Социальные аспекты развития внутреннего мира человека и скрытые глубинные мотивы формирования его внутриличностных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

По уставу Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Однако ряд специалистов (Л.Г.Татарникова, 1995; Э.Н.Вайнер, 1998 и др.) подчеркивают не совершенность такой формулировки, и дают свою оценку.
Интересна мысль у В.П.Казначеева (1980), о том, что здоровье человека целесообразно определять как процесс сохранения и развития его биологических и физиологических, а также психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1Внутриличностные конфликты...........................................................................
1.1 Исторические подходы к изучению внутриличностных конфликтов……
1.2 Понятие внутриличностного конфликта
1.3 Виды внутриличностных конфликтов
1.4 Причины и последствия внутриличностного конфликта
2.
2.1 Способы разрешения внутриличностных конфликтов
2.2 Эмпирическое исследование причин возникновения внутриличностных конфликтов…………………………………………………………….....…
2.2.1 Программа исследования……………………………………………
2.2.2 Анализ результатов…………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………...........
Список литературы…………………………………………………………….
Приложение…………………………………………………………..………....

Файлы: 1 файл

Моя курсовая по конфликтологии.docx

— 126.87 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

«Государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования»

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Кафедра социальных технологий 

Курсовая  работа

по дисциплине «Конфликтология»

на тему: «Социальные аспекты развития внутреннего мира человека и скрытые глубинные мотивы формирования его внутриличностных конфликтов». 
 
 

Выполнил: студент группы ССО-08-1

Майкова.К.В 

Проверила: Чупашева Е.В. 
 
 
 
 
 

Тюмень, 2011

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

1Внутриличностные конфликты...........................................................................

1.1 Исторические подходы к изучению внутриличностных конфликтов……

1.2 Понятие  внутриличностного конфликта

1.3  Виды внутриличностных конфликтов

1.4 Причины и  последствия внутриличностного конфликта

2.

2.1 Способы разрешения внутриличностных конфликтов

2.2 Эмпирическое исследование причин возникновения внутриличностных конфликтов…………………………………………………………….....…

2.2.1 Программа исследования……………………………………………

2.2.2 Анализ результатов…………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………...........

Список литературы…………………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………..……….... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     По  уставу Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Однако ряд специалистов (Л.Г.Татарникова, 1995; Э.Н.Вайнер, 1998 и др.) подчеркивают не совершенность такой формулировки, и дают свою оценку.

     Интересна мысль у В.П.Казначеева (1980), о том, что здоровье человека целесообразно  определять как процесс сохранения и развития его биологических  и физиологических, а также психологических  возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности  жизни.

     Л.Г.Татарникова  (1995), Э.Н.Вайнер (1998) отмечают методологическую неточность данного понятия, утверждая, что здоровье характеризуется как интегральный показатель функционирования организма в целом.

     Анализ литературных источников показал, что несмотря на обилие определений, точек зрения на понимание сути здоровья, до настоящего времени нет единства подходов его определения и оценки. Наряду с этим всех авторов объединяет мысль, что здоровье должно отражать способность человека сохранять свое равновесие через совершенную адаптацию к меняющимся условиям среды, то есть активно сопротивляться таким изменениям с целью сохранения и продления жизни.

     Кроме того, понятие здоровья должно определять возможности выполнения основных функций человека, учитывая тот факт, что человек есть живая система, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственные и приобретенные начала.

     Духовное  здоровье – это способность чувствовать духовные ценности и взаимодействовать с ними, любить, творить добро, созидать нравственно чистые эстетические творения. 

     Социальное  здоровье - понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.     

 Физическое  здоровье - это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

     Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленного потребностями биологического и социального характера.

 

     Именно  эти аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой – понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассматривать единый духовно-психологический аспект здоровья.

     Хочется особо подчеркнуть, что духовная составляющая является собственно человеческим компонентом здоровья, отличительной  сущностью человека от иных живых  существ. В нашем мире, именно духовная составляющая определяет здоровье человека как личности.

     Личность - это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.  Понятие личности связано с понятием индивидуальности - это единство неповторимых личностных свойств, отношение конкретного человека к миру.

     На  протяжении всей жизни человеку постоянно приходится подстраиваться и сталкиваться с социальными изменениями  и острыми проблемами современного общества, требующие от человека самостоятельного решения множества проблем личностного и социального характера. Любые изменения могут повлечь за собой негативные психологические последствия, что может привести к внутриличностному конфликту. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна. Человек, который считает себя всегда правым и у которого всегда «спокойная совесть», такой человек, по мнению И. Канта, не может быть моральным человеком, который «никогда не свободен от вины». А с точки зрения другого великого философа — В. Соловьева в этом проявляется сама сущность человека, его отличие от животных.

     Ситуация  внутриличностного напряжения не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я», как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.

     Актуальность  рассматриваемой темы обусловлена тем, что личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя, носителем которых она и является. Можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека - это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого никуда не деться. Знания о сущности, мотивах, причинах возникновения, последствиях и способах разрешения и предупреждения внутриличностных конфликтах необходимы каждому человеку.

     Объектом  изучения данной работы является внутриличностный конфликт, как один из основных аспектов современной личности. Предметом исследования являются процессы, происходящие внутри личности при совершении такого конфликта и способы их разрешения.

     Основной  целью данной работы является изучение социального и психологического аспекта внутриличностного конфликта. Исследование данной темы также дает возможность реально оценить способы преодоления таких конфликтов на практике.

       Гипотеза состоит в следующем:

     Причинной возникновения внутриличностных конфликтов является, давление социальных и психологических аспектов на человека. Что приводит к постоянным внутренним противоречиям и негативным эмоциям, которые человек накапливает в себе. И если не уметь выплескивать свои переживания, то можно навсегда потерять гармонию с самим собой.

     Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие внутриличностного конфликта;
  • изучить основные условия возникновения такого конфликта;
  • охарактеризовать виды внутриличностных конфликтов;
  • выработать способы разрешения внутриличностных конфликтов;
  • обобщить полученный материал и отразить его в данной работе.
 

    Для реализации поставленных  в работе цели и задач используется  следующий комплекс методов исследования: описание, анализ, синтез, обобщение,  сравнение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Внутриличностные конфликты

1.1Исторические  подходы к изучению  внутриличностных конфликтов.

     Задолго до научного объяснения внутриличностного конфликта большой вклад в его описание и понимание внесла философская и художественная литература.

     Вспомним  Ф. М. Достоевского — гениального представителя и философского и художественного творчества. Каждый, кто знаком с его произведениями, неоднократно сопереживал страданиям их героев, разрывающихся в самоанализе между различными сторонами своих чувств и сознания, и не раз “примерял” на себя тяжкую ситуацию выбора, который стоял перед ними. Да и самому автору постоянно приходилось разгадывать эту “загадку” вечного противоборства двух сущностей одного и того же человека, дуализма мотивов добра и зла. Понятно, что поставив себе цель изобразить “все глубины души человеческой”, “найти в человеке человека”, автор не мог не заметить и не описать проявления внутриличностного конфликта, который, как оказалось, свойственен любой личности — от “униженных и оскорбленных” до Алеши Карамазова. Великий писатель дает нам ярчайшие картины высшего выражения внутриличностного конфликта вплоть до раздвоения личности; конфликта, пожирающего саму личность и обрекающего ее на невыносимые страдания.

     Проблема  внутриличностного конфликта активно разрабатывается в зарубежной  и отечественной психологии. Особенность зарубежных исследований состоит в том, что внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы.

     В концепции внутриличностного конфликта в рамках психоаналитического направления акцент делается на его биопсихологической трактовке. У человека в состоянии внутриличностного конфликта происходит столкновение желаний, часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их (3. Фрейд). В теории К. Юнга внутриличностный конфликт — это регресс на более низкий уровень психики, т. е. он происходит в сфере бессознательного. У К. Хорни внутриличностный конфликт анализируется с двух позиций: как столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.

     В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. В основе конфликта, по К. Роджерсу, лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. Другой представитель данного направления — А. Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации.

     По  К. Левину внутриличностный конфликт — это ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, и субъект вынужден делать выбор: между положительной и отрицательной тенденциями; между положительной и положительной тенденциями; между отрицательной и отрицательной тенденциями.

     Сущностью внутриличностного конфликта, по мнению основателя логотерапии В. Франкла, является потеря смысла жизни.

     Когнитивная психология рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс (Л. Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его.

     В рамках бихевиоризма внутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Д. Скинер). В работах необихевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард) конфликт определяется как фрустрация, т. е. реакция на препятствие.

Информация о работе Социальные аспекты развития внутреннего мира человека и скрытые глубинные мотивы формирования его внутриличностных конфликтов