Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:23, курс лекций
Субъектами коммерческой деятельности могут являться не все участники гражданско-правовых отношений. В коммерческой (торговой) деятельности имеют право участвовать только те субъекты (участники), которые имеют специальное разрешение на проведение профессиональной торговли или в уставах которых торговля является одной из уставных задач. К таким субъектам относятся:
1) юридические лица;
2) граждане-предприниматели;
3) специальные субъекты.
Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Учреждения - организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Ассоциации
и союзы – объединения коммерческих
и иных организаций с целью координации
их предпринимательской деятельности,
а также представления и защиты общих
имущественных интересов. Ассоциация
(союз) не отвечает по обязательствам своих
членов. Члены ассоциации (союза) несут
субсидиарную ответственность по ее обязательствам
в размере и в порядке, предусмотренными
учредительными документами ассоциации.
§ 4.
Классификация торговых
организаций
Торговой организацией признается хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, созданный с целью получения прибыли и осуществляющий деятельность за свой риск по закупке, хранению, реализации товаров, направленную на удовлетворение потребностей рынка.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
Торговые организации можно классифицировать по различным основаниям.
По формам собственности они делятся на государственные, муниципальные и частные.
По задачам и функциям они делятся на предприятия оптовой торговли, предприятия розничной торговли и предприятия общественного питания.
Продавцы на товарном рынке представлены предприятиями оптовой и розничной торговли. Предприятия оптовой торговли осуществляют куплю-продажу товаров в целях их последующей перепродажи, а также оказывают услуги по организации оптового оборота товаров. Предприятия розничной торговли осуществляют куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования. Для ведения хозяйственной деятельности они используют магазины, павильоны, киоски и палатки.
Магазин представляет собой специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. По ассортименту реализуемых товаров принято различать: универсальные магазины, реализующие универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров; специализированные магазины, реализующие одну группу товаров или ее часть, магазины с комбинированным ассортиментом товаров, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности, магазины со смешанным ассортиментом товаров, реализующие отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.
За основу классификации может быть положена характеристика торговой площади и форма торгового обслуживания покупателей. Здесь выделяют: магазины самообслуживания, характеризующиеся открытой выкладкой товаров и дающие покупателю возможность свободного выбора продукции; торговые комплексы, представляющие собой совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующие функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности по инженерному обеспечению (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи), ремонту зданий, сооружений и оборудования, уборке мусора, охране торговых объектов, организации питания служащих и т.п.; торговые центры, образованные совокупностью торговых предприятий и (или) предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин; торговые дома, представляют собой многопрофильные торговые предприятия, интегрированные в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.
Павильон характеризуется наличием оборудованного строения, имеющего торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанного на одно или несколько рабочих мест.
Киоск - это оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющие торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
Палатка представляет собой легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, не имеющую торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанную на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
В
настоящее время в торговле создаются
цепные торговые организации, представляющие
собой объединения, где крупная торговая
организация создает собственную торговую
сеть организаций, заключает договор с
малыми и средними торговыми организациями,
которые получают право на реализацию
определенных видов товаров на конкретном
товарном рынке под торговой маркой основной
организации. Это позволяет снизить издержки
на реализацию продукции, контролировать
ее сбыт и изменение спроса на товар, проводить
более гибкую торговую политику.
§ 5. Представительства и филиалы
Юридические лица вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ и за ее пределами.
Филиал и представительство являются подразделениями юридического лица, его составными частями. Данные подразделения должны быть организационно обособлены в составе юридического лица и располагаться вне его места нахождения.
Отличие обоих подразделений друг от друга заключается в круге выполняемых задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и учредительными документами юридического лица. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, т.е. в функциях, осуществляемых в рамках института представительства, в силу полномочия, основанного на доверенности. Так, например, представительство кредитной организации в отличие от филиала кредитной организации не вправе осуществлять банковские операции.
Подразделения, считающиеся филиалом или представительством, не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют.
Для выполнения своих функций филиал и представительство наделяются создавшим их юридическим лицом необходимым имуществом. Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, но находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит юридическому лицу на ином правовом основании.
Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются органом юридического лица, уполномоченным на это в соответствии с учредительными документами юридического лица. Полномочия руководителя должны быть удостоверены доверенностью, выданной юридическим лицом; полномочия не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале или представительстве и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала или руководитель представительства.
Поскольку филиал и представительство действуют от имени создавшего их юридического лица, т.е. не выступают в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота, то и ответственность за их деятельность несет создавшее их юридическое лицо.
Сведения
о созданных филиалах и открытых
представительствах должны быть указаны
в учредительных документах юридического
лица (место нахождения и другие необходимые
сведения), что позволяет осуществлять
государственный контроль за деятельностью
юридического лица вне места его нахождения
в целях налогообложения, защиты интересов
кредиторов и в иных предусмотренных законом
целях.
§ 6. Правовое положение индивидуальных предпринимателей в торговле
С
момента государственной
Регистрация индивидуальной предпринимательской деятельности производится по месту жительства будущего предпринимателя. Принцип общей правоспособности распространяется на всех предпринимателей, в том числе и на индивидуальных, поэтому они вправе совершать любые сделки, за исключением тех, которые специально запрещены законом. Отдельные виды предпринимательской деятельности требуют специального разрешения – лицензии. Законодательство регулирует последствия незаконной деятельности, связанной с ведением предпринимательской деятельности без государственной регистрации. В случаях, связанных с представительством предпринимателя, предпринимателем является сам представляемый, т. е. то лицо, от имени которого совершаются юридические действия представителем и для которого возникают правовые последствия этих действий. Закон говорит о распространении на индивидуальных предпринимателей принципа полной ответственности, по которому индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Решением арбитражного суда индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом), если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности. С момента вынесения арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом, регистрация его в качестве предпринимателя без образования юридического лица утрачивает свою силу.
Составной частью права на предпринимательство является право предпринимателей иметь имущество в собственности: владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Гражданин,
осуществляющий предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, не зарегистрированный в качестве
индивидуального предпринимателя, не
имеет права на ссылку в отношении заключенных
им при этом сделок на то, что он не является
предпринимателем. Суд может применить
к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах,
которые связаны с осуществлением предпринимательской
деятельности.
§ 7.
Товарные биржи и биржевая
торговля
Товарная биржа - организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст. 2 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).
Товарная
биржа характеризуется
1. Ее деятельность связана с товаром, определяемым родовыми признаками, который реализуется оптом (партиями). Индивидуально-определенные вещи не могут составлять предмета деятельности биржи.
2.
Товарная биржа является
3. Гласность и публичность торгов, что позволяет выполнять функцию котировки цен, то есть установления в масштабах региона или всей страны объективного уровня цены на данный товар в данное время, что отличает биржу от оптовых баз.
Информация о работе Правовое положение субъектов коммерческой деятельности