Сущность и задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Существующая в России компенсация утраты трудоспособности на производстве из-за производственного травматизма и профессиональных заболеваний представляет собой сложный механизм страховых и нестраховых методов. В новых условиях, при неизменно возникающих финансовых трудностях для многих предприятий, их неплатежеспособности и банкротстве, когда сам предприниматель (работодатель) подвержен финансовым рискам, такая система не может обеспечить и не обеспечивает защиту пострадавших, членов их семей и иждивенцев погибших.
Цель курсовой работы- анализ системы ССНСППЗ в Пензенской области

Оглавление

Введение 3
1. Задачи, основные понятия и принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний 6
9
2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 10
13
3. Обеспечение по страхованию 13
5. Правовое обеспечение проблемы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 27
Заключение 36
Список используемой литературы: 38

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

г) осуществлять обеспечение по страхованию лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации;

д) передавать федеральному органу исполнительной власти по труду средства для осуществления им мероприятий по обучению и участвовать в осуществлении контроля за правильностью использования этих средств;

е) обеспечивать   учет   использования   средств   на   осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ж) исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

з) контролировать   деятельность   страхователя   по   исполнению   им обязанностей;

и) разъяснять застрахованным и страхователям их права и обязанности, а также порядок и условия обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

к) аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя;

л) осуществлять необходимые меры, обеспечивающие финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая формирование резервов средств на осуществление указанного вида социального страхования, в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год;

м) обеспечивать конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений о страхователе, застрахованном и лицах, имеющих право на получение страховых выплат [1].

В качестве страховщика выступает Фонд социального страхования Российской Федерации.

Справедливость и целесообразность такого решения подкрепляются наличием у фонда разветвленной структуры на региональном и отраслевом уровне, наличие базы данных о возможных видах страхования, необходимая материальная и техническая обеспеченность для осуществления страхования.

Фонд становится не только посредником между работодателями и пострадавшими на производстве по вопросам возмещения вреда, причиненного жизнью и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей. Фонд становится органом, обеспечивающим гарантии при выплатах застрахованным возмещения за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Страхователь несет ответственность за неисполнение возложенных на него обязанностей по своей регистрации (перерегистрации) у страховщика, своевременную и полную уплату страховых взносов, а также за своевременную и полную уплату страховых выплат застрахованным, назначенных страховщиком.

При   задержке   уплаты   страхового   взноса   страхователь  уплачивает страховщику пеню в размере 0,5 процента суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.

При сокрытии или занижении страхователем размера начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных взысканию подлежит вся сумма страхового взноса от сокрытого или заниженного размера начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) с начислением указанной выше пени. Кроме того, страховщиком налагается на страхователя штраф в размере сокрытой или заниженной оплаты труда (дохода) застрахованных, начисленной по всем основаниям.

В случае уклонения от регистрации (перерегистрации) у страховщика в качестве страхователя лица, нанимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных      случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации (перерегистрации) с начислением пени в размере 0,5 процента суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.

Задолженность по страховым взносам, начисленная пеня взыскиваются страховщиком со страхователя - юридического лица в бесспорном порядке, со страхователя - физического лица на основании решения суда.

Суммы страховых выплат, назначенные и выплаченные страхователем без решения страховщика, в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.

Страхователь несет ответственность за достоверность представляемых сведений, необходимых для получения застрахованным обеспечения по страхованию. В случае недостоверности указанных страхователем сведений излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию в счет уплаты

страховых взносов не засчитываются.

Страхователь и его должностные лица, виновные в сокрытии наступления страховых случаев, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Страховщик несет ответственность за осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правильность и своевременность обеспечения по страхованию застрахованных и лиц, имеющих право на получение страховых выплат.

Застрахованный и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и своевременность представления ими страховщику сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение обеспечения по страхованию, включая изменение размера страховых выплат или прекращение таких выплат.

В случае сокрытия или недостоверности указанных ими сведений, необходимых для подтверждения права на получение обеспечения по страхованию, застрахованный и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат, обязаны возместить страховщику излишне понесенные им расходы добровольно или на основании решения суда.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе проведения рыночных реформ в Российской Федерации снизился уровень социальной защищенности работающих, особенно при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. При этом недостатки правового регулирования возмещения вреда не позволяют государству в полной мере выполнять обязанности гаранта социальной защиты пострадавших. В связи с этим 24 июля 1998 года был принят Федеральный закон Российской Федерации № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [2].

Целью принятия закона явилось изменение существующей в стране более 75 лет систему урегулирования правоотношений по возмещению вреда, причиненного здоровью работников и обеспечить реальную защиту лиц, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний путем придания в законодательном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации статуса единого в России страховщика. Фонд регулирует взаимоотношения пострадавших на производстве и работодателей, по вопросам возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей. Фонд социального страхования (страховщик) является посредником между страхователем (работодателем) и застрахованным (пострадавшим работником). Порядок возмещения вреда является таким: страхователь платит страховщику страховые взносы, а страховщик за счет этих взносов возмещает вред пострадавшему.

За счет страховых взносов работодателей, величина которых зависит от страховых тарифов формируются средства на обеспечение страхования.

Все отрасли (подотрасли) экономики относят к классу профессионального риска для установления страховых тарифов, соответствующих уровню производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию от несчастных случаев на       производстве и профессиональных заболеваний. Они дифференцируются по   группам в зависимости от класса профессионального риска.

Классификация отраслей экономики по классам профессионального риска предусматривает 44-югассов профессионального риска.

Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким отраслям экономики, он подлежит отнесению к той из них, которая имеет наиболее высокий класс профессионального риска.

Рассуждая о статистике по страховым случаям, то можно сказать, что она является основой для обоснования необходимого размера страхового фонда. По этим данным можно выявить отрасли экономики, которые более или менее подвержены НСППЗ, число пострадавших от несчастных случаев, затраты на возмещение вреда и другие не менее важные факторы.

Порядок определения страхового возмещения пострадавшему представляет собой весьма сложный механизм. Возмещение вреда пострадавшему производится непосредственно через Фонд социального страхования.

Утрачиваемый заработок определяется в процентах к среднемесячному заработку пострадавшего, с учетом увеличения среднемесячного заработка пострадавшего и повышения минимального размера труда.

В составе среднемесячного заработка учитываются все виды вознаграждения. Среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью.

Подводя итог данной проблеме следует сказать, что данный вид страхования является новым для России и его введение было необходимым шагом на пути реформирования экономики России, хотя на его пути возникает множество проблем по поводу определения отрасли, присвоения ей класса профессионального риска, определения размера  возмещения и многое другое.

 

 

 

Список используемой литературы:

1.      Гражданский Кодекс РФ, ч. 2, 2-е изд., испр.-М.:Юридическая фирма Контракт: Издательская группа Инфа-М норма. 1998г.- 800с.

2.      Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» / Под ред. ЮН. Коршунова. М.: «Знание», 1998. -101 с.

3.      Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве» от 2.01.2000 
№10-ФЗ.

4.      Закон «Об организации страхового дела в РФ» от 27 ноября 1992г. №

5.      Постановление «Об утверждении Правил отнесения отраслей(подотраслей) экономики к классу профессионального риска» от 31.08.1999, №975.

6.      Сборник нормативно-методических документов по реализации закона РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» / Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования, 1998 г. - 32 с.

7.      Приказ «О переходе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 13.01.2000, №6.

8.      Порядок проведения исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации организационно-подготовительной работы по введению обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве   и   профессиональных   заболеваний:      Нормативные   акты. Приложение к журналу «Финансы». - 1998. - №11. - С. 76 - 84.

9.      Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов // Российская газета. 1997. 12 марта.

10. Типовые правила обязательного социального страхования граждан от несчастных случаев (зарегистрировано в Минюсте РФ от 24.12.98 г. № 5359)

11. О страховании : сборник нормативных актов по состоянию на 15.08.98 г.М. : Юрайт- 1998 г.- 164 с. Шомов Е.М., Чижов Б.А. «Порядок исчисления возмещения вреда, причиненного здоровью работника»: // Журнал «Главбух». - 1998. - №13. - С. 40-51.

12. Социальное и личное страхование. М: Анкил, 1996.

13. Страховое дело (учебник) под ред. Рейтмана Л.И., «Россто», 1992 г.

14. Страховой портфель /В.Б. Гомелля, Ю.Б. Рубин, В.И. Солдаткин – М. «Соминтэк», 1994 г.- 630 с.

15. .Бабич А.Н., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н., Экономика социального страхования: Курс лекций. М.: ТЕИС, 1998. - 189 с.

16. Сухов В.А. Государственное регулирование финансовой устойчивости

         страховщиков – М.: Анкил, 1995 г.- 112 с.

17. Шахов В.В. «Страхование» - М.: «Страховой полис». Юнити 1997 г.-153 с.

18. . Шомов Е.М., Чижов Б.А. «Порядок исчисления возмещения вреда, причиненного здоровью работника»: // Журнал «Главбух». - 1998. - №13. - С. 40-51.

19. Шуварина Е.Ф. Практика социального страхования (выплаты, пособия, компенсации)

20. Журнал «О страховании. Сборник публикаций» №20 (151)

21. . Журнал «О страховании. Сборник публикаций» №21 (152)

 

 

 



Информация о работе Сущность и задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний