Лекции по «Диагностика производственных систем»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:53, курс лекций

Краткое описание

Целью изучения курса является приобретение студентами теоретических знаний и овладение практическими навыками в области решения задач диагностики производственных систем для повышения экономической, инновационной, экологической и социальной эффективности предприятий промышленности.
В соответствии с поставленной целью в учебном пособии рассматриваются следующие вопросы диагностики производственных систем:
диагностика производственных систем и ее место в системе экономических исследований;
моделирование производственных систем как объектов исследования;
содержание процесса диагностического обследования производственной системы;
концептуальные основы диагностики производственных проблем;
содержание методов диагностики производственных систем;

Файлы: 1 файл

ДПС_УП_ч1.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

Интеграцию всех групп  процессов в единый производственный процесс обеспечивают такие подсистемы ПС, как:

  • подсистема формирования производственной структуры предприятия;
  • подсистема организации оперативного планирования производства;
  • подсистема организации внутрипроизводственных экономических отношений;
  • подсистема организации социальных процессов на производстве.

В рамках следующего подхода  ПС рассматривается в разрезе культуры предприятия, которая интерпретируется как система непрерывно создаваемых в процессе деятельности организации материальных, духовных и экологических ценностей, проявляющихся в вещественной и социальной формах и отражающих способы внутренней интеграции и внешней адаптации данного предприятия, обретающая свое представление в окружающем мире в форме корпоративного имиджа.

Основными структурными элементами культуры предприятия выступают: материальная культура, духовная культура, экологическая культура.

Духовная культура предприятия - это совокупность духовных ценностей, присущих данному предприятию, отражающих его индивидуальность и уникальность, развивающихся и проявляющихся в процессе социального взаимодействия и взаимодействия с элементами материальной культуры.

Основными элементами духовной культуры предприятия выступают культура личности, культура внутриорганизационных межличностных отношений и культура управления.

Экологическая культура - это совокупность убеждений, норм, правил и принципов, лежащих в основе деятельности предприятия и проявляющихся в отношении к окружающей природной среде, как совокупность экологических ценностей.

По существу экологическая  культура выступает в качестве интегрального проявления материальной и духовной культуры и характеризует результат их взаимодействия, сказывающийся на природной среде.

Каждый элемент модели может быть описан системой качественных и количественных показателей функционирования ПС, в том числе интегральных, отражающих эффективность и уровень ее развития (Приложение 1).

          


               Контрольные вопросы темы 2

 

    1. Охарактеризуйте модель ПС с точки зрения ресурсных элементов.
    2. Раскройте содержание социальной, производственно-технической и информационной подсистем ПС.
    3. Дайте характеристику подсистемам ПС, обеспечивающим функционирование и взаимодействие элементов производственного процесса.
    4. Определите состав и содержание основных производственных функционально-организационных элементов ПС.
    5. Раскройте содержание функциональных подсистем организации производства.
    6. Определите подсистемы ПС, обеспечивающие интеграцию всех групп процессов в единый производственный процесс.
    7. Раскройте модель ПС в разрезе культуры предприятия.
    8. Какие показатели могут быть использованы для оценки уровня развития ПС?
    9. Определите показатели, применяемые для оценки эффективности ПС.

ТЕМА 3. содержание процесса диагностического обследованния пс

 

Организационно-подготовительный этап диагностики ПС. Методическое, информационное и техническое обеспечение диагностики. Сущность и содержание этапов моделирования и диагностического обследования ПС. Верификация результатов исследования. Завершающие процедуры диагностики ПС.

 

Организационно-подготовительный этап диагностики ПС включает:

  • постановку цели диагностики ПС;
  • определение объекта и предмета исследования;
  • определение задач диагностики ПС;
  • установление сроков проведения диагностики;
  • принятие решения о характере диагностики («внутренний» и «внешний»);
  • формирование рабочей группы;
  • составление технического задания на проведение диагностики, предполагающее распределение задач и ответственности;
  • формирование общего календарного плана работ.

Этап моделирования объекта исследования заключается в формировании декомпозиционной концептуальной модели ПС, описания ее элементов с точки зрения качественных и количественных показателей функционирования ПС.

Важным этапом диагностики  является выбор и обоснование методического обеспечения исследования.

Совокупность методов (Приложение 2), применяемых в диагностических исследованиях, можно классифицировать по двум основным признакам: целевому назначению использования и способу получения информации (рис. 3.1).


 


 

 



 


 



 



 


 

 

 

 

Рис. 3.1. Классификация методов диагностических исследований

 

Состав методов диагностики  ПС определяется установленными характеристиками исследования (целевое назначение, глубина, объект и др.) и может быть сформирован на основе экспертных оценок.

Этап выбора информационного и технического обеспечения диагностики ПС предполагает:

  • систематизацию документальных данных о состоянии ПС: норм, нормативов, стандартов, эталонов, инструкций и положений, характеризующих нормальное состояние ПС, а также результатов проведенных на предприятии исследований и статистической документации;
  • формирование опросных листов, исследовательских карт и т.п. для проведения диагностического обследования;
  • выбор и обоснование технических средств и прикладных программных продуктов для осуществления процесса диагностического обследования.

По результатам подготовительных процедур осуществляется формирование комплексной программы диагностического исследования, характеризующей этапы проведения исследовательских, аналитических и технических работ, состав мероприятий, распределение задач и ответственности.

Этап диагностического обследования представляет собой осуществление рабочей группой исследовательских задач на основе выбранной модели объекта диагностики, методического и информационного обеспечения диагностики ПС.

Результаты исследования подвергаются аналитической, технической  и графической обработке. Формируются фактическая, плановая и прогнозная модели ПС. Осуществляется их сравнительный анализ. Выявляются проблемные ситуации функционирования ПС и симптомы их возникновения. Проводится системный анализ проблемных ситуаций, позволяющий сделать заключение о состоянии ПС и разработать альтернативы решения проблемы.

Достоверность и точность поставленного диагноза определяются на этапе верификации результатов диагностики. Причинами низкой точности и достоверности могут быть: недостоверность исходной информации, неправильный выбор методов диагностики, недостаточная компетентность исполнителей, неадекватность модели реальному объекту исследования, ошибки в вычислениях. Конкретный метод верификации диагноза определяется экспертным путём.

Этап формирования диагностического заключения предполагает представление окончательного решения о состоянии ПС, основных проблемах ПС и месте их локализации, а также возможности разрешения проблемных ситуаций.

Важный этап диагностики ПС - разработка программы действий, рекомендующей комплекс мероприятий по выходу из проблемных ситуаций.

Завершающей процедурой диагностики является оформление результатов в форме отчёта по проведённому исследованию.

 



Лабораторная  работа  №1. Обработка и графическое представление результатов экспресс-диагностики ПС

 

Цель работы: приобретение практических навыков диагностики ПС на основе использования информации экспертной оценки состояния элементов данной системы с применением прикладных программных продуктов «Prima», «Excel», «Word».

Общие положения

Диагностика состояния ПС проводится с целью определения характеристик различных сторон ее функционирования и предполагает сбор и анализ большого объема разнообразной информации.

Любая ПС развивается по рассчитанной траектории в соответствии с определенной целью. Однако в реальной жизни запланированный процесс достижения цели подвергается различным воздействиям внешней и внутренней среды, в связи с чем возникают отклонения реальной траектории развития от ранее запланированной. Причем эти отклонения могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность предприятия. Принимая во внимание данные обстоятельства, состояние ПС в целях диагностики можно представить следующей моделью:

 

s = sN + s+ + s-,                               (3.1)

 

где sN - подмножество нормальных состояний производственной системы, определенных плановой траекторией развития;

s+ - подмножество отклонений от плановой траектории, способствующих более эффективному развитию предприятия: область соответствует развивающимся предприятиям, использующим эффективные формы и методы организации производства;

s- _ подмножество отклонений от плановой траектории, способствующих развитию кризисного состояния предприятия: область соответствует предприятиям, которые находятся на грани банкротства, характеризуются снижением конкурентоспособности, экономической, экологической, инновационной и социальной эффективности.

Каждую область можно  характеризовать по степени отклонения от нормального (планового) состояния (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1

Характеристика областей по степени отклонения

от нормального состояния

s+

s-

1. Выход на устойчивый  режим функционирования предприятия.

2. Оптимизация производства  и существенные инновации.

3. Значительное расширение  предприятия.

4. Достижение высокой степени развития предприятия.

1. Снижение прибыли.  Скрытая стадия кризиса.

2. Первые симптомы  кризиса. Первые убытки.

3. Неустойчивое положение на рынке.

4. Явное кризисное  состояние.


 

В целях диагностики ПС может быть представлена как совокупность различных подсистем, выделенных по функциональному или поэлементному принципам. Перечень подсистем ПС и задачи, реализуемые в каждой из них, представлены в Приложении 3.

Исходная информация

Эксперты осуществили оценку различных подсистем деятельности предприятий по 9-балльной шкале. Результаты экспертизы представлены в таблице 3.2, где введены следующие обозначения:

F - подсистемы, обеспечивающие функционирование и взаимодействие элементов производственного процесса:

F 11  - организации труда участников производственного процесса;

F 12  - организации функционирования орудий труда;

F 13  - организации движения предметов труда в производстве;

F 14  - организации информационных потоков в производстве;

F - функциональные подсистемы организации производства:

F 21 - организации комплексной подготовки производства и освоения новой продукции;

F 22  - организации производственных процессов по выпуску основной продукции;

F 23  - организации производственной инфраструктуры предприятия;

F 24  - организации работ по обеспечению качества продукции;

F 25  - организации материального обеспечения процессов производства;

F 26  - организации маркетинговых исследований, сбыта и реализации продукции.

sN следует считать равным 5; sN < s+ 9; 1 s- < sN

 

 

 

 

Таблица 3.2

Экспертные оценки состояния ПС

Эксперты

F 11

F 12

F 13

F 14

F 21

F 22

F 23

F 24

F 25

F 26

Вариант 1

1

3

4

6

5

5

6

6

5

5

6

2

4

4

5

6

6

6

6

6

6

7

3

4

5

6

6

4

5

6

5

5

5

4

3

4

6

5

6

6

6

5

6

6

5

4

4

5

5

5

6

6

5

6

7

6

4

4

6

6

6

6

6

6

6

6

Вариант 2

1

5

6

6

5

2

5

4

6

4

4

2

6

5

6

6

3

6

5

7

4

2

3

5

5

5

5

3

6

5

5

5

3

4

6

6

6

6

2

6

4

6

4

4

5

5

5

5

5

3

5

5

6

5

2

6

6

6

6

6

3

6

5

6

6

3

Вариант 3

1

5

6

6

5

2

2

6

3

6

6

2

6

5

6

5

2

3

5

4

5

7

3

5

5

6

5

3

3

6

4

6

5

4

6

6

6

6

3

2

6

3

6

6

5

5

5

5

5

3

3

5

4

5

6

6

6

6

6

5

3

3

6

4

6

6

Вариант 4

1

5

4

3

2

5

6

3

5

5

6

2

6

4

4

2

5

6

4

6

6

5

3

5

5

3

3

5

7

4

5

5

5

4

6

4

3

3

6

6

3

5

5

6

5

5

4

3

3

5

5

4

5

5

7

6

6

4

3

3

6

6

4

6

5

5

Информация о работе Лекции по «Диагностика производственных систем»