Правовое положение субъектов коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:23, курс лекций

Краткое описание

Субъектами коммерческой деятельности могут являться не все участники гражданско-правовых отношений. В коммерческой (торговой) деятельности имеют право участвовать только те субъекты (участники), которые имеют специальное разрешение на проведение профессиональной торговли или в уставах которых торговля является одной из уставных задач. К таким субъектам относятся:
1) юридические лица;
2) граждане-предприниматели;
3) специальные субъекты.

Файлы: 1 файл

Лекция (Сорокина Ю.В.).doc

— 101.00 Кб (Скачать)

     4. Доля каждого учредителя или  члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. В учреждении биржи не могут принимать участие: служащие данной или иной товарной биржи; юридические лица, руководителями которых являются служащие данной биржи; органы государственной власти и местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (например, государственные и муниципальные служащие).

     5. Члены биржи (лица, участвующие  в формировании уставного капитала  либо вносящие членские и иные  целевые взносы в имущество  биржи) не только имеют право  участвовать в управлении ее  делами, но и быть участником биржевой торговли в качестве членов биржи.

     6. Создание биржи как предприятия  осуществляется в обычном порядке,  но биржевая торговля может  проводиться только на основании  лицензии, выдаваемой Комиссией  по товарным биржам при Федеральной  службе по финансовым рынкам.

     В биржевой торговле принимают участие  две категории членов биржи:

1) полные члены - члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях биржи, а также на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;

2) неполные члены - члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи.

     Кроме того, в торгах могут принимать  участие посетители - лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Они могут быть постоянными и разовыми и приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату.

     Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

     - непосредственно как участники  биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

     - через организуемые ими брокерские  конторы;

     - на договорной основе с брокерскими  фирмами, брокерскими конторами,  независимыми брокерами, то есть  биржевыми посредниками;

     - непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

     В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок:

     - реальные сделки, предусматривающие  взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара;

     - форвардные, предусматривающие взаимную  передачу прав и обязанностей  в отношении реального товара  с отстроченным сроком его  поставки;

     - фьючерсные, предусматривающие взаимную  передачу прав и обязанностей  в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

     - опционные, предполагающие уступку  прав на будущую передачу прав  и обязанностей в отношении  биржевого товара или контракта  на поставку биржевого товара, и др.

     Не  являясь участником сделок, биржа  не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Однако законодательством предусмотрены следующие гарантии в биржевой торговле.

     Биржа обязана организовать расчетное  обслуживание путем создания расчетных  учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.

     Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками, но биржа  имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы за нарушение правил биржевой торговли.

     Биржа обязана проводить по требованию участника биржевой торговли экспертизу качества реальных товаров. 

§ 8. Торгово-промышленная палата Российской Федерации 

     Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ)  – негосударственная, некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей. ТПП может заниматься предпринимательской деятельностью, если только это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная ею прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется (п. 1,2 ст. 1 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ»). Основная цель ТПП – содействие развитию современной промышленности, финансовой и торговой инфраструктуры. Торгово-промышленная палата оказывает помощь российским предпринимателям как в России, так и за границей.

     Для реализации своих уставных целей ТПП:

1) оказывает информационные услуги;

2) ведет реестр надежных и ненадежных партнеров;

3) занимается официальными переводами документации при осуществлении внешнеторговой деятельности;

4) оказывает поддержку в сертификации;

5) проводит экспертизу технической документации, договоров;

6) может заниматься оценочной деятельностью;

7) фиксирует торговые обычаи и свидетельствует в суде;

8) свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров РФ, а также торговые и портовые обычаи, принятые в РФ;

9) выдает сертификаты происхождения товаров при их вывозе в государства – страны СНГ;

10) оценивает и разрабатывает законы и нормативные акты, затрагивающие интересы предпринимателей;

11) может проводить экспертизу товара и приемку товара;

12) выдает разрешения на открытие в РФ представительств иностранных торговых палат;

13) осуществляет сотрудничество с международными Торгово-промышленными палатами, представляет интересы своих членов в Международной торговой палате, Международной ассоциации по охране промышленной собственности, Международном бюро выставок, Международной организации труда, а также в других международных организациях в части, связанной с предпринимательской деятельностью;

14) формирует третейские суды, (Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП, Морскую арбитражную комиссию), утверждает их регламенты;

15) выполняет иные функции в соответствии с законодательством. 

§ 9. Иные специальные участники товарооборота: рынки, ярмарки, аукционы, выставки 

      Рынок представляет собой частную или муниципальную организацию, создающую условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи. Он может рассматриваться и как имущественный комплекс, предназначенный для осуществления торговой деятельности по установленным правилам и нормам, отвечающий требованиям к содержанию его территории и оборудования. Различают универсальные, вещевые, продовольственные и специализированные рынки.

     Администрация рынка предоставляет торговые места  на условиях договора аренды, в котором оговаривается стоимость аренды торгового места, условия оплаты и иные условия. Одновременно она обязуется организовать работу рынка и связанные с его деятельностью процессы, а именно: обеспечивать сервисное обслуживание объектов и мест торговли на территории рынка части энерго-, водо- и тепло- снабжения, а также предоставлять субъектам торговой деятельности весоизмерительные приборы и принадлежности, торговый инвентарь, примерочные кабины, соответствующие техническим требованиям, санитарным нормам и правилам, а также предоставлять субъектам торговой деятельности на платной основе камеры хранения товаров.

      Большую роль в развитии торговли играют ярмарки - организованные, периодически функционирующие рынки машин, оборудования, транспортных средств и других товаров. Это мероприятия, проводимые ярмарочными комитетами, специально создаваемыми для этих целей. Они определяют сроки и место проведения ярмарки, создают рабочие органы, утверждают порядок и режим ее работы, разрешают споры, возникающие при заключении, изменении и расторжении договоров.

      Задачами ярмарок являются:

1) усиление влияния торговли на формирование планов производства товаров;

2) воздействие на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента товаров;

3) внедрение в производство новых изделий;

4) снабжение розничной торговли товарами в соответствии с заказами торговых организаций и с учетом покупательского спроса.

     По  масштабу своей деятельности ярмарки могут быть:

1) международные;

2) общероссийские;

3) региональные;

4) местные;

5) отраслевые;

6) межотраслевые.

     По  товарной специализации ярмарки делятся на:

1) универсальные;

2) специализированные.

      К числу организаторов торговли следует  отнести и аукционы – коммерческие организации, располагающие необходимыми помещениями, оборудованием и персоналом. Чаще всего они организованы в форме акционерных обществ, но аукционная торговля может осуществляться и организациями, для которых торги не являются основным видом деятельности. Сюда относятся аукционы, проводимые биржами, постоянно действующими выставками, художественными салонами и т.д.

      Выставка – это публичная демонстрация достижения тех или иных отраслей материальной или духовной сферы общества, основная цель которой – обмен идеями, теориями, знаниями при одновременном проведении коммерческой работы. Функции выставки заключаются в том, что на выставках проводятся маркетинговые исследования в конкретном сегменте рынка, презентации собственной продукции, обмен информацией между юридическими лицами, а также заключаются договоры по сбыту своей продукции, технологии производства товаров. Выставки классифицируются:

     1) по географическому составу экспонатов;

     2) по тематическому (отраслевому) признаку;

     3) по значимости мероприятия для экономики;

     4) по времени функционирования (постоянные и временные);

     5) по территории (национальные и международные);

     6) общеотраслевые и специализированные.

Субъектами  выставочно-ярмарочной деятельности являются:

1) экспонент – представитель продукции, действующий с целью поиска ее покупателей либо поиска партнеров для совместной деятельности; государство участвует в выставочной деятельности в качестве экспонента оружия;

2) выставочное предприятие (организатор) – юридическое лицо, которое занимается организацией и проведением выставок либо отдельных экспозиций;

3) посетители – это специалисты, которые преследуют свои профессиональные или коммерческие интересы.

     Организаторами  направляется информация о проведении выставки, которая называется безотзывной  офертой. Она носит адресный характер и сообщается в прессе, в нее включаются все существенные условия. Участие в выставке осуществляется на основании заявки, оформление которой называется акцептом. Экспонент обязан уплатить обязательный регистрационный сбор. При отказе от участия сбор возврату не подлежит.

     Организатор выставки:

1) в указанный срок предоставляет площадь или стенд;

2) самостоятельно проводит инженерные и другие виды услуг, работ;

3) страхует сданные в аренду площади;

4) обеспечивает временную охрану. 

Информация о работе Правовое положение субъектов коммерческой деятельности