Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:54, контрольная работа
Электронная демократия – относительно новое понятие, характеризующее общественные и политические процессы с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [1]. В научной литературе с помощью этого термина описываются преимущественно технологические и технические аспекты применения ИКТ. В частности, анализируются технологии
– проведения электронных референдумов и петиционных кампаний в Интернете;
– обеспечения доступа к информации и консультирования населения;
лекция 7
Потенциал коммуникативного пространства Интернет как непосредственной формы электронной демократии
1. Введение
Электронная демократия – относительно новое понятие, характеризующее общественные и политические процессы с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [1]. В научной литературе с помощью этого термина описываются преимущественно технологические и технические аспекты применения ИКТ. В частности, анализируются технологии
– проведения электронных референдумов и петиционных кампаний в Интернете;
– обеспечения доступа к информации и консультирования населения;
– запросов через Интернет и электронной почты и т.д. [2].
При этом сущностные характеристики электронной демократии затрагиваются в меньшей степени [3].
Целью данной главы является представление электронной демократии в контексте мудрости многих. Фактически речь идет о некой форме вынесения коллективной мудрости многих в виртуальное пространство. Новый взгляд на электронную демократию состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии могут и должны предоставить разнообразные возможности выработки мудрой политики и управления на основе расширения коммуникативного пространства гражданского участия, изменения функций и многократного увеличения числа субъектов этого участия.
Из изложенного выше вытекают задачи главы:
1) раскрытие гражданского участия как основного компонента электронной демократии;
2) изучение глобальной сети с позиции коллективной мудрости многих;
3) выявление механизмов «электронной мудрости»;
4) раскрытие потенциала модерации; принципов, задач, правил и методов получения конечного результата;
5) определение возможностей электронной демократии.
2. Электронное гражданское участие – основной компонент электронной демократии
В западных источниках научной литературы аналогом понятия электронной демократии выступает концепт «электронное участие» (e-Participation), что, по сути, означает демократию участия. Концепт «электронное участие», являясь производным понятия «демократия участия», отображает участие граждан в подготовке, осуществлении и принятии решений в жизни общества и государства с помощью современных информационных технологий [4].
Правомерность применения понятия электронного гражданского участия как аналог электронной демократии, на наш взгляд, связано со стремлением отграничить это явление от электронного правительства (e-Government) [5]. Если оно (правительство) нацеливает свою деятельность на повышение оперативности и удобства доступа к услугам государства из любого места и в любое время, то электронное гражданское участие направляет свою активность на использование информационных технологий для расширения участия в управлении самих граждан. В контексте электронного правительства реализуется видение граждан как клиентов государства и государственных служб. Однако сами граждане не рассматриваются как равноправные субъекты управления. Вместе с тем сущность демократии, в том числе её новейшей формы электронной демократии, подчёркивает роль граждан как равноправных и ответственных партнёров других субъектов управления, в том числе и государства.
3. Глобальная социальная сеть и коллективная мудрость многих
Стремительное распространение информационных технологий по планете предполагает актуализацию коммуникативной проблематики с выходом на рассмотрение общества не как некой социальной конструкции, а как коммуникативного пространства, определяющего не только динамику, но и сущность социальных процессов [6]. Новейшей формой коммуникативного пространства выступает Интернет, который представляет глобальную социальную сеть, направленную на построение сообществ в виртуальном пространстве из людей со схожими интересами или деятельностью.
Глобальная сеть, с ее низкими барьерами для входа и размытыми социальными границами, является уникальной средой для формирования и воплощения в жизнь коллективной мудрости многих, как результат электронного гражданского участия. Уточним, что мудрость здесь определяется не только как экспертное знание, но и как определённая проницательность в решении трудных жизненных и социальных проблем [7]. Проницательность – качество человека (не обязательно профессионального эксперта), выражающееся в способности замечать, чувствовать, предвосхищать и прогнозировать намерения, действия и поступки других людей, развитие процессов и явлений в реальных условиях. Понятие «мудрость многих» относится к совместной работе по теме накопления знаний или решения проблемы. Когда все хорошо информированы и имеются условия для свободного обсуждения, возможность того, что множество людей, прикладывая свой здравый смысл и интеллект к решению каких-то вопросов, могут добиться большего, чем избранные индивиды, пусть даже входящих в интеллектуальную или политическую элиту.
Такой подход к определению мудрости правомерен, если она рассматривается с позиции единичного как конкретное образование, присущее конкретному человеку (КЧ) и конкретным людям. Однако с позиции всеобщего и особенного мудрость, являющая собой синтез духовности и методологии деятельности, живого созерцания и общения, выступает как эмпирическая реальность УМ или УМ и ЧМ, материально-ментально-духовное образование и деятельность. Она присуща символической личности родового человека (РЧ) и его видов /см. подробно об этом [8-9]/. Очевидно, что такое осмысление мудрости плодотворно, так как оно, учитывая потенциал данного образования, эволюционно отобранный в прошлом человеческим родом (ЧР) и РЧ и их видами, направляет его на:
– осознание противоречивого настоящего и
– приближение будущего благодаря прогнозированию.
Мудрость ЧР, РЧ и их видов задаёт как потенциал мудрости КЧ, так и потенциал коллективной мудрости людей, совместно работающих над решением определенных задач в нравственно ориентированной формально или неформально созданной организации. На наш взгляд, этот подход будет весьма полезным для изучения глобальной сети, когда множество участников, прикладывая свой здравый смысл и интеллект к решению каких-то вопросов, могут добиться большего, чем избранные индивиды, пусть даже входящих в интеллектуальную или политическую элиту.
Рассмотрим это на примере Интернет-технологии «Web 2.0». Уточним, что «Web 2.0» – это технология проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий становятся тем полнее, чем больше людей ими пользуются. С развитием технологий «Web 2.0» социальные сети обрели в коммуникационном виртуальном пространстве новые сущностные характеристики:
Взаимодействие участников не зависит от расстояния и, потенциально, может носить глобальный, всемирный характер.
Электронное участие не требует значительных финансовых затрат и несложно в технологии применения.
Взаимодействие между субъектами глобальной сети осуществляется практически без потери времени, и тем самым позволяет общаться в режиме on-line и интерактивности.
Интернет-пространство носит децентрализованный характер, в нём отсутствует жёсткая иерархия, а также управленческая вертикаль.
Способы организации Интернет-сети предоставляют свободную возможность получить информацию для всех, от всех и обо всём[10].
Используя поисковые системы и ссылки, можно самостоятельно сориентироваться в громадном массиве информации и найти путь к источнику информации. Всё это расширяет возможности оптимального применения коллективной мудрости многих в рамках глобальной социальной сети.
4. Механизмы «электронной мудрости»
В виртуальном пространстве сложились определённые механизмы «электронной мудрости»:
♦ Совокупность множества субъектов. Интернет стал достоянием всего человечества. К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 1,5 млрд. человек (около четверти населения Земли).
♦ Равенство всех участников. Интернет может связать каждый компьютер с любым другим, подключённым к Сети. Тем самым снимаются барьеры: расовые, религиозные, экономические, географические, что является эффективным средством политической коммуникации и способствует формированию новых групп интересов, претендующих на политическое влияние.
♦ Интернет есть, прежде всего, средство открытого хранения и распространения информации. По маршруту транспортировки незашифрованная информация может быть перехвачена и прочитана.
♦ Динамика распространения информации в Интернете зависит от актуальности информации, имеет такую же природу, как и слухи в социальной среде. Если к информации есть большой интерес, она распространяется широко и быстро, нет интереса – нет распространения.
♦ Совещательные и консультативные способы общения и взаимодействия позволяют не только объединить различные точки зрения, но и дополнить недостающие знания и сведения.
♦ Участие в выработке решений.
Появление указанных выше механизмов содействовало формированию коллективной мудрости многих в глобальной социальной сети внутри каждого из её сегментов и объектов благодаря следующим коммуникативным возможностям [11]:
1. Информационные порталы и веб-сайты (правительства, местных органов власти, гражданских ассоциаций и т.п.).
2. Многопользовательские интерактивные веб-сайты (социальные сети).
3. Группы электронного участия (community).
4. Он-лайн консультации.
5. Он-лайн акций.
6. Он-лайн кампании.
7. Он-лайн форумы (структурированное обсуждение).
8. Он-лайн блоги (живые журналы, твиттеры).
9. Разрешение конфликтных ситуаций он-лайн.
10. Он-лайн опросы.
11. Он-лайн голосование.
По данным ООН по индексу политического участия, связанному с предоставлением электронной информации (e-information), проведением консультаций через правительственные веб-сайты (e-consultation) и включением граждан в процесс принятия политических решений (e-decision-making), ведущее положение занимают:
Великобритания с индексом 1,00;
– США – 0,934;
– Канада – 0,902;
– Сингапур – 0,836;
– Нидерланды –0,803;
– Мексика – 0,770;
– Новая Зеландия – 0,770;
– Южная Корея – 0,770;
– Дания – 0,738;
– Австралия –0,672;
– Эстония – 0,639;
– Колумбия – 0,623;
Россия находится на двадцать пятом месте с индексом 0,2131 и занимает сорок пятую позицию в порядке перечисления стран (из 191 обследованной страны) [12].
5. Модерация: принципы, задачи, правила и методы получения конечного результата
Интернет как социотехническая система создаёт внешние условия для совместной работы по выработке решений [13], тогда как оптимизация результата совместной работы на форумах, в блогах, живых журналах и т.п. достигается только в процессе «мудрой» (сильной) модерации. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Следует выделить принципы, задачи и правила «мудрой» модерации.
Процесс модерации базируется на трех основных принципах:
1) системность (каждое отдельное действие логически следует за другим);
2) структурированность (каждый раздел работы рационально делится на части);
3) прозрачность (исключаются любые манипуляции).
В Интернете существует множество форумов без модерации или со слабой модерацией. Характерные признаки таких форумов всем известны: невозможность отыскать нужную информацию под тоннами хлама, регулярные, а то и непрекращающиеся, разборки между участниками, презрительное отношение «старожилов» к новичкам и т.д. Какие бы уважаемые и умные люди не общались на форуме – ситуации, требующие вмешательства модератора, возникают почти неминуемо, особенно при открытом доступе к форуму.
Поэтому модерация необходима, прежде всего, для поддержания порядка в самом широком смысле. Это означает выполнение трёх главных задач:
1) упорядочивание содержащейся на форуме информации;
2) мягкий контроль обсуждений;
3) поддерживание адекватного стиля общения.
Содержание первой задачи: оставить на форуме только важную информацию, системно классифицировать её и удалять все то, что больше никому не понадобится для осмысления проблемы, поставленной для обсуждения, решения и практической реализации.
Контроль над обсуждениями связан не с тем, что модератор пытается навязать своё мнение участникам. Речь идёт, о том, что в темах, предоставленных самим себе, нередко возникает несколько параллельных обсуждений, слабо связанных с исходным вопросом (так называемый оффтопик). Эти обсуждения отвлекают внимание от основного направления и затрудняют решения проблемы. Вернуть обсуждение в конструктивное русло можно только посредством удаления не относящихся к вопросу суждений. При этом если оффтопик сам по себе представляет ценность, его можно вынести в отдельную тему.
Поддерживание адекватного стиля общения заключается в том, что необходимо исходить из поведенческой аксиомы: переход на личности в тематическом форуме не позволителен. В целом модератору необходима четкая и продуманная политика, которой он придерживается во вверенном ему форуме или его разделе. Он должен как можно быстрее реагировать на возникающие проблемы, чтобы не вызывать впечатления, будто обсуждение осталось без присмотра. И самое сложное: модератору нужно противостоять ощущению полной вседозволенности, которое у многих людей ошибочно ассоциируется с Интернетом [14].
Среди правил «мудрой» модерации следует отметить следующее:
Правило быстрого старта. Если приняли решение обратиться к электронной мудрости многих, то начинайте онлайновую систему обсуждений как можно быстрее. Не следует долго раздумывать и просчитывать, иначе в Вас может победить комплекс скепсиса к мудрости многих.
Правило «начни с простого» связана с тем, что проблемы, выносимые на обсуждение онлайновой мудрости многих, часто сложны и многослойны. Поэтому начинать надо с её декомпозиции до простых, понятных рядовым пользователям компонентов.