Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:12, курсовая работа
По уставу Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Однако ряд специалистов (Л.Г.Татарникова, 1995; Э.Н.Вайнер, 1998 и др.) подчеркивают не совершенность такой формулировки, и дают свою оценку.
Интересна мысль у В.П.Казначеева (1980), о том, что здоровье человека целесообразно определять как процесс сохранения и развития его биологических и физиологических, а также психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1Внутриличностные конфликты...........................................................................
1.1 Исторические подходы к изучению внутриличностных конфликтов……
1.2 Понятие внутриличностного конфликта
1.3 Виды внутриличностных конфликтов
1.4 Причины и последствия внутриличностного конфликта
2.
2.1 Способы разрешения внутриличностных конфликтов
2.2 Эмпирическое исследование причин возникновения внутриличностных конфликтов…………………………………………………………….....…
2.2.1 Программа исследования……………………………………………
2.2.2 Анализ результатов…………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………...........
Список литературы…………………………………………………………….
Приложение…………………………………………………………..………....
2.2 Эмпирическое исследование причин возникновения внутриличностных конфликтов и способы их разрешения.
2.2.1
Программа исследования
Цель работы – изучить аспекты, влияющие на возникновения внутриличностных конфликтов.
Задачей является выяснить способы разрешения внутриличностных конфликтов:
Гипотезы:
Методы:
2.2.2Анализ результатов:
Первым этапом при исследовании стал «Тест эмоций (Басса-Дарки)».
Цель применения данной
В тесте 35 утверждений. Испытуемый, читая опросник, должен выразить свое согласие или несогласие с соответствующими утверждениями. Текст теста и ключи к нему представлены в Приложении 1.
Тест проходило 15 респондентов, в возрасте от 19 -22 лет.
Анализируя
данные, показанные в диаграммах (Приложение
2), следует обратить внимание на то, что
у испытуемых представлены высокие баллы
практически по всем шкалам. Качественный
анализ данных позволяет сделать вывод
о том, что по шкалам косвенная агрессия
(66%), раздражительность (80%) и словесная
агрессия (93,3%)самые высокие показатели.
Представленные результаты характеризуют
поведение испытуемых, как несдержанное,
агрессивное, возможно использование
ненормативной лексики или «черного»
юмора. Повышенной физической агрессией
обладает большинство из опрошенных
мужчин (26,6%), средний показатель по этому
пункту составляет (33,3%) и низкий показатель
(40%) опрошенных. Завышенные показатели
обидчивости (53,3)и подозрительности (40%),
это означает, что агрессивная ситуация
может вызвать внутренние переживания
у респондентов и многие из них ищут тайный
умысел в поступках других людей. Показатели
негативизма составляют самые высокие
у (20%) опрошенных, у (60%) средний и заниженный
(20%). Рассматривая полученые данные, следует
сделать вывод о том, что большинство
испытуемых затрудняются справятся с
собственными негативными эмоциями,
что говорит о дисгармонии с самим собой.
Всего лишь 30% испытуемых имеют умеренно
выраженную агрессивность, что характеризует
их как уверенных в своей правоте и продуктивных
в своих действиях.
Вторым методом исследования стало интервьюирование. Я выбрала именно данный способ, потому что с помощью него можно фиксировать не только вербальные ответы, но и невербальную реакцию респондента. Тем самым получаемая информация полнее, глубже и достовернее.
В интервьюирование участвовало 8 человек. Респондентам были заданны открытые вопросы (Приложение 3).
По итогам исследования, можно сказать, что 62,5% опрошенных редко испытывают негативные эмоции, а 37,5 % очень часто сталкиваются с неприятными переживаниями.
Среди ответов респондентов на вопрос «Чем обусловлены ваши негативные эмоции?» встречаются такие формулировки: «окружающей меня обстановкой, если все идет не так как я задумала», «неразборчивостью в собственных желаниях и действиях», «стрессами, конфликтными ситуациями», «внутренней нервозностью, могу порой закатить скандал на пустом месте, если скопилось много негативной энергии».
Среди ответов на вопрос «Во что чаще всего выливаются ваши негативные эмоции?» были даны ответы: «В слёзы, обиды», «Я начинаю ругаться с окружающими, а потом жалею об этом», «Эмоциональные всплески, конфликты».
В ходе интервьюирования мной были выявлены несколько способов преодоления негативных эмоций. К конструктивным можно отнести: «медитации», «принятие ванны», «здоровый сон», «переосмысливание ситуации, которая вызвала негативные эмоции», «поиск позитивных моментов в любых обстоятельствах», «творчество» и.т.д. К деструктивным относится: «Выплескиваю негатив на близких», «позволяю себе злые шутки», «стараюсь об этом не думать».
Согласно проведенному исследованию, можно сказать, что все респонденты испытывают в своей жизни переживания. И это нормальный процесс для человека, который постоянно сталкивается с проблемами современного общества. Главное необходимо научится понимать себя и сохранять духовный комфорт. И тогда внутриличностный конфликт обойдет стороной.
В
результате данной работы была доказана
гипотеза исследования и решены задачи.
Заключение
Подводя итог курсовой работы, стоит отметить, что поставленная цель такая как, изучить социальные и психологические аспекта внутриличностного конфликта и выявить способы преодоления таких конфликтов на практике, была достигнута. Также выполнены следующие задачи:
Из первой главы я могу сделать вывод о том, что до научного объяснения внутриличностного конфликта большой вклад в его описание и понимание внесла философская и художественная литература.
Анализируя теоретические подходы к изучению внутриличностного конфликта, можно определить, что в основе него лежат личностно значимые противоречия между мотивационными образованиями индивида, которые находят свое отражение в различных сферах жизнедеятельности. Причины внутренних конфликтов лежат либо в неблагоприятных жизненных ситуациях, либо в нерешенных противоречиях, произошедших в раннем возрасте. Также на них влияет процесс столкновения личности и среды.
После проведения эмпирического исследования мною были рассмотрены способы выхода из внутриличностных конфликтов. Существует два способа:
Подводя
итоги курсовой работы, можно сказать
о том, что внутриличностный конфликт
играет неоднозначную роль в развитии
личности: он может выступать и как источник
воспитания внутренних ценностей, и как
причина невротических реакций. И если
выход из конфликта не найден или использование
психологических защит не ведет к устранению
чувства тревоги, страха, - то такой конфликт
является источником неуверенности личности,
неустойчивости ее поведения, неспособности
добиваться сознательно поставленных
целей.