Административные правонарушения в таможенной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является комплексное изучение института административных правонарушений в таможенной сфере.
Для достижения вышеуказанной цели определены следующие задачи настоящего исследования:
Рассмотреть понятие и признаки административного правонарушения.
Проанализировать состав административного правонарушения.
Выявить особенности административных правонарушений в таможенной сфере.
Проанализировать законодательство, устанавливающее ответственность за совершение административных правонарушений в таможенной сфере.
Выявить органы, осуществляющие борьбу с совершением административных правонарушений в таможенной сфере.
Охарактеризовать виды административных правонарушений.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….
3
Глава 1. Административные правонарушения: общая характеристика…………………………………………………………...

5
1.1. Понятие, признаки административного правонарушения………..
5
1.2. Состав административного правонарушения……………………..
8
Глава 2. Особенности административных правонарушений в таможенной сфере……………………………………………………….

14
2.1. Законодательство, устанавливающее ответственность за совершение административных правонарушений в таможенной сфере………………………………………………………………………


14
2.2. Органы, осуществляющие борьбу с совершением административных правонарушений в таможенной сфере…………...

15
2.3. Виды административных нарушений в таможенной сфере……...
17
Заключение……………………………………………………………….
29
Список использованной литературы…………………………………...
31

Файлы: 1 файл

281078 админ правонаруш в тамож сфере.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

С одной стороны, вина является «обязательным условием привлечения лица к административной ответственности, однако традиционная концепция вины как психического отношения лица к совершенному им деянию малоприменима к определению виновности юридических лиц.

Юридическое лицо является абстрактной конструкцией, а не реально существующим субъектом, поэтому как таковое не осуществляет никакой психической деятельности. Суть данного подхода заключается в определении реальной возможности или невозможности для юридического лица соблюсти те нормы и правила, за нарушение которых и установлена административная ответственность»16.

Конституционный Суд  Российской Федерации в своем  Определении от 21 апреля 2005 г. N 119-О указал, что «положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины»17.

Объективная сторона характеризуется внешним проявлением, противоправностью деяния, наступившими вредными последствиями, причинно-следственная связь между ними, временем и местом.

Объект – «то, на что правонарушение направлено, то есть те общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами  административной ответственности. Эти общественные отношения возникают в области государственного управления и регулируются нормами административного права, а в ряде случаев   нормами  «конституционного, экологического, таможенного, финансового и других отраслей права»18.

«В науке административного  права принято выделять общие, родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым»19.

Определить общий объект можно из анализа статьи 1.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Это: права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, общественная безопасность; собственность; законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.

Родовой объект - совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает административное правонарушение, определяется в Особенной части КоАП. В частности, родовым объектов будет являться административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) (глава 16 КоАП).

Видовой объект посягательства: общественная нравственность, честь, достоинство,  спокойствие граждан.

Субъективная сторона – это прежде всего вина.

«Субъективная сторона  административного правонарушения представляет собой вину и может  выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.  Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Вина физического лица отражается в его психическом отношении к совершаемым действиям и их последствиям»20. Сложнее обстоит дело с установлением вины юридического лица для признания его виновным в совершении административного правонарушения, необходимо доказать, что юридическое лицо могло, но не приняло всех мер, необходимых для обеспечения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность.

КоАП выделяет две  формы вины - умысел и неосторожность. «Описание данных форм вины практически совпадает с приведенным в ст. 24 - 26 УК РФ. Однако в отличие от уголовного законодательства, КоАП РФ не выделят виды умысла и неосторожности. Вместе с тем, это сделано в теории административного права с учетом положений КоАП.

Выделяют два вида умысла: прямой и косвенный. Правонарушение считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий»21.

Таким образом, «интеллектуальный компонент вины в данном случае включает в себя, во-первых, осознание лицом противоправности своего действия (бездействия) и, во-вторых, предвидение неизбежности или возможности наступления вредных последствий. Волевой же компонент выражается в желании наступления указанных последствий. Если же лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично, то правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом. Очевидно, что основное отличие косвенного умысла от прямого заключается в специфике волевого компонента: лицо не желает наступления вредных последствий своих действий (бездействия), но либо сознательно их допускает, либо относится к ним безразлично. Отличается и интеллектуальный компонент косвенного умысла: при косвенном умысле невозможно предвидение неизбежности наступления вредных последствий, а только их потенциальной возможности.

Установление умышленной формы вины является обязательным в случаях, когда КоАП предусматривается ответственность только за умышленно совершенное правонарушение»22.

Разграничение умысла на прямой и косвенный важно для  материальных составов административных правонарушений. «Если в формальных составах умышленная вина заключается в осознании лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия (учитывается только интеллектуальный компонент вины), то в материальных составах умышленная вина кроме осознания противоправности совершаемого действия или бездействия включает также отношение нарушителя к наступившим вредным последствиям, т.е. учитывается и волевой компонент вины»23.

Неосторожность, как и  умысел, подразделяется на два вида: легкомыслие и небрежность. Легкомыслие предполагает, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

 

 

Глава 2. Особенности административных правонарушений

в таможенной сфере

 

2.1. Законодательство, устанавливающее ответственность  за совершение административных  правонарушений в таможенной сфере

 

Отношения в сфере  таможенного дела регламентируются различными нормативно-правовыми актами.

В настоящее время  важное значение имеют положения  Таможенного кодекса Таможенного  союза (далее – ТК ТС), принятого в качестве приложения к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 1724.

Указанный кодекс не содержит перечня административных правонарушений в сфере таможенного дела, однако ссылается на соответствующее законодательство государств- членов Таможенного союза. Так, согласно ст. ч. 4 п. 1 ст. 2 ТК ТС административные правонарушения – это «административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство)»25.

В России ответственность за совершение административных правонарушений в таможенной сфере устанавливается только КоАП. Субъекты РФ не имеют права осуществлять правовое регулирование в рассматриваемой сфере, поскольку таможенное регулирование находится только в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ26).

2.2. Органы, осуществляющие борьбу с совершением административных правонарушений в таможенной сфере

 

Борьба с совершением  административных правонарушений в  Российской Федерации осуществляется Федеральной таможенной службой  России (далее – ФТС) в силу Положения о Федеральной таможенной службе, в котором сказано, что ФТС «является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ в том числе специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями»27.

КоАП РФ является основополагающим документом, законодательно уполномочивающим таможенные органы возбуждать, расследовать и рассматривать дела об административных правонарушениях, в области таможенного  дела (нарушения таможенных правил).

Так, в ч. 12 ст. 28.3 КоАП РФ («Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях») говорится, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.15, ч. 1 ст. 7.12, ст. 11.14, 11.15, 14.10, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9, ч. 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.19, 19.26, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ (т.е. об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов), составляются должностными лицами таможенных органов.

«Немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения должно быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, которое оформляется в виде определения. Причем в соответствии со ст. 23.8 КоАП таможенным органам предоставлено право не только возбуждать, но и в случаях, если после выявления административного правонарушения в области таможенного дела осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводить расследование по отнесенным к их компетенции делам об административных правонарушениях, а также рассматривать соответствующие дела (т.е. выносить решения по завершении расследования соответствующих дел)»28.

Это право таможенных органов распространяется на дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2-16.23 КоАП РФ. Причем рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов при этом вправе только руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

За малозначительные административные правонарушения в  области таможенного дела в соответствии со ст. 16.6, 16.10. 16.15 и 16.23 КоАП РФ в качестве наказания наряду с возможностью наложения административного штрафа предусматривается возможность вынесения административного предупреждения (предупреждение как мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица и выносимая в письменной форме, предусмотрена ст. 3.4. КоАП РФ). Это касается случаев: нарушения режима зоны таможенного контроля; несоблюдения порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита; непредставления в таможенный орган отчетности; несообщения либо нарушения срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела29.

 

2.3. Виды административных  нарушений в таможенной сфере

 

Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), за совершение которых может наступить административная ответственность, а также виды и размеры соответствующих санкций содержатся в гл. 16 КоАП РФ. Данная глава содержит 23 статьи, большинство из которых содержит несколько самостоятельных составов правонарушений.

Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1 КоАП РФ). Согласно п. 19 ч. 1 ст. 4 ТК ТС под незаконным перемещением товаров и транспортных средств понимается «перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение»30.

Следующее правонарушение в таможенной сфере  - недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств (ст. 16.2 КоАП РФ). Следует учитывать, что ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ предусмотрена ст. 16.4 КоАП РФ.

Ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию.

Ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недостоверное декларирование товаров.

Отметим, что «заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, когда данное деяние не привело к указанным в ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ последствиям (в частности, технические ошибки и иные неточности), не влечет привлечение лица к мерам административной ответственности, в том числе и по ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений или информации). Указание в таможенной декларации сведений, которые повлекли за собой занижение размера подлежащих к уплате сборов за таможенное оформление противоправным не является, и квалифицироваться по ст. 16.2 КоАП РФ не может»31.

Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации (ст. 16.3 КоАП РФ).

Ч. 1 данной статьи предусматривает ответственность за несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера (применяются независимо от заявленного таможенного режима), а ч. 2 - носящих экономический характер.

Информация о работе Административные правонарушения в таможенной сфере