Сущность и значение Фонда социального страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Страхование в России в современных условиях имеет значительные отличия от тех, что были в течение семидесяти лет при командно-административной системе. Поэтому любому человеку необходимо знать, как можно использовать страхование в целях защиты от возможных убытков в своей хозяйственной деятельности и личной жизни. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивая надежной социальной защитой население страны.

Файлы: 1 файл

курсач_01...docx

— 65.26 Кб (Скачать)

Основная часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно 22%) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, учреждениями, организациями. Часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета. Это компенсационные выплаты по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление, компенсации гражданам, пострадавшим от радиации, и т.п. Часть средств ФСС направляется в Пенсионный Фонд для компенсаций семьям военнослужащих и иных компенсационных выплат.

Система обязательного медицинского страхования основана на стабильном источнике финансирования здравоохранения посредством целевого взноса. В этой система оплата медицинской помощи должна осуществляться в зависимости от объема и качества проделанной работы с одновременным контролем за целевым использованием средств, что должно привести к рационализации инфраструктуры системы здравоохранения и повышению эффективности использования ресурсов.6

На 2014 год утверждённый доход фонда составили 565.02 млрд рублей. Доходная планка на 2015 год– 608, 4 млрд рублей.

 

 

      1. Анализ расходов Фонда социального страхования.

 

Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.

Структура расходов Фонда Социального Страхования сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы», «Образование», «Социальная политика».

Общегосударственные вопросы включают в себя расходы на международные отношения и международное сотрудничество.

Расходование бюджета, предусмотренного для развития образования, направляется на финансирование следующих видов деятельности в рамках системы образования:

  • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
  • Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров;
  • Молодежная политика и оздоровление детей.

В сфере социальной политики, расходование бюджетных средств направляется на следующие статьи:

  • Социальное обеспечение населения;
  • Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. Страхованию;
  • Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. Страхованию;
  • Пособия при рождении ребенка;
  • Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. Страхованию;
  • Пособия по беременности и родам;
  • Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде;
  • Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;
  • Другие вопросы в области социальной политики.

Фактически средства ФСС направляются на выплату следующих пособий:

  • Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • Оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
  • Частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно - массовое обслуживание);
  • Частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
  • Частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
  • Оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • Создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
  • Обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • Финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • Проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • Осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  • Участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации. Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Структура доходов и расходов Фонда Социального Страхования на 2012-2013 годы представлена в следующей таблице.

Таблица 1.

 Показатели бюджета Фонда социального страхования, млрд. руб.

Показатели

2012 год

2013 год

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Доходы бюджета Фонда, всего.

579,56

630,78

590.27

603.50

Расходы бюджета Фонда, всего

577.22

531.23

606.52

566.23

Величина дефицита/профицита бюджета фонда.

2.34

99.56

-16.25

33727


 

 

В таблице 2 мы видим, что расходы в 2012 г. и 2013 г. не превышали доходы, наблюдается профицит бюджета. На 2014 год было утверждено получение доходов в размере 565 млрд рублей, а расходы запланированы в размере 621 миллиардов рублей. 7

 

 

    1. Расчёт страховых взносов в Фонде Социального Страхования. Регистрация в Фонде Социального Страхования.

 

Чтобы рассчитать страховые взносы, нужно знать, какие выплаты облагаются взносами, а какие нет. Кроме того, нужно знать ставки страховых взносов. Страховые взносы уплачиваются ежемесячно не позднее 15 числа.

Ежемесячно бухгалтер рассчитывает страховые взносы исходя из начисленных выплат работнику и страхового тарифа. Для этого ему необходимо выполнить ряд действий:

  • определить, является ли выплата объектом обложения страховыми взносами;
  • выяснить, указана ли выплата в перечне выплат, не облагаемых страховыми взносами;
  • рассчитать облагаемую базу по страховым взносам;
  • определить, какой тариф страховых взносов использовать;
  • умножить облагаемую базу на тариф страховых взносов.

Согласно статье 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ страховые взносы платят:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения гражданам;
  • индивидуальные предприниматели.

Если предприниматель имеет наемных работников или производит выплаты иным лицам, он одновременно относится и к первой, и ко второй группе плательщиков страховых взносов. А, значит, платит взносы и как работодатель, и за себя лично.

Работодатели исчисляют и уплачивают взносы:

  • на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд;
  • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в Фонд социального страхования;
  • обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В 2014 году предельная величина облагаемой базы для начисления страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС на каждого работника составляет 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101). С выплат, превышающих эту сумму, страховые взносы не взимаются (ч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

В случае если в течение года работник трудился у нескольких работодателей, база для начисления страховых взносов у работника определяется каждой компанией самостоятельно. То есть не учитываются выплаты, полученные в других компаниях.

При исчислении норматива учитываются только выплаты, облагаемые страховыми взносами, при этом суммарно по всем основаниям. Например, работнику в течение года была оказана материальная помощь к отпуску в размере 6000 руб., из них лишь 2000 руб. учитываются при определении норматива (624 000 руб.), поскольку 4000 руб. не облагаются страховыми взносами (п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Размер тарифов для начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование зависит:

  • от категории плательщика (организация должна начислять взносы по общим тарифам или вправе применять пониженные тарифы взносов);
  • от категории сотрудника, в пользу которого производятся выплаты;
  • от возраста сотрудника, получающего доход (для взносов на пенсионное страхование);
  • от суммы выплат, начисленных сотруднику в течение года (более величины предельной базы или менее этой суммы).

Если организация не имеет права на применение пониженных тарифов, то в отношении выплат, не превышающих предельную величину, она должна начислять страховые взносы в ФСС России - по тарифу 2,9 процента.

Для расчета суммы ежемесячных платежей по каждому сотруднику используют следующую формулу:

 

Сумма ежемесячных платежей страховых взносов в конкретный фонд = Вознаграждения, начисленные сотруднику с начала года до окончания текущего месяца × Тариф взносов

Формула 1.

Расчет суммы ежемесячных платежей по каждому сотруднику.

Платеж по страховым взносам за текущий месяц рассчитывают так:

 

Платеж по страховым взносам за текущий месяц = Платеж по страховым взносам, начисленный с начала года по текущий месяц включительно – Платеж по страховым взносам, начисленный с начала года по предыдущий месяц включительно

Формула 2.

Расчёт платежа по страховым взносам.

 

Сумма начисленных пени за нарушение срока уплаты налога и штрафов за совершение налоговых правонарушений не могут быть направлены страхователем на осуществление расходов по государственному социальному страхованию.

Сумма авансового платежа за отчётный месяц определяется по формуле:

 

Сальдо расчетов в ФСС РФ на начало отчетного периода + Сумма подлежащая перечислению в ФСС РФ в отчетном периоде – Сумма взносов перечисленных в ФСС РФ с начала отчетного года = сумма авансового платежа за отчётный месяц.

Формула 4. 
Расчет суммы авансового платежа за отчётный месяц.8

Информация о работе Сущность и значение Фонда социального страхования в РФ