Метод телекоммуникационных проектов в экологическом воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:13, реферат

Краткое описание

Известно, что возможности обмена информацией: получение информации об опыте, накопленном ведущими специалистами, применение этого опыта в своей практике, получение оперативных консультаций и возможность представить, опубликовать свои разработки, являются важными факторами повышения эффективности образовательного процесса. Инструментом такого обмена выступают телекоммуникационные технологии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Телекоммуникационный проект 4
2. Требования к участникам телекоммуникационных проектов 6
3. Типология и основные требования к использованию метода телекоммуникационных проектов 9
4. Экологическое воспитание методом телекоммуникационных проектов 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТРАТУРЫ 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Файлы: 1 файл

реферат метод телекоммуникационных проектов в экологическом 15.11.2011.docx

— 42.94 Кб (Скачать)

     • распаковка полученного по электронной  почте архива;

     • переадресация почты;

     • создание списков рассылки;

     • поиск нужной информации в глобальной сети Internet;

     • умение "перекачать" информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть;

     • структурирование полученных писем  в специальные папки;

     • работа в операционных системах DOS и WINDOWS;

     • запуск программ на выполнение в операционных системах DOS и WINDOWS;

     • работа с текстовыми редакторами, работающими  под управлением операций-ных систем DOS и WINDOWS;

     • подключение к электронным конференций, размещение там своей инфор-мацию и чтение необходимой информации, "перекачки" имеющуюся в различных конференциях;

     • подписка на нужную телеконференцию;

     • использование удаленных баз  данных;

     • использование основных сервисов глобальной сети Internet;

     • перемещения по Web-страницам;

     • работа с IP-каналами;

     • создание и упорядочение закладок;

     • печать Web-страниц.

     Перечисленные элементарные умения позволят ученику / учителю чувствовать себя достаточно комфортно в сетях и достаточно полно пользоваться разнообразными услугами образовательных сетей. 
 
 

     
  1. Типология и основные требования к использованию метода телекоммуникационных проектов

     Типологическими признаками телекоммуникационных проектов могут быть (Приложение 1.)

     Основными требованиями к использованию методов  проектов являются:

     1. Наличие значимой в исследовательском,  творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для  ее решения, например: исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема кислотных дождей на окружающую среду, пр.

  1. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, например: доклад в соответствующие компетентные службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях.

     3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

     4. Структурирование содержательной  части проекта (с указанием  поэтапных результатов).

     5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров).

     Одним из наиболее эффективных способов работы в телекоммуникационных сетях являются международные совместные проекты, в которых участвуют школьники и учителя разных стран мира.

     Знание  типологии проектов, используемых в  сетях или в обычном учебном  процессе, может оказать существенную помощь педагогам при разработке этих проектов, их структуры, при координации  деятельности учащихся в группах.

      Отдельно  следует сказать о необходимости  организации внешней оценки всех телекоммуникационных проектов, поскольку  только таким образом можно отслеживать  их эффективность, сбои, необходимость  своевременной коррекции.

    Итак, телекоммуникации - новый подход к образованию и от того, насколько вдумчиво и грамотно, с педагогической точки зрения, будет организована работа, зависит будущее одного из видов новых педагогических технологий в образовательных системах разных стран мира. Потенциальные возможности телекоммуникаций в сфере образования очень велики.  

    
  1. Экологическое воспитание методом  телекоммуникационных проектов

     Общество  этапа информатизации и глобальной массовой коммуникации характеризует  процесс активного использования  информации в качестве общественного  продукта в условиях функционирования всемирного информационного среды. Это способствует обучению и воспитанию подрастающего поколения, которое является открытым к интеллектуального планетарного общения в информационно- демократической среде. Использование информационных и коммуникационных технологий инициирует развитие прогрессивных тенденций, которые связаны с проблемами гуманизации образования учебного процесса. Особенно это касается учебных заведений гуманитарного цикла, которыми в большинстве своем являются гимназии.

     Экологическое воспитание учащихся является задачей  каждого учителя, независимо от своей  профессии, поскольку глобальная экологическая  проблема приобретает сегодня первостепенное значение. Именно поэтому наступает  задача формирования экологического сознания школьников, что может в дальнейшем отрегулировать взаимоотношения человека и природы, которые являются основой  сохранения и процветания земной цивилизации. Однако для формирования экологического сознания у учащихся необходимо непосредственное сталкивается с проблемами окружающей среды, осмысление их, обогащения экологическими знаниями. Известно, если отсутствует личное эмоциональное отношение к экологическим  проблемам, то полученная информация из книг, фильмов не приобретает личного  содержания.

     Поэтому при осуществлении экологического воспитания учитель ставит такие  задачи:

  • во-первых, формирование эмоционального отношения к экологическим проблемам ;
  • во-вторых, приобретения научных знаний по этой проблеме, анализ экологической ситуации;
  • в-третьих, осуществление практических действий по улучшению экологической ситуации.

     Достаточно эффективным и ощутимым шагом в экологическом воспитании является участие в телекоммуникационных проектах экологической направленности,  например в проекте "Днепр чистая вода".

     Принимая  участие в проектах экологического направления, учащиеся проводят исследования определенной экологической ситуации под руководством учителя-координатора.

     Реализуя  проект "Днепра чистая вода", осуществлялись следующие этапы работы:

     1.Формирование цели проблемы;

     2.Постановка задач для решения проблемы и подбор методов (сбор и обработка практических данных);

     3. Сбор данных;

     4. Обсуждение полученных данных и обоснование результатов, определение выводов

     5. Оформление результатов проекта.

     Первоочередной  задачей было изучить химический состав воды для определения степени  и источников загрязнения этих рек. Отбирая пробы воды, нами также  была составлена физико-географическая характеристика русла этих рек, место  расположения свалок, выяснены причины  загрязнений.

     При оформлении результатов проекта  ученики использовали компьютерную технику.

     Другими словами, принимая участие в проекте, ученики углубили свои знания по экологии, гидробиологии, химии, географии, истории  родного края, информатики, что соответствует  общей идеи телекоммуникационного  проекта.

     Решение проблемы проекта в практических действиях, которые уже частично осуществлены: это расчистка русла  рек, привлечение к сотрудничеству других учеников гимназии, сотрудничество с экологическим природоохранными организациями, создание цикла публикаций о состоянии этих рек в СМИ.

     С мая 1999 года Украина стала 83 страной, в которой вводится международная программа GLOBE (Глобальное обучение и наблюдения в целях улучшения окружающей среды).  Интересной и перспективной является участие школ Украины в этой программе, проводится при содействии Корпуса Мира, Министерства образования Украины, программы I * EARN-Украина и Министерства экологии.  В ходе выполнения этой исследовательской программы участники ведут исследования атмосферы, почвы, земного покрова, биологические и гидрологические исследования, собирают экологические данные на школьной площадке и в соседних районах и с помощью Интернет обмениваются результатами исследований с учащимися и учеными и с разными них уголков мира.  Учащиеся-исследователи в рамках программы сотрудничают с учениками и учеными, находящихся в разных точках Земли и на научных спутниках.  Они имеют возможность строить графики процессов, одновременно происходящих в разных местах, сравнивать свои результаты с результатами тысяч других школ.  Программа предоставляет возможность участникам использовать большое количество образовательных материалов и современных методик исследований.  Практические работы, проводимые на уроках географии, биологии, химии, естествознанию помогают учащимся рассматривать измерения, которые они провели, в более широком контексте и увязывать свои наблюдения, проведенные учащимися в местном масштабе, с глобальными вопросами существования Земли.  Программа помогает учащимся не только приобщиться к современной науки, но и помогает осознавать культурные различия и воспитывать чувство принадлежности к общему мировому сообществу. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     История человечества неразрывно связана с  историей природы. На современном этапе  вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться  бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

     Телекоммуникационный образовательный проект как средство активизации познавательной, исследовательской деятельности школьников, может выступать эффективным инструментом экологического образования. Использование телекоммуникаций позволяет привлечь к разработке и научному руководству исследовательскими проектами, консультациям участников лучших специалистов в области экологических исследований, ведущих специалистов научно-исследовательских и академических институтов вне зависимости от их географического местонахождения.

     Телекоммуникационный  образовательный проект таким образом сочетает в себе качественное предметное наполнение и возможность оперативного общения с использованием современных средств обмена информацией (телекоммуникаций) при решении образовательных и, возможно, научно-практических задач. Подобная форма организации деятельности учащихся,  достаточно продуктивна, и доказательством этому служит опыт создания и реализации ряда телекоммуникационных экологических проектов 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТРАТУРЫ

 
    
  1. Завьялова Л.М., Кривошеева Е.А. Опыт использования  телекоммуникаций в экологическом  образовании школьников./ ИКТ в  образовании //© 2003-2011 Государственный  научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций. Режим электронного доступа: http://www.ict.edu.ru
  2. Дементієвська Н.П., Морзе Н.В. Телекомунікаційні проекти. Стан та перспективи // Комп’ютер в школі та сім’ї. – 2009. - №4. – С.12-19.
  3. Інтел® Навчання для майбутнього. – К.: Видавнича група BHV, 2009. –        416 с.
  4. Лигоцький А.О. Проектування освітніх систем. – К., 2008. – 50 с.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

     Приложение 1.

Признаки, типы телекоммуникационных проектов

Типы  проектов Описание
Признак 1. Доминирующий в  проекте метод
исследовательские. Такие проекты  требуют хорошо продуманной структуры  проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной  структуры, она только намечается и  далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);
приключенческие, игровые. В таких  проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают  на себя определенные роли, обусловленные  характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи  или выдуманные герои, имитирующие  социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками  ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к  его концу. Степень творчества здесь  очень высокая, но доминирующим видом  деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;
информационные  проекты. Этот  тип проектов изначально направлен  на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с  этой информацией, ее анализ и обобщение  фактов, предназначенных для широкой  аудитории. Такие проекты так же,  как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры.
Признак 2. Характер координации  проекта
с открытой, явной координацией . В таких  проектах координатор проекта  участвует в проекте в собственной  своей функции, ненавязчиво направляя  работу его участников, организуя,  в случае необходимости, отдельные  этапы проекта, деятельность отдельных  его участников (например, если нужно  договориться о встрече в каком-то  официальном учреждении, провести  анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные, пр.);
со  скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп  участников в своей функции. Он выступает  как полноправный участник проекта (один из...). Примером таких проектов могут служить известные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембридж, Б.Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь "научить" своих "коллег" грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок, в третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли немощного специалиста, направлял "экспедиции" участников проекта и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками, задавая время от времени "провокационные вопросы", которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему.
Признак 3. Характер контактов
внутренними т.е. в пределах одной страны;
международными участники проекта  являются представителями разных стран
Признак 4. Количество участников проектов
личностные  между двумя  партнерами, находящимися в разных  школах, регионах, странах;
парные   между парами участников;
групповые между группами участников. В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран, т.д.). Роль педагога в этом случае особенно велика.

Информация о работе Метод телекоммуникационных проектов в экологическом воспитании