Административные правонарушения в области таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение преступлений и нарушений, таможенных правил, а также ответственность за их нарушение.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
Рассмотреть понятие нарушение таможенных правил.
Раскрыть основные виды и принципы назначения административных взысканий за нарушения таможенных правил.
Проанализировать виды преступлений в таможенном деле.
Изучить статьи Уголовного кодекса Российской Федерации в области правонарушений в таможенном деле.

Файлы: 1 файл

gotovaya_rabota.docx

— 44.92 Кб (Скачать)

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

  • Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации

Недекларирование либо недостоверное  декларирование физическими лицами иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков либо внешних  или внутренних ценных бумаг в  документарной форме, перемещаемых через таможенную границу Таможенного  союза и подлежащих письменному  декларированию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

  • Нарушение режима зоны таможенного контроля

Перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных  лиц государственных органов, за исключением должностных лиц  таможенных органов, через границу  зоны таможенного контроля или в  ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

  • Представление недействительных документов при совершении таможенных операций

Представление декларантом или  иным лицом таможенному представителю  либо иному лицу документов для представления  их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному  органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) несоблюдение установленных  международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями  Комиссии Таможенного союза и  нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

  • Несоблюдение таможенной процедуры

1. Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17  КоАП, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

3. Не завершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

1.3.Производство и рассмотрение дел о нарушении таможенных правил

Нормами КоАП РФ предусмотрены три  формы осуществления производства по делам об административных правонарушениях: общий порядок (составление протокола  об административном правонарушении и  передача его на рассмотрение), специальный  порядок (включает стадию административного  расследования обстоятельств дела), а также упрощенный порядок (предусматривает  назначение наказания на месте совершения правонарушения без составления  протокола об административном правонарушении).  
          Решение о применении того или иного порядка производства принимается при обнаружении административного правонарушения лицом, уполномоченным возбуждать административные дела (составлять протокол об административном правонарушении). В зависимости от этого решения дело возбуждается путем составления процессуального документа соответствующей формы (протокола об административном правонарушении, определения о проведении административного расследования, постановления-квитанции либо постановления предупреждения).  
       При применении общего порядка производства протокол об административном правонарушении составляется немедленно либо в течение двух суток с момента выявления нарушения. Данный документ по сути является обвинительным актом в совершении правонарушения, в нем содержатся (указываются) все доказательства факта нарушения и вины конкретного лица. После составления протокол об административном правонарушении и все имеющиеся материалы дела в течение суток направляются на рассмотрение уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении к ответственности. В случае выявления правонарушений, когда для составления протокола и в целях установления обстоятельств дела необходимо совершение процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, применяется так называемый специальный порядок производства с назначением административного расследования. По закону оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения в течение месяца с момента возбуждения дела с возможностью продления данного срока. По делам о нарушениях таможенных правил срок административного расследования может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа в общей сложности до шести месяцев (по остальным делам максимальный срок расследования составляет два месяца). В процессе расследования применяются такие процессуальные действия, как изъятие, арест товаров, может проводиться экспертиза и др. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении (который потом направляется на рассмотрение в общем порядке) либо выносится постановление о прекращении дела.  
       Согласно требованиям статей 28.6, 32.3 КоАП РФ упрощенная форма производства по делам об административных правонарушениях заключается в назначении наказания (только предупреждения или штрафа), а также исполнении решения о назначении этого наказания на месте совершения правонарушения и немедленно после его выявления при соблюдении определенных условий. Такой порядок применим только в случае выявления правонарушений, не представляющих большой степени общественной опасности, когда вина лица, привлекаемого к ответственности, очевидна и оно не отрицает ее и (в случае назначения штрафа) готово добровольно уплатить штраф. Такой порядок нацелен на обеспечение оперативности производства по делам определенной категории и позволяет принять решение по делу лицу, выявившему правонарушение, не задействуя общего достаточного сложного и длительного механизма привлечения к ответственности с передачей дела на рассмотрение специально уполномоченному на то органу (должностному лицу).  
       Вместе с тем, в настоящее время должностные лица таможенных органов вправе осуществлять административное производство в упрощенной форме лишь путем вынесения постановлений-предупреждений по отдельным нарушениям, санкциями которых предусмотрено наказание в виде предупреждения (взыскание штрафов по постановлениям-квитанциям не применяется). К таким нарушениям относятся деяния, предусмотренные статьей 16.5 КоАП РФ (нарушение режима зоны таможенного контроля) и частью 3 статьи 16.23 КоАП РФ (несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Административные правонарушения в области таможенного дела на современном этапе

2.1. Нарушения таможенных  правил и административных правонарушений  на примере Читинской таможни

Борьба с теневым сектором экономики, который формируется за счет проникновения на внутренний рынок страны контрафактных товаров является одной из важнейших задач таможенных органов. За 2011 год должностными лицами Читинской таможни было выявлено 161 517 единиц контрафактных товаров. Из них 153 986 единиц выявлено при таможенном контроле и 5301 единица в результате совместных мероприятий с правоохранительными структурами Забайкальского края,- сообщает пресс-служба Читинской таможни. Основными категориями товаров, задержанных за 2011 год по делам о незаконном использовании товарных знаков и делам, связанным с нарушением авторских и смежных прав стали – канцелярские товары, игрушки, предметы одежды, сотовые телефоны

В Читинской таможне должностными лицами отдела контроля таможенной стоимости  за 8 месяцев 2011 года было проведено 133 проверки соблюдения участниками внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) актов валютного  законодательства РФ и актов органов  валютного регулирования. В результате было выявлено 236 случаев нарушения  валютного законодательства, - сообщает пресс-служба Читинской таможни

По выявленным фактам было возбуждено 145 дел по административным правонарушениям  на сумму  1 миллион 59 тысяч рублей. Из них:  по ч.1 ст. 15.25 «Осуществление незаконных валютных операций» - 1 дело, по ч.4 ст. 15.25 «Невыполнение резидентом в установленный срок обязанностей по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ»  - 132 дела, по ч.5 ст.15.25 «Невыполнение резидентом в установленный срок  обязанности по возврату в РФ денежных средств» - 2 дела и по ч.6 ст.15.25 – «Несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и  отчетности по валютным операциям – 10 дел.

За прошедший период 2012 года Читинской таможней уже выявлена 124 681 единица контрафактной продукции.   В судах рассмотрено и принято в пользу таможенных органов 14 дел об административных правонарушениях по ст.14.10 КоАП РФ.

Основными категориями товаров, по делам о незаконном использовании  товарных знаков и делам, связанным  с нарушением авторских и смежных  прав, стали: спортивная одежда известных  фирм: «Adidas», «NIKE», «PUMA» , солнцезащитные очки «POLARIZED», канцелярские товары, маркированные товарными знаками «WINX» и «BAKUGAN» и др.    

Эксперты отмечают, что в результате проникновения на потребительские  рынки товаров недобросовестных производителей формируется теневой  сектор экономики, дискредитируется авторитет  отечественных и зарубежных предпринимателей, компании и потребители несут  моральные и материальные потери.   Производители,  официальные дистрибьюторы в бюджет государства  вносят платежи, платят налоги от реализуемой продукции. Предприниматели, занимающиеся реализацией контрафактных товаров с поддельными  товарными знаками, уменьшают  своей деятельностью суммы этих налогов и платежей. 

Важная роль для предотвращения ввоза контрафакта отводится  тесному взаимодействию таможенных органов с правообладателями  и их уполномоченными представителями, так как именно они обладают полной  информацией о ввозимой ими продукции на территорию России. 

Так за 1 квартал 2012 года таможней было направлено 36 запросов в адрес правообладателей и их представителей. В 20 случаях  правообладатели выражали просьбу пресечь незаконную деятельность по использованию товарного знака. 

Постоянно растущий список товарных знаков, вносимых в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, и ежегодно увеличивающееся  количество  выявленных контрафактных товаров, внесенных в него, являются подтверждением необходимости данного сотрудничества.

2.2. Ответственность за нарушение таможенных правил

  В связи с бурным развитием интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС национальное законодательство государств-членов Таможенного союза существенно меняется и поэтапно проходит процессы гармонизации и унификации, что должно позволить постепенно перейти к единому общему правовому регулированию.  Во многих областях таможенного законодательства, касающегося, перемещения товаров, использования таможенных процедур и т.д., унификация практически  завершена, так как ключевые аспекты достаточно четко прописаны в Таможенном кодексе таможенного союза.  Иначе говоря, таможенные правила, по большей части, унифицированы.  Но, Из Таможенного кодекса таможенного союза следует, что административные правонарушения и преступления - административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.  При этом таможенные органы государств - членов таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. В настоящее время вопросы, связанные с нарушением таможенных правил, решаются на уровне национального законодательства государств-членов Таможенного союза.  При этом следует отметить, что после вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза  никаких существенных изменений, в главу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , посвященную административным правонарушениям в области таможенного дела, не вносилось. Ответственность за нарушение таможенных правил регулируется национальным законодательством, которое не приведено в соответствии с международным правовым актом, к коим относится Таможенный кодекс таможенного союза.  В КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение таможенного режима (статья 16.19), в частности, за несоблюдение условий помещения товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, а также за пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенного режима, под который они помещены.  Данная статья достаточно часто применяется на практике таможенными органами.  
Но Таможенный кодекс таможенного союза не содержит понятия «таможенный режим». Товары в соответствии с названным кодексом при ввозе/вывозе помещаются под одну из установленных таможенных процедур. В случае несоблюдения участником внешнеэкономической деятельности условий помещения товаров под какую-либо процедуру, он не может быть привлечен к ответственности по статье 16.19 КоАП РФ, поскольку диспозиция данной статьи говорит о помещении товаров под таможенный режим, а такое понятие в действующем таможенном законодательстве отсутствует.  Исключения могут составлять некоторые случаи, предусмотренные Разделом 8 Таможенного кодекса таможенного союза («Переходные положения»).  Отсутствует унификация законодательства об административной ответственности и на уровне национальных законодательств государств-членов Таможенного союза.  Правовые нормы в области ответственности за нарушение таможенного законодательства в государствах-членах Таможенного союза имеют серьезные отличия, что приводит к объективным противоречиям на пути к формированию единого экономического пространства. Так, например, ни в Республике Беларусь, ни в Республике Казахстан не установлена ответственность за нарушение сроков временного хранения (статья 16.16 КоАП РФ) или за представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (статья 16.17 КоАП РФ).  Однако в КоАП РФ отсутствуют нормы, определяющие ответственность за неуведомление о пересечении таможенной границы или за неостановку транспортного средства в месте, определенном таможенным органом, в то время ответственность за указанные правонарушения установлена и в Республике Беларусь, и в Республике Казахстан.  Существенно отличаются и санкции за те правонарушения, ответственность за которые предусмотрена во всех государствах-членах Таможенного союза. Что касается уголовного законодательства, то во всех государствах-членах Таможенного союза существует абсолютно разный подход к определению, например, предмета контрабанды. Безусловно, это лишь небольшая часть примеров, свидетельствующих об отсутствии унификации законодательства государств-членов таможенного союза в области ответственности за нарушение таможенных правил.  Для преодоления различий в национальных правовых системах в области юридической ответственности 5 июля 2010 года государствами-членами Таможенного союза было подписано два важных,  международных документа. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза (далее – Договор) и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее – Соглашение).  Договор и Соглашение ратифицированы Российской Федерацией Федеральными законами от 05.04.2011 № 59-ФЗ и от 07.02.2011 № 13-ФЗ, соответственно.  В соответствии с Соглашением виды преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности определяются законодательством Сторон с особенностями, установленными названным Договором.  При этом каждая из Сторон обязуется принять меры по внесению изменений в свое законодательство и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний. Иными словами,  Договор устанавливает, что, как и было ранее, вопросы административной и уголовной ответственности решаются на уровне национального законодательства государств-членов Таможенного союза, то есть предусматривает лишь  частичную унификацию законодательства.   Лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории таможенного союза, подлежит привлечению к ответственности по законодательству той Стороны, на территории которого выявлено административное правонарушение. Соответственно, административный процесс (производство) ведется также по законодательству этой стороны.  Договором специально установлена норма, что в случае недоставки товаров и документов на них в место доставки, лицо подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той стороны, таможенными органами которой товары были выпущены в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.  
Также установлено, что лицо, в отношении которого вступило в законную силу решение по делу об административном правонарушении на территории одной Стороны, не может за то же самое деяние привлекаться к административной ответственности другой Стороной.  
 Договор определяет и область правовой ответственности сторон при выявлении уголовных преступлений. В случае невозможности определения места совершения преступления, таковым считается место его обнаружения. Если же преступления совершаются на территории нескольких сторон, местом их совершения считается территория стороны, на которой было совершено последнее преступление, а уголовное дело может расследоваться на территории той стороны, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них. В случае невыдачи одной из сторон договора гражданина этой стороны, в отношении которого осуществляется уголовное преследование другой стороной, уголовное дело в отношении данного лица передается стороне договора по гражданской принадлежности.  
Как и при привлечении к административной ответственности, лица не могут привлекаться к уголовной ответственности за одно и то же деяние Стороной, на территории которой соответствующее судебное решение не вступало в законную силу. 

Информация о работе Административные правонарушения в области таможенного дела