Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 21:51, реферат
Единственный в своей действительности способ усиления любого учреждения заключается в организации эффективной совместной работы сотрудников. Интерес к групповой работе, и, как следствие к повышению ее эффективности в России возрастает с каждым днем. Среди методик «содействия» групповой работе фасилитация занимает особое место.
Григорьева Ирина,
4 курс, 3 группа
Фасилитация
Единственный
в своей действительности способ
усиления любого учреждения заключается
в организации эффективной
В зависимости от ракурса рассмотрения, термин «фасилитация» приобретает различные оттенки. В первые появившийся в работах французского физиолога термин «фасилитация» быстро перекочевал в мастерскую психологов, став мощным оружием в руках HR-специалистов на страже бизнеса.
Фасилитация — (от англ. facilitate — облегчать ) - это процесс, в котором специалист, признанный всеми участниками группы, но не являющейся членом группы, помогает группе улучшить способы идентификации групповых проблем и помогает принимать решения за счет организации совместной деятельности.1
В процесс фасилитации делает акцент на следующие аспекты:6
Таким образом, мы можем дать определение «фасилитации», как разработке и управлению процессом, который помогает группам сотрудников выполнять их работу и свести к минимуму распространенные проблемы людей, с которыми они сталкиваются при совместной работе.
Человек, владеющий процессом фасилитации, т.е.фасилитатор, по мнению Тони Манна7:
1.
Фасилитаторы не связаны с
предметными знаниями, иными словами,
они не должны быть экспертами
в теме дискуссии, мозгового
штурма, совещания и т. п.
2. Фасилиатор
должен быть креативной
3. Хороший фасилитатор умеет реагировать быстро. Группа может сбиться с пути в поиске решения трудного вопроса, фасилитатор для того и нужен, чтобы запустить в группе процесс по поиску решения.
4. Фасилитатор
должен оставаться открытым к
изменениям и
5. Не полагайтесь
на узкоспециализированные
Фанч Флемминг в учебнике по практическим техникам для содействия изменениям8 приводит определенные общие правила поведения, которых должны придерживаться все фасилитаторы:
Резюмируя
вышеописанные правила и
На первый взгляд кажется, что каждый руководитель ежедневно согласовывает темы и вопросы требующие решения, организовывает формат работы и создает атмосферу для принятия решений. Если взглянуть на ситуацию еще раз , то из предложенной цепочки выпадают разнообразие форматов работы, творческая и свободная атмосфера, а главное — легитимность принятых решений для всех членов группы.
Большинство бизнес-тренеров9, оказывающих профессиональные услуги фасилитации, предлагают оценить ситуацию в организации по следующим индикаторам, и решить требуется ли «профессиональное содействие»:
Осознание
необходимости привлечения
Остановимся
подробнее на некоторых из них. Технология
открытого пространства (ТОП) - это методика
проведения встречи, создающая условия
для максимально раскрытия возможного
потенциала индивидов и организаций. ТОП
позволяет разжечь интерес к работе, взять
ответственность за свои собственные
изменения в программе, самоорганизовываться
в рабочие команды, развивать большее
понимание о себе, других и об организации.
Для проведения встреч по ТОП используется
четыре принципа и один закон, который позволяет
участникам оставаться сконцентрированными
на мероприятии, которое
Четыре принципа ТОП:11
1. Кто бы ни пришел – это те люди, которые нужны (подкрепляет веру, что вся необходимая для нахождения решения мудрость присутствует в комнате и что группа не должна беспокоиться о тех, кто отсутствует и не паниковать по поводу того, что происходит).
2. Что бы ни случилось - это единственное, что может произойти (держит внимание на том, что наилучший возможный результат произойдет сейчас, не нужно беспокоиться о том "что должно было быть сделано")
3. Когда бы это ни началось – это правильное время (напоминает людям, что процесс творчества не управляем)
4. Когда он закончится – тогда и закончится (поощряет людей продолжать разговор так долго,как этого требует необходимость и присутствующая энергия. Сессия может завершиться быстрее, чем предполагалось, но может идти и дольше отведенного времени).
Закон двух ног гласит, если вы обнаружите, что оказались в ситуациях, где вы не можете чему-либо научиться или сделать какой-либо вклад, вы ответственны за то, чтобы перейти в другое место, например, в другую группу.
Эти принципы и закон позволяют людям участвовать в процессе таки образом, чтобы это было наиболее значимо для них.
Динамическая фасилитация (ДФ) преиобретает все большую и большую популярность в российской практике фасилитации. «Динамическая фасилитация»12 (инициатор Джим Раф (Jim Rough) - очень простой, высокопродуктивный подход к групповой работе, с помощью которого можно достичь прорывов по «нерешаемым» вопросам. Он позволяет людям говорить о том, что для них действительно важно, и в результате помогает им добраться до сути вопроса - момент «Ага!», - что часто приводит к вдохновленному действию. Вопросы обсуждаются в условиях, помогающих сформулировать ряд опций, что отличается от процесса группового принятия решения. Группа, работающая над сложным вопросом, сидит в форме латинской буквы «U». Фасилитатор стоит перед ней у 4 флипчартов с надписями «Формулировка вопроса», «решения», «опасения» и «информация» соответственно. Фасилитатор начинает с того, что объясняет свою роль: помочь людям говорить о том, что их действительно волнует, следовать за энергией и направлением группового разговора, переформулировать сказанное, создавать пространство для разносторонних взглядов, записывать на флипчарте сказанное, защищать творческий процесс каждого и содействовать в подведении итогов разговора. Фасилитатор также может предостеречь группу, что в процессе работы они могут почувствовать досаду, у них может появиться ощущение, что они «застряли», и пригласить работать над этими состояниями.
Затем он спрашивает группу, о чем она хочет поговорить.
Ответы он записывает на флипчарте. Когда фасилитатор сочтет, что отправной вопрос/вызов выделен, он предлагает свою «форМЫлировку» этого, записывает ее на листе и нумерует.Разговор продолжается, фасилитатор по возможности дает свои «форМЫлировки» новых вопросы и, нумеруя их, записывает на флипчарте под соответствующим заголовком.
В завершение работы фасилитатор может прочесть все, что написано на флипчартах, а затем пригласить группу сформулировать три ключевых итога обсуждений. Он их записывает, а решения группы, рожденные естественным образом в ходе работы, записываются на отдельном листе
Если намечаются дополнительные встречи для групповой работы по этому же вопросу, ключевые результаты предыдущей встречи - лист с надписью «закладка» - можно использовать как отправную точку следующей сессии.
Технология «Scamper» использует ряд вопросов, призванных стимулировать новые идеи.13 Scamper — это аббривиатура, за который кроются вопросные области, применяемые в данной методике.
S | замените
(substitute) |
Подумайте о замене части вашего продукта / процесса на что-то другое. Думая о том, на чтобы заменить, часто можно придумать новые идеи |
C | соедините
(combine) |
Подумайте, объединения двух или более частей вашего проекта для достижения другого продукта / процесса, либо для укрепления взаимодействия (достижения синергетического эффекта) |
A | выдвигайте
(adopt) |
Подумайте о том, какие части продукта / процесса могут быть адаптированы для удаления |
M | трансформируйте
(modify) |
Подумайте об изменении любой его части или текущей ситуации, исказите ее в необычной форме. Заставляя себя придумать новые способы работы, вы часто выходите на альтернативный продукт / процесс. |
P | примените
к другим целям
(put to other purposes) |
Подумайте, как вы могли бы положить ваши текущие решения / продукт / процесс на другие цели. Вы можете представить себе другой способ решения ваших собственных затруднений. |
E | ликвидируйте
(eleminate) |
Подумайте, что могло бы случиться, если бы вы устранили различные части продукта / процесс и решите, что вы можете сделать в такой ситуации. Это часто наталкивает вас на рассмотрение различных путей решения |
R | меняйте
(rearrange) |
Подумайте, что бы вы сделали, если часть вашего продукта / процесса работала по-другому или была другой. Что бы вы сделали, если бы вам пришлось делать это в обратном направлении? |