Уровни общения и его особенности в различных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:44, реферат

Краткое описание

В последнее время психология общения получила чрезвычайно широкое распространение и применение, ибо проблема общения весьма неоднозначна. Деловая встреча, отношения с коллегами, даже просто общение с близким человеком требует некоторых навыков. Как им научится? Это под силу каждому!
Общение с деловым партнером не может проходить во фривольной манере; в то же время родственники не оценят нашего презентабельного тона во время ужина. Каждый из нас замечал, что при общении с людьми на работе, учебе, официальных встречах нередко возникает чувство формальности, неискренности общения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность общения: функция и виды общения………………………….4
2. Основные категории общения и их характеристика……………………10
3. Уровни общения и его особенности в различных условиях…………...15
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………...…21

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.21 Кб (Скачать)

Общение порождается потребностями  в совместной деятельности и включает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, выработку  единых структур взаимодействия.

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов.

Каждый акт определяется:

а) субъектом - инициатором  общения,

б) субъектом, которому адресована инициатива,

в) нормами, по которым организуется общение,

г) целями, которые преследуют участники общения,

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Выделяют следующие виды общения:

  • социально-ориентированное общение;
  • групповое предметно ориентированное общение;
  • личностно ориентированное общение.

Категория общение относится  к одной из коммуникативных категорий. Коммуникативные категории, по определению  З.Д. Поповой и И.А. Стернина, - «самые общие коммуникативные (концепты) понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию о том, «как тот или иной носитель языка понимает характеризуемое явление, что он включает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с данным понятием, как он «вписывает» данную категорию в состав других коммуникативных и некоммуникативных мыслительных категорий»4

Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, тем или иным образом упорядочивают  ментальные представления о нормах и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом - явление, характерное для всех когнитивных категорий. Основное назначение коммуникативных категорий - не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе.

Содержание коммуникативной  категории представляет собой некоторую (не очень жёстко) упорядоченную  совокупность суждений, установок, ментальных стереотипов, правил, касающихся общения.

К коммуникативным категориям относятся категория общения, категории  вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности, коммуникативной ответственность, эмоциональность, коммуникативной оценочности, коммуникативного доверия, коммуникативного давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, категория тематики общения, грамотности, категория коммуникативного идеала и др.

Можно назвать следующие  некоторые признаки категории общения:

  • установление знакомства между людьми;
  • поддержание определенных связей, отношений;
  • связи могут быть поверхностными или более глубокими (приятельскими, дружескими и т.п.);
  • общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным.

Значение категории общения  определяется тем, что оно позволяет  вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического  опыта человечества в контексте  общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

Можно выделить три основных категории средств общения (тех  операций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения  и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком). Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в том, что  они служат проявлением эмоциональных  состояний, и в этом их первая функция. Но они одновременно используются как  активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции  экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.

Предметно-действенные средства общения. Возникают в совместной деятельности и представляют собой  преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения и статичные  позы.

С их помощью человек не только выражает свою готовность к  общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно.5

Речевые средства общения. Использование  речи для целей коммуникации имеет  принципиальное значение. Л.С. Выготский указывал, что «общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, возможно, только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах». А.А. Леонтьев подчеркивает, что речевая деятельность есть основной вид общения, в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека.

Все основные категории средств  общения формируются у человека прижизненно в процессе реальных контактов с окружающими людьми. Каждая категория средств имеет  свои специфические возможности, определяющие их функцию и роль во взаимодействии.

В общении с окружающими  людьми человек использует средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них  в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.

Байрон Люис, основываясь на работе Вирджинии Сатир, а также Бэндлера и Гриндера, создал модель четырех основных категорий общения. Это модель организована вокруг четырех предпочитаемых репрезентативных систем. Это визуальная система, кинестетическая система, аудиальная система и логическая система.

Исследователь выделил определенные паттерны поведения, которые согласуются  с каждой из категорий общения, особенно в стрессовых ситуациях. Человек-визуал обращает больше внимания на визуальные аспекты взаимодействия. Они включают выражение лица и жесты, а также собственное визуальное воображение внутреннего происхождения. Чтобы адекватно относиться к кому-либо, с кем он разговаривает, для визуала важно расположиться таким образом, чтобы он мог ясно видеть окружающее. Из-за этого визуалы обычно сохраняют расстояния между собой и другими.

Люди, действующие в кинестетической  категории общения, в значительной степени полагаются на чувства, чтобы  понять и осмыслить то, что происходит вокруг них. Наиболее вероятно, что  они обязательно по возможности  займут такое место, которое позволит им буквально дотронуться до людей, с которыми они разговаривают.

Аналогично и для аудиальной и дискретной категорий общения.

Хотя люди, действующие  на основе какой-либо одной репрезентативной системы, способны использовать любую  другую систему, они обычно полагаются на предпочитаемую ими систему для  получения большего количества информации.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Уровни общения и его особенности в различных условиях

Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек  одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного  клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни  и еще выполнять при этом обязанности  матери или отца семейства. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее  той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать  от него определенного поведения. Такие  ожидания будут различны в зависимости  от того, идет ли речь о враче, студенте, футболисте, руководителя предприятия  или правительственном чиновнике.

В свое время видный советский  психолог Б.Г. Ананьев, одним из первых указавший на многоуровневую, иерархическую, многомерную организацию общения, различал макро-, мезо- и микроуровни общения: общество, в котором общающиеся люди живут, различные типы коллективов, членами которых они выступают, ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают в контакт, а также формирующиеся и реализующиеся в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности.6

Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения. Макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля. При любых социальных условиях люди взаимодействуют на всех уровнях.

Обычно рассматривают  две формы межличностного общения: монологическая, когда только одному из партнеров отводится роль активного  участника, а другому — пассивного исполнителя, и — диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве участников. Слов, обозначающих процесс общения двух людей, не так уж много — беседа, разговор, диадическое общение (общение двоих). Людей, принимающих участие в этом процессе, называют собеседниками, говорящим и слушающим или же партнерами по общению. Трудно представить большее многообразие жизненных ситуаций, чем то, которое складывается, когда двое людей вступают в контакт друг с другом. Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча врача с пациентом, и беседа ученика с учителем, и т.д. Каждая из них характеризуется своими особыми проявлениями. Для разговора начальника с подчиненным обычно соблюдение достаточно большой пространственной дистанции (не менее 1,5 м) и избегание долгих прямых взглядов.

Совсем по-другому складывается общение влюбленных. Увеличение пространственной дистанции между ними говорит  о том, что они в ссоре, чаще всего они стремятся прикоснуться друг к другу. Данные психологических  экспериментов свидетельствуют, что  никто так долго, как влюбленные, не смотрит в глаза друг другу. Их взгляды служат подтверждением взаимной любви, стремлением к близости.

Эти параметры (пространственная близость и направленность взгляда) далеко не исчерпывают специфику  подобных ситуаций. К ним добавляются  множество других: интонации и  пазы в речи, наиболее часто употребляемые  слова и т.д.

В наиболее общем виде средства общения разделяются на две большие  группы — вербальные и невербальные. В первую группу попадает все, что  связано с речью, то есть как и  что люди говорят друг другу. Во вторую группу войдут мимика и жесты, позы, взгляды, организация пространства общения и т.д.

Главную роль в общении  играет речь. В процессе «говорения»  важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится  вначале, а что потом, соответствуют  ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы — настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми — друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения — умение слушать. Когда человек внимательно слушает  другого человека, в нем буквально  все — глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние  и множество других «невербальных  мелочей», таких, как время и место, где она происходит, ее длительность и т.д.

В социальной психологии существует множество типологий общения, использующих самые разные основания, — длительность, позиции участников, особенности  их взаимодействия и т.д. Оптимальным  будет выделение наиболее часто  встречающихся обыденных ситуаций: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическую беседу и интимно-личностное общение.

Деловое общение — это  ситуация, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого  соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие возникает  между людьми, не состоящими друг с  другом в близких межличностных  отношениях (между коллегами, двумя  коммерсантами, начальником и подчиненным  и т.д.), и статус каждого из партнеров  по отношению к другому четко определен. В таких ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которого деловая беседа состояться не может.

Воспитательное общение  — это ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представлять себе желаемый результат, то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить и  т.д. Такие беседы возможны, когда  обучающий обладает ситуационно  или постоянно авторитетом и  знаниями.

Диагностическое общение, цель которого — сформировать определенное представление о собеседнике  или получить у него какую-либо информацию (таково общение врача с пациентом  и т.п.). Партнеры находятся в различных  позициях: один спрашивает, другой —  отвечает. Чтобы получить полноценный  ответ, спрашивающий должен правильно  задавать вопросы, учитывая собственный  статус и статус отвечающего, его  готовность давать ответы и т.д.

Интимно-личностное общение  во многом уникально и специфично. Оно возможно только когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют  себя на равных, одинаково заинтересованы в установлении и поддержании  доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает  между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

Информация о работе Уровни общения и его особенности в различных условиях