Фасилитация

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 21:51, реферат

Краткое описание

Единственный в своей действительности способ усиления любого учреждения заключается в организации эффективной совместной работы сотрудников. Интерес к групповой работе, и, как следствие к повышению ее эффективности в России возрастает с каждым днем. Среди методик «содействия» групповой работе фасилитация занимает особое место.

Файлы: 1 файл

Фасилитация.ГригорьеваИрина.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Григорьева  Ирина,

4 курс, 3 группа 

Фасилитация

      Единственный  в своей действительности способ усиления любого учреждения заключается  в организации эффективной совместной работы сотрудников. Интерес к групповой работе, и, как следствие к повышению ее эффективности в России возрастает с каждым днем. Среди методик «содействия» групповой работе фасилитация занимает особое место.

      В зависимости от ракурса рассмотрения, термин «фасилитация» приобретает  различные оттенки. В первые появившийся  в работах французского физиолога термин «фасилитация» быстро  перекочевал в мастерскую психологов, став мощным оружием в руках HR-специалистов на страже бизнеса.

      Фасилитация — (от англ. facilitate — облегчать ) - это процесс, в котором специалист, признанный всеми участниками группы, но не являющейся членом группы,  помогает группе улучшить способы идентификации  групповых проблем и помогает принимать решения за счет организации совместной деятельности.1

  • это технология повышения скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида2
  • это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности3
  • это разработка мероприятия и контроль самого процесса, в ходе которого участники групп смогут успешно достичь поставленных целей4
  • это комплекс мероприятий и задач, необходимых для беспристрастного ведения встречи5
 

      В процесс фасилитации делает акцент на следующие аспекты:6

  • какие цели должны быть достигнуты
  • кто должен быть вовлечен в процесс
  • как должен быть разработан процесс, и в какой последовательности должны быть выполнены задания 
  • какая должна быть модель общения, насколько она эффективна, и какой должен быть результат
  • какой уровень подготовки участников должен быть и как должны быть использованы ресурсы
  • как распределить вовлеченность участников и их потенциал
  • как создать благоприятную рабочую и психологическую атмосферу
 

      Таким образом, мы можем дать определение «фасилитации», как разработке и управлению процессом, который помогает группам сотрудников выполнять их работу и свести к минимуму распространенные проблемы людей, с которыми они сталкиваются при совместной работе.

      Человек, владеющий процессом фасилитации, т.е.фасилитатор, по мнению Тони Манна7:

1. Фасилитаторы не связаны с  предметными знаниями, иными словами,  они не должны быть экспертами  в теме дискуссии, мозгового  штурма, совещания и т. п. Эффективность  фасилитатора зависит от его  владения форматом, в котором проходит встреча, от его владения процессом. Хорошие фасилитаторы понимают, как управлять группами, и какие модели, инструменты и техники использовать для того, чтобы получить нужный результат. Формат   это способ структурирования и организации группы для выполнения конкретной задачи. Процесс   это комбинация разных моделей и техник, которые используются, чтобы добиться выработки решения.

2. Фасилиатор  должен быть креативной личностью  и уметь брать на себя риски.  Он должен быть готов к шагу за пределы комфортной зоны для создания новой техники или адаптирования инструмента, который бы подошел ситуации.

3. Хороший  фасилитатор умеет реагировать  быстро. Группа может сбиться  с пути в поиске решения  трудного вопроса, фасилитатор  для того и нужен, чтобы запустить в группе процесс по поиску решения.

4. Фасилитатор  должен оставаться открытым к  изменениям и стрессоустойчивым.

5. Не полагайтесь  на узкоспециализированные знания, гораздо эффективнее станет широкий  кругозор. Нужно аккумулировать множество аналогий и метафор, которые помогут в управлении дискуссией.

      Фанч  Флемминг в учебнике по практическим техникам для содействия изменениям8 приводит определенные общие правила поведения, которых должны придерживаться  все фасилитаторы:

  1. Обеспечивайте группе безопасное пространство.
  2. Делайте все необходимое, чтобы группа была готова к сеансу.
  3. Сохраняйте беспристрастное отношение к группе.
  4. Выносите на обсуждение только те проблемы, которые можно решить.
  5. Используйте техники, соответствующие реальности группы.
  6. Доводите все прорабатываемые проблемы до разрешения.
  7. Не оценивайте реальность группы.
  8. Не опровергайте группу, ее реальность и ее достижения.
  9. Держите в тайне личную информацию группы.
  10.   Используйте ваши инструменты,  чтобы увеличивать свободу  выбора группы, а не чтобы уменьшать ее.
  11.   Достигайте наилучших возможных результатов в рамках известных вам технических средств.
  12.   Не  скрывайте от  группы, что они сами  являются  причиной  своих достижений.

      Резюмируя вышеописанные правила и рекомендации можно выделить следующие ключевые функции фасилитатора:

  • Согласовать темы и вопросы, требующие решения
  • Организовать подходящий формат работы
  • Создать творческую, свободную атмосферу для обмена мнениями и принятия решений

      На  первый взгляд кажется, что каждый руководитель ежедневно согласовывает темы и вопросы требующие решения, организовывает формат работы и создает атмосферу для принятия решений. Если взглянуть на ситуацию еще раз , то из предложенной цепочки выпадают разнообразие форматов работы, творческая и свободная атмосфера, а главное — легитимность принятых решений для всех членов группы.

      Большинство бизнес-тренеров9, оказывающих профессиональные услуги фасилитации, предлагают оценить ситуацию в организации по следующим индикаторам, и решить требуется ли «профессиональное содействие»:

  • Поднимаются острые темы, которые требуют конкретных решений
  • Ситуацию важно рассмотреть комплексно,  с разных сторон
  • Требуется организовать эффективную дискуссию, где каждый участник может высказаться, поделиться  идеями и опытом
 

      Осознание необходимости привлечения специалиста  — базовый компонент успешного  процесса фасилитации и одновременно его отправная точка. Следующий  шаг — выбор фасилитатора (ключевые компетенции фасилитатора рассматривались  ранее). Затем необходимо составить запрос, описать наиболее точно возникшую ситуацию и результат, который вы ждете от работы с фасилитатором. В ходе первой встречи с фасилитатором необходимо определиться с наиболее предпочтительными для вашей организации методами фасилитивной деятельности. К основным методам в арсенале фасилитатора можно отнести следующие: "Open Space Technology" (Технология открытого пространства, ТОП)"Динамическая фасилитация", "Идея-лог",  "Интернациональное кафе",  "Scamper"10.

      Остановимся подробнее на некоторых из них.  Технология открытого пространства (ТОП) - это методика проведения встречи,  создающая  условия для  максимально раскрытия возможного потенциала индивидов и организаций. ТОП позволяет разжечь интерес к работе, взять ответственность за свои собственные изменения в программе, самоорганизовываться в рабочие команды,  развивать большее понимание о себе, других и об организации. Для проведения встреч по ТОП используется четыре принципа и один закон, который позволяет участникам оставаться сконцентрированными на мероприятии, которое проводится, а также быть уверенными, что вся необходимая для решения проблемы мудрость присутствует в комнате.

Четыре  принципа ТОП:11

1. Кто бы ни пришел – это те люди, которые нужны (подкрепляет веру, что вся необходимая для нахождения решения мудрость присутствует в комнате и что группа не должна беспокоиться о тех, кто отсутствует и не паниковать по поводу того, что происходит).

2. Что бы ни случилось - это единственное, что может произойти (держит внимание на том, что наилучший возможный результат произойдет сейчас, не нужно беспокоиться о том "что должно было быть сделано")

3. Когда бы это ни началось – это правильное время (напоминает людям, что процесс творчества не управляем)

4. Когда он закончится – тогда и закончится (поощряет людей продолжать разговор так долго,как этого требует необходимость и присутствующая энергия. Сессия может завершиться быстрее, чем предполагалось, но может идти и дольше отведенного времени).

Закон двух ног гласит, если вы обнаружите, что оказались в ситуациях, где вы не можете чему-либо научиться или сделать какой-либо вклад, вы ответственны за то, чтобы перейти в другое место, например, в другую группу.

      Эти принципы и закон позволяют людям  участвовать в процессе таки образом, чтобы это было наиболее значимо для них.

      Динамическая  фасилитация (ДФ) преиобретает все большую и большую популярность в российской практике фасилитации. «Динамическая фасилитация»12 (инициатор Джим Раф (Jim Rough)  - очень простой, высокопродуктивный подход к групповой работе, с помощью которого можно достичь прорывов по «нерешаемым» вопросам. Он позволяет людям говорить о том, что для них действительно важно, и в результате помогает им добраться до сути вопроса - момент «Ага!», - что часто приводит к вдохновленному действию. Вопросы обсуждаются в условиях, помогающих сформулировать ряд опций, что отличается от процесса группового принятия решения. Группа, работающая над сложным вопросом, сидит в форме латинской буквы «U». Фасилитатор стоит перед ней у 4 флипчартов с надписями «Формулировка вопроса», «решения», «опасения» и «информация» соответственно. Фасилитатор начинает с того, что объясняет свою роль: помочь людям говорить о том, что их действительно волнует, следовать за энергией и направлением группового разговора, переформулировать сказанное, создавать пространство для разносторонних взглядов, записывать на флипчарте сказанное, защищать творческий процесс каждого и содействовать в подведении итогов разговора. Фасилитатор также может предостеречь группу, что в процессе работы они могут почувствовать досаду, у них может появиться ощущение, что они «застряли», и пригласить работать над этими состояниями.  

Затем он спрашивает группу, о чем она хочет поговорить.

      Ответы  он записывает на флипчарте. Когда фасилитатор сочтет, что отправной вопрос/вызов выделен, он предлагает свою «форМЫлировку» этого, записывает ее на листе и нумерует.Разговор продолжается, фасилитатор по возможности дает свои «форМЫлировки» новых вопросы и, нумеруя их, записывает на флипчарте под соответствующим заголовком. 

      В завершение работы фасилитатор может  прочесть все, что написано на флипчартах, а затем пригласить группу сформулировать три ключевых итога обсуждений. Он их записывает, а решения группы, рожденные естественным образом в ходе работы, записываются на отдельном листе

      Если  намечаются дополнительные встречи  для групповой работы по этому  же вопросу, ключевые результаты предыдущей встречи - лист с надписью «закладка» - можно использовать как отправную  точку следующей сессии.

      Технология «Scamper» использует ряд вопросов, призванных стимулировать новые идеи.13 Scamper — это аббривиатура, за который кроются вопросные области, применяемые в данной методике.

S замените

(substitute)

Подумайте о замене части вашего продукта / процесса на что-то другое. Думая  о том, на чтобы заменить, часто можно придумать новые идеи
C соедините

(combine)

Подумайте, объединения  двух или более частей вашего проекта  для достижения другого продукта / процесса, либо для укрепления взаимодействия (достижения синергетического эффекта)
A выдвигайте

(adopt)

Подумайте о том, какие части продукта / процесса могут быть адаптированы для удаления
M трансформируйте

(modify)

Подумайте об изменении  любой его части или  текущей  ситуации,  исказите ее в необычной  форме. Заставляя себя придумать новые способы работы, вы часто выходите  на альтернативный продукт / процесс.
P примените к другим целям

(put to other purposes)

Подумайте, как вы могли бы положить ваши текущие решения / продукт / процесс на другие цели. Вы можете представить себе другой способ решения ваших собственных затруднений.
E ликвидируйте

(eleminate)

Подумайте, что могло  бы случиться, если бы вы устранили  различные части продукта / процесс  и решите, что вы можете сделать  в такой ситуации. Это часто наталкивает  вас на рассмотрение различных путей решения
R меняйте

(rearrange)

Подумайте, что бы вы сделали, если часть вашего продукта / процесса работала по-другому или  была другой. Что бы вы сделали, если бы вам пришлось делать это в обратном направлении? 

Информация о работе Фасилитация