрицая, например, такое важное направление, как финансовая деятельность таможенных органов. Одновременно с этим и научно-исследовательская, и образовательная деятельность хотя и может осуществляться звеньями таможенной системы (таможенные лаборатории, учебные заведения), но не таможенными органами как органами власти. Л.Н. Древаль указывает на контрольный, фискальный, административно-процессуальный, нормотворческий и учетно-регистрационный виды деятельности таможенных органов6. В данном случае наблюдается более широкий охват, однако и он не может считаться полным.

Анализ действующего законодательства в данном ракурсе позволяет резюмировать, что таможенные органы отнесены к субъектам оперативно-розыскной деятельности; пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу; рассматривают дела об административных правонарушениях7; осуществляют дознание и производят неотложные следственные действия8; исполняют полномочия агентов валютного контроля.

Нормотворческая деятельность ФТС  проявляется в возможности принятия ведомственных нормативных актов  по различным направлениям:

1) установление порядка:

- ведения реестров лиц, осуществляющих  деятельность в области таможенного дела; банков и страховых организаций; таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

- контроля таможенной стоимости  товаров; принятия предварительных  решений о классификации товаров; производства таможенного оформления в зависимости от конкретных видов товаров или вида транспорта; выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций; заполнения документов для таможенных целей; создания и обозначения зон таможенного контроля; взятия проб или образцов товаров в процессе таможенного контроля;

- использования для таможенных  целей информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, информационных ресурсов таможенных органов;

2) установление формы:

- свидетельства о включении  в реестр лиц, осуществляющих  деятельность в области таможенного  дела;

- таможенной расписки;

- предварительного решения о  классификации товаров;

- разрешения таможенного органа  на совершение таможенных операций;

- транзитной декларации;

- актов о проведении различных  форм таможенного контроля;

3) установление требований:

- к обустройству, оборудованию  и месту расположения складов  временного хранения, магазинов беспошлинной торговли, зон таможенного контроля, особых экономических зон;

- к квалификации специалистов  по таможенному оформлению;

- к документированию информации, находящейся в распоряжении таможенных органов.

ФТС вправе принимать нормативные  правовые акты по другим вопросам в  установленной сфере деятельности только в случаях, если такие полномочия предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства России, а также на основании нормативных правовых актов Банка России.

Весьма важным для обеспечения реализации функций государства в целом представляется эффективное осуществление таможенными органами финансовой деятельности. Она имеет место быть "в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства при осуществлении фискальной и правоохранительной функций в целях формирования доходной части бюджетной системы и содействия развитию внешней торговли".9 Данная деятельность может быть разграничена на два направления:

- фискальное - заключающееся в наделении  таможенных органов функцией взимания таможенных платежей;

Информация о работе Борьба с правонарушениями в таможенном деле