Стереотипизация как условие осуществления массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:02, сочинение

Краткое описание

В последние несколько десятилетий, когда средства массовой коммуникации вышли на качественно иной уровень, в том за счет стремительного распространения и развития сети Интернет, тематика влияния средств массовой коммуникации на общественное мнение и сознание отдельно взятого человека становится особенно актуальной.
В этой связи уместно упомянуть утверждение Абраама Антуана Моля о том, что «СМИ фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры.

Файлы: 1 файл

ЩStereotipizatsia Ерофеевская Е.В 610 зсу.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

Минобрнауки России

__________________________________________________________________

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный технологический  институт

(технический университет)»

__________________________________________________________________

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра Управления персоналом и рекламы

 

 

ЭССЕ

на тему «Стереотипизация как условие осуществления массовой коммуникации»

 

 

 

Работу выполнила:

 студентка  группы 

Работу проверила:

старший преподаватель  кафедры 

управления  персоналом и рекламы

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Введение

 

В последние несколько десятилетий, когда средства массовой коммуникации вышли на качественно иной уровень, в том за счет стремительного распространения и развития сети Интернет, тематика влияния средств массовой коммуникации на общественное мнение и сознание отдельно взятого человека становится особенно актуальной.

В этой связи  уместно упомянуть утверждение  Абраама Антуана Моля о том, что «СМИ фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность понятия  стереотипа

 

Американский  писатель, журналист и исследователь  Уолтер Липпман, который ввел в широкое употребление само понятие «стереотипа» предполагал, что формируемые социальные стереотипы в первую очередь помогают человеку ориентироваться в массиве социальной информации.

Формирование  единого мнения в эмоционально воспринимаемых стереотипах является, по мнению Липпмана, важнейшим элементом общественного мнения. Таким образом, само общественное мнение распространяется посредством стереотипов, оно «навязывается» целевой аудитории через привитие положительных либо отрицательных стереотипов.

Основную причину  устойчивости стереотипов Липпман  видел в их функции защиты социальных ценностей соответствующей социальной группы. По его утверждению, «не  удивительно, что любое посягательство на стереотип представляется посягательством  на основы нашего мироздания». Следовательно, можно утверждать, что средства массовой коммуникации формируют образы, которые и являются основой «картины мира» целевой аудитории.

Стереотипы, по Липпману, изначально возникают спонтанно, в результате «неизбежной потребности в экономии внимания». Они содействуют закреплению привычек и традиций. «Они — крепость, стоящая на страже наших собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем». Также стереотипы оказывают влияние на формирование нового эмпирического опыта: «Они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воспринимаем в своей памяти». «Стереотип однозначен; он делит мир на две категории — на «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становится синонимом понятия «хорошо», а незнакомое — понятия «плохо». В конечном результате стереотип способствует социально-политическому единению группы.

Основную причину  устойчивости стереотипов Липпман  видел в их функции защиты социальных ценностей соответствующей социальной группы. По его утверждению, «не  удивительно, что любое посягательство на стереотип представляется посягательством на основы нашего мироздания». Следовательно, можно утверждать, что средства массовой коммуникации формируют образы, которые и являются основой «картины мира» целевой аудитории.

Стереотип можно рассматривать как простейший механизм взаимодействия или форму коммуникации, одновременно определяющий степень социализации людей. По утверждению А. А. Тертычного, сила стереотипов  заключается в том, что они «автоматизируют наше мышление, помогают без всяких затруднений давать оценку тем явлениям, которых касаются стереотипные суждения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика стереотипизации  в средствах массовой коммуникации

 

Как мы упомянули выше, массовая коммуникация сегодня это феномен, буквально пронизывающий все  стороны современного общества и  воздействующий на массовое и индивидуальное сознание самыми разнообразными методами и совершенно неоднозначно.

Массовая коммуникация оказывает созидающее и закрепляющее влияние на социальные стереотипы, т.е. упрошенные и схематичные представления  о социальных объектах, широко распространенные в общественном мнении. Стереотипы могут возникать в отношении  других классов, групп, этносов, пола и т.д.

Сегодня средства массовой информации устойчиво являются главным инструментом распространения  информационных сообщений и формирования общественного мнения. Современный  человек вынужден обращаться к СМК  для постоянного обновления сложившейся информационной «картины окружающего мира». Более того, каждый современный гражданин фактически не имеет возможности оставаться вне поля воздействия СМИ. Что, в свою очередь, создает возможности для воздействия, а часто и манипулирования массовым сознанием.

Следует учитывать, что на содержание информационных сообщений, передаваемых СМИ, безусловно, оказывают  влияние экономические, а также  в значительной мере политические и  идеологические факторы.  Таким образом, информационная коммуникация, несомненно, осуществляется кем-либо и для чего-либо. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением какой-либо группой или человеком конкретных целей. 

При помощи средств  массовой коммуникации современный  человек может без значительных затрат энергии и времени познать то, что было недоступно ему без чужой помощи. Для того чтобы эффективно воспринимать массивы разнообразной и быстро меняющейся информации, человек склонен к усвоению более простых и доступных информационных моделей и «образов». Эта реконструкция происходит в соответствии со строгим отбором того, что сообщать и что должен знать потребитель.

Так, многие исследователи  отмечают наличие в отражении  СМИ и средствах рекламы явных  гендерных, национальных, возрастных стереотипов. Кроме этого, очевидно влияние средств массовой коммуникации на политическую и экономическую сферы общественной жизни.

Посредством влияния СМИ люди и бренды становятся известными, создается их определенный образ в глазах общественности, косвенно определяются результаты голосования. Влияние СМИ на избирателей происходит не только в период проведения предвыборной кампании, но и задолго до ее официального начала посредством создания у целевой аудитории определенного образа политической реальности.

Внедряя определенные стереотипы, СМИ способны создать у населения чувство опасности или дискомфорта, вольно или невольно диктуя тем самым определенные сценарии поведения и делая людей «заложниками» чьих-то политических решений.

Так, справедливо утверждение, что в настоящее время информация превратилась в инструмент борьбы за власть, а постоянные достижения в области технологии делают его структурным элементом стратегии государства. Именно поэтому информация поступает к конечному потребителю в значительно «обработанном» виде. Средства массовой коммуникации навязывают определенные правила трактовки существующих социальных отношений, нередко выполняющих потребности существующего общественного порядка.

 

 

 

Заключение 

 

На сегодняшний  момент нет единого взгляда на сущность и природу социального стереотипа. Есть мнение, что стереотип общественного сознания всегда искусственно организован и осуществляется в масс-медиа на основе конкретного социального заказа. Кто-то считает, что стереотипное мышление складывается спонтанно. Другие же утверждают, что стереотипы поддерживаются сознательно, с помощью специально и исторически внедряемых в обыденное сознание «незыблемых» точек зрения, охватывающих все сферы социальной жизни, включая культуру и политику, и в конечном итоге принимающих силу правил и законов.

История же развития нашей страны содержит немало примеров возникновения, изменения и исчезновения различных социальных стереотипов, что связано с изменением экономических, политических или социальных внешних факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Богомолова Н. Н., Социальная психология массовой коммуникации: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2010 г.;
  2. Кара-Мурза С., Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000 г.;
  3. Мельник Г.С,  Маss-Media: Психологические процессы и эффекты, — СПб, 1996 г.;
  4. Осипова Г.В., Социология. Основы общей теории, под редакцией, «НОРМА»,М., 2007

 



Информация о работе Стереотипизация как условие осуществления массовой коммуникации